Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при помощнике Савицкой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1054/2020 по административному исковому заявлению ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит:
1). Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: ***в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4316489366 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 19880972 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 34317218 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 24414425 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14443637 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14610667 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14436246 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 71504244 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 27718066 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 32312122 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 45229581 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 31499885 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12917458 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14056364 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13661701 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9165941 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 22067879 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13441459 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 16159756 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 260122932 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14157617 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9618991 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3905244 руб.
2). Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 960138160 руб.
3). Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4040211562 руб.
4). Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, з/у 1, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1098688551 руб.
5). Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 235199797 руб.
6). Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 98895024 руб.
7). Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 61494339 руб.
8). Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 71781866 руб.
9). Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17212293 руб.
10). Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2019 года в размере 4483196 руб.
11). Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2019 года в размере 4483196 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является владельцем спорных объектов недвижимости и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 5 июля 2019 года NО/Р-275-ОКС, 19 июля 2019 года NО/Р-276-ЗУ, подготовленные оценщиком ООО "БК-Пифагор". В ходе рассмотрения дела проведены оценочная судебная экспертиза и повторная оценочная судебная экспертиза, административный истец согласен с первоначальной оценочной судебной экспертизой от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019 и просит установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, равную их рыночной стоимости и определенной в заключении первоначальной оценочной судебной экспертизе.
В судебное заседание представитель административного истца ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" - Чужинов И.А. не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административных ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - Кристиан С.Э. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" - Кириченко Л.А. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения и нежилые здания принадлежат на праве собственности владельцам паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "ОМЕГА" под управлением административного истца, также административный истец является арендатором спорных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, договорами аренды. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество и арендной платы за землю. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, и актами ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в отношении спорных объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость соответственно по состоянию на 1 января 2018 г, на 1 января 2019 года, на 19 февраля 2019 года.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчеты об оценке от 5 июля 2019 года NО/Р-275-ОКС, 19 июля 2019 года NО/Р-276-ЗУ, подготовленные оценщиком ООО "БК-Пифагор". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 7 октября 2019 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.:
1). Отчеты об оценке от 5 июля 2019 года NО/Р-275-ОКС, 19 июля 2019 года NО/Р-276-ЗУ, подготовленные оценщиком ООО "БК-Пифагор", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2019 года в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: *** составляет в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4316489366 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 19880972 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 34317218 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 24414425 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14443637 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14610667 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14436246 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 71504244 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 27718066 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 32312122 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 45229581 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 31499885 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 12917458 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14056364 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13661701 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9165941 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 22067879 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13441459 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 16159756 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 260122932 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14157617 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9618991 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3905244 руб.
3). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2019 года составляет 960138160 руб.
4). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4040211562 руб.
5). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, з/у 1, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1098688551 руб.
6). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, стр.28, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 235199797 руб.
7). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, стр. 28/2, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 98895024 руб.
8). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 61494339 руб.
9). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 71781866 руб.
10). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17212293 руб.
11). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 19 февраля 2019 года составляет 4483196 руб.
12). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 19 февраля 2019 года составляет 4483196 руб.
Определением суда от 10 июля 2020 года по ходатайству административного истца и с согласия административных ответчиков на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ назначена повторная оценочная судебная экспертиза, поскольку экспертом приняты объекты-аналоги не сопоставимые по своим количественным и качественным характеристикам с объектами исследования, не применены необходимые корректировки.
По заключению повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года N555/2020, проведенной экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" Карцевым П.В.:
1). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2019 года в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: *** составляет в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5510700000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61100000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 97000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 72200000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 45000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 45600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 44900000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 187500000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 80400000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 58100000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 124000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 90100000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 40700000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 44000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 42800000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 30600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 64800000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 42200000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 49800000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 262000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 10600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2400000 руб.
2). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1017500000 руб.
3). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4741100000 руб.
4). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2018600000 руб.
5). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 268800000 руб.
6). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 113000000 руб.
7). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 83300000 руб.
8). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 74900000 руб.
9). Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17400000 руб.
10). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 19 февраля 2019 года составляет 4900000 руб.
11). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 19 февраля 2019 года составляет 4900000 руб.
Административный истец не согласился с указанными выводами повторной оценочной судебной экспертизы, однако замечания на экспертное заключение не предоставил и ходатайство о проведении по делу повторной экспертизы не заявил. Предоставил дополнительное административное исковое заявление, в котором уже согласился с выводами первоначальной оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, и предъявил требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, равную их рыночной стоимости и определенной в заключении первоначальной оценочной судебной экспертизы.
Со стороны административных ответчиков не предоставлены письменные замечания на заключение повторной оценочной судебной экспертизы, ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, в части несоответствия отчетов об оценке ООО "БК-Пифагор" от 5 июля 2019 года NО/Р-275-ОКС, 19 июля 2019 года NО/Р-276-ЗУ требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года N555/2020, подготовленное экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" Карцевым П.В, соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г..N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г..N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении повторной оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки в повторной экспертизе полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
На основании изложенного, оценивая приведенные выводы повторной оценочной судебной экспертизы, всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение повторной оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы и повторной экспертизы соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация экспертов подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперты имеет высшее образование, прошли профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдали единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности; являются членом саморегулируемой организации оценщиков; гражданская ответственность экспертов застрахована; эксперты имеют необходимый стаж работы в оценочной деятельности, состоят в трудовых отношениях с экспертной организацией.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке ООО "БК-Пифагор" от 5 июля 2019 года NО/Р-275-ОКС, 19 июля 2019 года NО/Р-276-ЗУ требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года N555/2020, подготовленное экспертом ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" Карцевым П.В, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу соответственно выводы указанных судебных экспертиз.
Н е подлежит принятию в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости спорных объектов недвижимости заключение оценочной судебной экспертизы от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, поскольку экспертом не учитывалось фактическое расположение помещений в здании, его назначение, помещения оценивались как часть офисного здания, использовалась заниженная арендная ставка; эксперт не запросил дополнительные документы, необходимые для определения рыночной стоимости в рамках доходного подхода. Так при проведении повторной экспертизы по запросу эксперта административным истцом были предоставлены техническая документация, сведения о доходах и расходах в трех томах. Указанные недостатки привели к искажению результатов итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоответствии первоначального экспертного заключения в части определения величины рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям статей 8 и 16 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Поэтому отсутствуют правовые основания для принятия первоначального экспертного заключения в качестве надлежащего доказательства по делу и удовлетворения требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере рыночной стоимости, определенном в оценочной судебной экспертизе от 3 апреля 2020 года N3А-5483/2019.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ; земельного участка с кадастровым номером ***; нежилого здания с кадастровым номером *** превышает кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, установленную распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 и актами ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования".
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пунктах 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N20-П, право лица на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, служит, в частности, целям последующего определения налогового обязательства в размере не большем, чем это установлено законом, притом что именно такой объем налоговой обязанности предопределен требованием статьи 57 Конституции Российской Федерации о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ее статей 15 и 18 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П и от 1 июля 2015 года N 19-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2341-О, N 2342-О и N 2343-О).
На основании приведенных норм права юридическое лицо вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права или обязанности.
Из материалов дела судом установлено, что административный истец является плательщиком налога на имущество в отношении нежилых помещений и здания, плательщиком арендной платы в отношении земельных участков, которые исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Вследствие этого, установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, порождает налогово-имущественные последствия и приведет к увеличению налогового бремени для административного истца.
При таких обстоятельствах установление кадастровой стоимости спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***; земельного участка с кадастровым номером ***; нежилого здания с кадастровым номером ***, в размере их рыночной стоимости, не направлено на восстановление нарушенного права административного истца, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части.
В отношении оставшихся объектов недвижимости: нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** ***; земельных участков с кадастровыми номерами *** *** ***; нежилых зданий с кадастровыми номерами *** ***; нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, рыночная стоимость меньше установленной кадастровой стоимости, поэтому суд считает необходимы установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, в размере рыночной стоимости, определенном в повторной оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, в отношении спорных объектов недвижимости применяются соответственно с 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 19 февраля 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является 13 августа 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости соответственно по состоянию на 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 19 февраля 2019 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 19 февраля 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство экспертной организации о возмещении расходов на оплату услуг эксперта за проведение повторной экспертизы в размере 1737000 руб, суд учитывает положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости объектов недвижимости, возложено законом на административного истца.
По заключению первоначальной оценочной судебной экспертизы предоставленные административным истцом отчеты об оценке признаны несоответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Таким образом, заключениями экспертов нашли свое подтверждение доводы административных ответчиков о несоответствии отчетов оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и о недостоверности заявленной административным истцом величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Кроме того, по заключению повторной экспертизы рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***; земельного участка с кадастровым номером ***; нежилого здания с кадастровым номером ***, превысила кадастровую стоимость, что и явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований в указанной части.
В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** ; земельных участков с кадастровыми номерами *** *** ***; нежилого здания с кадастровыми номерами ***; нежилых помещений с кадастровыми номерами *** ***, разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью является незначительной, составляет соответственно 10, 34%, 31, 34%, 13, 93%, 2, 75%, 23, 40%, 23, 75%, 1, 97%, 31, 89% и является приемлемым, допустимым диапазоном отклонения в стоимости объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости.
В отношении нежилого помещения с кадастровыми номерами ***и нежилого здания с кадастровыми номерами *** разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью является значительной, составляет соответственно 61, 70%, 78, 33% и свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости.
Поскольку административные исковые требования удовлетворены частично, отклонение кадастровой стоимости объектов недвижимости от их рыночной стоимости является незначительным, кроме нежилого помещения с кадастровыми номерами ***и нежилого здания с кадастровыми номерами ***, суд в соответствии с частью 3 статьи 108, статьёй 111, частью 5 статьи 247, частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым взыскать с:
- административного истца в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, за исключением нежилого помещения с кадастровыми номерами ***и нежилого здания с кадастровыми номерами ***, в размере 1639700 руб.;
- ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", как органа утвердившего кадастровую стоимость объекта недвижимости, в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта по определению рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года нежилого помещения с кадастровыми номерами ***в размере 33300 руб.;
- Департамента городского имущества города Москвы в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта по определению рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года нежилого здания с кадастровыми номерами ***в размере 64000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: *** в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 262000000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 10600000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2400000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1017500000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4741100000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 268800000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 113000000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 74900000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17400000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2019 года в размере 4900000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***равную рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2019 года в размере 4900000 руб.
Датой обращения ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 13 августа 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых зданий и земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений и земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений по состоянию на 19 февраля 2019 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 19 февраля 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" отказать.
Взыскать с ЗАО "УК "Крона" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "ОМЕГА" в пользу ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" расходы на оплату услуг эксперта в размере 1639700 (один миллион шестьсот тридцать девять тысяч семьсот) руб.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" расходы на оплату услуг эксперта в размере 64000 (шестьдесят четыре тысячи) руб.
Взыскать с ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в пользу ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС" расходы на оплату услуг эксперта в размере 33300 (тридцать три тысячи триста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.