Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при помощнике Савицкой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3564/2020 по административному исковому заявлению ООО "Реставрация Н+" к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию соответственно на 1 января 2018 года, на 12 июля 2019 года, на 19 ноября 2019 года, УСТАНОВИЛ:
ООО "Реставрация Н+" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит:
1). У становить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61231746 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61660255 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 57104523 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 58960646 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61768510 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 11484792 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 25266453 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14353209 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5583003 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5441749 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2655508 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1527939 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17768016 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20925543 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 22635870 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 35389096 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 436796152 руб.
2). Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 19 ноября 2019 года в размере 508810767 руб.
3) Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 12 июля 2019 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18349791 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2426302 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1395580 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2371574 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3046560 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6977899 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3931339 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2946224 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1386458 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1933745 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1194908 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1395580 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1906380 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1271862 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6179452 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 11284888
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2214582
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4807362 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 16 декабря 2019 года N19125-1, N19125-2, подготовленные оценщиком ООО "Арт-Консалтинг". В ходе рассмотрения дела проведена ООО "Роосконсалтгруп" судебная оценочная экспертиза от 7 сентября 2020 года, с которой административный истец согласился и просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, равной рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертом заключении.
В судебном заседании представители административного истца ООО "Реставрация Н+" - Назарян К.Г. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Алымов Д.В. возражал п ротив удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" - Ничипоренко А.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником спорных нежилых помещений, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, в отношении спорных нежилых помещений определена кадастровая стоимость соответственно по состоянию на 1 января 2018 года, на 12 июля 2019 года, на 19 ноября 2019 года.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец предоставил отчеты об оценке от 16 декабря 2019 года N19125-1, N19125-2, подготовленные оценщиком ООО "Арт-Консалтинг". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 16 апреля 2020 года назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 7 сентября 2020 года, с учетом исправленной технической ошибки, проведенной экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А.:
1). Отчеты об оценке от 16 декабря 2019 года N19125-1, N19125-2, подготовленные оценщиком ООО "Арт-Консалтинг", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61231746 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61660255 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 57104523 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 58960646 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 61768510 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 11484792 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 25266453 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14353209 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5583003 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5441749 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2655508 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1527939 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17768016 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20925543 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 22635870 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 35389096 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 436796152 руб.
3). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 19 ноября 2019 года составляет 508810767 руб.
4) Рыночная стоимость по состоянию на 12 июля 2019 г. нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18349791 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2426302 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1395580 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2371574 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3046560 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6977899 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3931339 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2946224 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1386458 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1933745 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1194908 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1395580 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1906380 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1271862 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6179452 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1297557
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 11284888
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2214582
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4807362 руб.
Определением суда от 5 октября 2020 года по ходатайству административного ответчика и на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ назначена повторная оценочная судебная экспертиза.
По заключению повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года, с учетом дополнительного экспертного заключения от 24 декабря 2020 года, ввиду исправления технической ошибки, проведенных экспертом ООО "Центр Делового Консультирования" Бубякиным Н.А.:
1). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 94414579 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 95137814 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 88479975 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 92245520 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 96453181 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 16897075 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 43877628 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 19535320 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9660857 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4858536 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2370907 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1364184 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 16353356 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18842616 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20169333 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 31329523 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 559302028 руб.
2). Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, по состоянию на 19 ноября 2019 года составляет 645003239 руб.
3) Рыночная стоимость по состоянию на 12 июля 2019 г. нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 29623868 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3331191 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1916061 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3256052 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4182774 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9429098 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5397532 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4045018 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1903538 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2654934 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1640549 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1916061 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2617365 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1763220 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1798841 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 8566757 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1798841 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1798841
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 15917788
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4387406
руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6867036 руб.
Представитель административного истца не согласился с указанными выводами повторной оценочной судебной экспертизы, предоставил письменные замечания, рецензию на экспертное заключение, заявил ходатайство о проведении по делу повторной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы также не согласился с выводами повторной оценочной судебной экспертизы, предоставил письменные замечания, и тоже заявил ходатайство о проведении по делу повторной судебной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 25 декабря 2020 года отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 7 сентября 2020 года, проведенной экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, в части несоответствия отчетов об оценке от 16 декабря 2019 года N19125-1, N19125-2, подготовленных оценщиком ООО "Арт-Консалтинг", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года, с учетом дополнительного экспертного заключения от 24 декабря 2020 года, подготовленные экспертом ООО "Центр Делового Консультирования" Бубякиным Н.А, соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г..N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г..N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта в повторной экспертизе относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение в повторной экспертизе о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, письменные ответы эксперта, суд приходит к выводу о необоснованности замечаний по следующим основаниям.
В заключении экспертом проанализированы объекты исследования и установлено, что объекты исследования разбиты на множество кадастровых номеров, но в целом образуют здание высококлассного офисного центра и являются его неотъемлемой частью. В целом все объекты исследования в рамках здания функционируют как единое целое и составляют понятие "бизнес-центр", которое по своим количественным и качественным характеристикам относится к классу здания "В", обоснование приведено на стр. 427-428 заключения. Также экспертом произведен анализ предложений объектов недвижимости, к которым относятся объекты оценки (стр.59-60 заключения). Принятые экспертом объекты-аналоги сопоставимы с объектами исследования по своим количественным и качественным характеристикам, в том числе по местоположению, по удельной стоимости единых объектов недвижимости. Методология оценки экспертом не нарушена. В отношении объектов-аналогов введены необходимые корректировки, в том числе на объект-аналог N5 введена корректировка на удаленность от метро. Коэффициент вариации не превышает 33%, что указывает на корректный подбор объектов-аналогов. Как пояснил эксперт, ошибочно не было учтено факт расположения части нежилого помещения с кадастровым номером ***площадью 174, 3 кв.м. на антресоли (41, 3 кв.м. на антресоли), а также наличие отдельного входа в указанное помещение. Вследствие этого эксперт пересчитал стоимость указанного объекта исследования, предоставив дополнительное экспертное заключение. Таким образом, замечания административного истца в указанной части приняты экспертом и учтены в дополнительном экспертном заключении. По данным материалов дела и результатам визуального осмотра, экспертом установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером ***, которое оценивается на 1 января 2018 года, в 2019 году было разделено на 24 помещения, из них 22 помещения исследуются по состоянию на 12 июля 2019 года, помещение ***по состоянию на 19 ноября 2019 года.
Вследствие этого эксперт обоснованно не производился отдельно отбор объектов-аналогов на 2019 год, использовал информацию о динамике цен за выбранный период, на отличие ввел необходимые корректировки. Полученная величина рыночной стоимости объектов исследования в рамках сравнительного и доходного подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в заключении. Информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертом заключении, в подтверждении информации приложены скриншоты предложений.
На основании изложенного, оценивая приведенные выводы повторной оценочной судебной экспертизы, всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение повторной оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы и повторной экспертизы соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация экспертов подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперты имеет высшее образование, прошли профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдали единый квалификационный экзамен, что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности; являются членом саморегулируемой организации оценщиков; гражданская ответственность экспертов застрахована; эксперты имеют необходимый стаж работы в оценочной деятельности, состоят в трудовых отношениях с экспертной организацией.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 7 сентября 2020 года, проведенное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке ООО "Арт-Консалтинг" от 16 декабря 2019 года N19125-1, N19125-2 требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; заключение повторной оценочной судебной экспертизы от 3 декабря 2020 года, с учетом дополнительного экспертного заключения от 24 декабря 2020 года, подготовленные экспертом ООО "Центр Делового Консультирования" Бубякиным Н.А, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу соответственно выводы указанных судебных экспертиз.
При этом не подлежит принятию в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости нежилых помещений заключение оценочной судебной экспертизы от 7 сентября 2020 года, подготовленное экспертом ООО "Роосконсалтгруп" Комиссаровым Г.А, поскольку экспертом приняты объекты-аналоги не сопоставимые по своим количественным и качественным характеристикам с объектами исследования, не применены необходимые корректировки, что повлияло на итоговый результат.
Поскольку рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, *** *** *** *** *** *** *** ***и по состоянию на 19 ноября 2019 года нежилого помещения с кадастровым номером ***меньше кадастровой стоимости, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость данных нежилых помещений, равную их рыночной стоимости в размере, определенном в повторной судебной экспертизе.
При этом судом установлено, что рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** *** *** *** ***, по состоянию на 12 июля 2019 года нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***превышает установленную кадастровую стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пунктах 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N20-П, право лица на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, служит, в частности, целям последующего определения налогового обязательства в размере не большем, чем это установлено законом, притом что именно такой объем налоговой обязанности предопределен требованием статьи 57 Конституции Российской Федерации о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ее статей 15 и 18 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П и от 1 июля 2015 года N 19-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2341-О, N 2342-О и N 2343-О).
На основании приведенных норм права юридическое лицо вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права или обязанности.
Из материалов дела судом установлено, что административный истец является плательщиком налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Вследствие этого, установление кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости в размере, превышающей кадастровую стоимость, порождает налогово-имущественные последствия и приведет к увеличению налогового бремени для административного истца.
При таких обстоятельствах установление кадастровой стоимости указанных выше спорных нежилых помещений в размере рыночной стоимости не направлено на восстановление нарушенного права административного истца, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований в указанной части.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** *** *** *** *** ***, ***установлена по стоянию на 1 января 2018 года, нежилого помещения с кадастровым номером ***установлена по стоянию на 19 ноября 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений является 27 декабря 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по стоянию на 19 ноября 2019 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 19 ноября 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство экспертной организации ООО "Центр Делового Консультирования" о возмещении расходов на оплату услуг эксперта в размере 4100000 руб, суд учитывает положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилого помещения, возложено законом на административного истца.
По заключению оценочной первоначальной судебной экспертизы предоставленный административным истцом отчеты об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определена по заключению повторной экспертизы в другом размере, который превысил кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, *** *** *** * ** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Таким образом, заключением повторной судебной экспертизы нашли свое подтверждение доводы административного ответчика о недостоверности заявленной административным истцом величины рыночной стоимости спорных нежилых помещений.
При этом судом установлено, что разница между рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***является значительно, свыше 50% (от 50% до 68%), что свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости. При этом является незначительной разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилых помещений с кадастровыми номерами ***и *** составляет соответственно 6, 67%, 29%, не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суд на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым взыскать с административного истца в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта в размере 325897 руб. 44 коп. (всего 39 объектов, 410000 руб. : 39 объектов = 10512 руб. 82 коп. за 1 объект недвижимости; 31 х 10512 руб. 82 коп. = 325897 руб. 44 коп.), с Департамента городского имущества города Москвы в пользу экспертной организации расходы на оплату услуг эксперта 84102 руб. 56 коп. (8 объектов х 10512 руб. 82 коп.).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Реставрация Н+" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9660857 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4858536 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2370907 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1364184 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 16353356 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 18842616 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 20169333 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 31329523 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 559302028 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: ***, равную рыночной стоимости по состоянию на 19 ноября 2019 года в размере 645003239 руб.
Датой обращения ООО "Реставрация Н+" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 27 декабря 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2018 года указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 19 ноября 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать ООО "Реставрация Н+" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве:
- об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, расположенных в одном здании по адресу: ***, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года;
- об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *** *** *** * ** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***, ***расположенных в одном здании по адресу: ***, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 12 июля 2019 года.
Взыскать с ООО "Реставрация Н+" в пользу ООО "Центр Делового Консультирования" расходы на оплату услуг эксперта 325897 руб. 44 коп.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Центр Делового Консультирования" расходы на оплату услуг эксперта 84102 руб. 56 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 11 января 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.