Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Ефремовой О.Н, Жудова Н.В, при секретаре Каминской А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3794/2020 по административному исковому заявлению ООО "ИнтелСистемСтрой" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 30 сентября 2020 года, которым административный иск удовлетворен, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, возражения представителя административного истца Лисова А.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "ИнтелСистемСтрой" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности и расположенных по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений:
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 489 711 286 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 3 211 846 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 1 385 502 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 1 049 623 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 890 930 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 2 300 923 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 2 387 517 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 1 196 569 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 18 640 096 рублей;
- с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 70 218 433 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в отношении данных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2018 года распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 кадастровая стоимость:
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 925 882 503, 98 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 9 077 086, 69 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 4 107 149, 77 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 160 935, 2 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 013 724, 72 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 675 698, 86 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 876 954, 61 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 576 745, 78 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 36 447 910, 32 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 135 940 364, 74 рублей, значительно превышает их рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке N от 18.11.2019г, подготовленного оценщиком "данные изъяты" что нарушает его права и обязанности как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Московского городского суда от 30 сентября 2020 года административное исковое заявление ООО "ИнтелСистемСтрой" удовлетворено, по состоянию на 1 января 2018 года установлена кадастровая стоимость нежилых помещений по адресу: "адрес" в размере их рыночной стоимости :
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 749 076 343 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 237 870 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 650 851 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 116 998 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 1 961 538 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 117 247 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 242 315 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 354 037 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 29 901 693 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 114 188 720 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 20 февраля 2020 года.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Департаментом городского имущества города Москвы и Правительством Москвы подана апелляционная жалоба, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, содержится просьба об отмене состоявшегося по делу решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что административный истец выбрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку факт расхождения между результатами кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой.
Податели жалобы считают, что административным истцом не доказано нарушение методики проведения государственной кадастровой оценки, что свидетельствовало бы о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Также указывается, что административный истец просит суд установить рыночную стоимость объектов недвижимости в целях налогообложения, в связи с чем имеет своей целью уменьшить императивно установленные, обязательные, индивидуально определенные безвозмездные платежи, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими эти платежи.
По мнению административного ответчика и заинтересованного лица, заключение судебной оценочной экспертизы не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ), поскольку судом неверно сформулированы вопросы, подлежащие экспертному исследованию, рассчитанная экспертом стоимость объектов недвижимости 171 172 руб./кв.м ниже средних рыночных цен по сегменту недвижимости, к которому относятся объекты оценки - офисные помещения в "адрес" и составляющие 411 759 руб./кв.м. для единого объекта недвижимости. Подобранные экспертом объекты-аналоги отличаются по цене предложения друг от друга более чем в 1, 5 раза, что свидетельствует о некорректной выборке, при расчетах доходным подходом эксперт не ввел корректировку на тип помещения, что привело к существенному занижению рыночной стоимости.
Просил провести по делу повторное экспертное исследование, отменить состоявшееся по делу решение и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы и Управления Росреестра по Москве не явились. О дате и месте слушания по делу извещены своевременно и надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание участников судебного разбирательства, явка которых не признана судом обязательной, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих административному истцу на праве собственности, выше их рыночной стоимости, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, руководствуясь положениями статей 372-375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N237-ФЗ) и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ), пришел к правильному выводу об их удовлетворении и возможности установления кадастровой стоимости нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования полученных судом доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает сомнений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что административный истец является собственником десяти нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", в семиэтажном с двумя подземными этажами кирпичном здании 2002 года постройки, используемом как бизнес центр класса А.
Фактическое использование и площадь спорных помещений следующая:
- помещение с кадастровым номером N площадью 4123, 8 кв.м, (в т.ч. подвал -286, 9 кв.м. - технические помещения, венткамера, паркинг; 1 этаж 465, 7 кв.м. 2, 4, 5, 6 этажи - 3371, 2 кв.м. - офисно-торгового назначения);
- помещение с кадастровым номером N площадью 30, 6 кв.м. (подвал (2), вспомогательного назначения);
- помещение с кадастровым номером N площадью 13, 2 кв.м. (подвал (1), вспомогательного назначения);
- с кадастровым номером N площадью 10 кв.м. (подвал (1), подсобное помещение);
- помещение с кадастровым номером N площадью 6, 2 кв.м. (первый этаж, тамбур);
- помещение с кадастровым номером N площадью 18, 6 кв.м. (7 этаж, лестничная клетка);
-помещение с кадастровым номером N площадью 19, 3 кв.м. (7 этаж, лестничная клетка);
-помещение с кадастровым номером N площадью 11, 4 кв.м. (подвал (1), техническое помещение);
-помещение с кадастровым номером N площадью 133, 6 кв.м. (2 этаж, офисно-торгового назначения);
-помещение с кадастровым номером N площадью 239, 4 кв.м. (подвал, 1, 2 этаж, офисно-торгового назначения).
Спорные нежилые помещения имеют стандартную для своего класса отделку и находятся в рабочем состоянии.
Территориально здание находится в районе "адрес", в квартале, характеризующимся административной, жилой и коммерческой застройкой. На расстоянии до 5 мин. пешком находится станции метро "данные изъяты"
Проанализировав представленные административным истцом выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества о кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции верно исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости определена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 по состоянию на 1 января 2018 года в размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером N -925 882 503, 98 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N -9 077 086, 69 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 107 149, 77 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 160 935, 2 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N -2 013 724, 72 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 675 698, 86 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 876 954, 61 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N -3 576 745, 78 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 36 447 910, 32 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 135 940 364, 74 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 237-ФЗ, пунктами 1.2 и 1.3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В свою очередь, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определение рыночной стоимости предполагает наличие свободного волеизъявления сторон на совершение сделки, наличие об объекте оценки всей необходимой информации и некоторые другие факторы (статья 3 Закона N 135-ФЗ).
Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (определения от 3 июля 2014 года N 1555-О, от 16 июля 2015 года N 1769-О и N 1790-О, от 25 октября 2016 года N 2207-О и др.).
Не согласившись с определением кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости и считая, что она является необоснованно завышенной, административный истец обратился в суд за ее оспариванием.
В силу требований статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 Закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N28) разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось.
Определение рыночной стоимости объекта оценки осуществляется в соответствии с требованиями Закона N135-ФЗ в рамках оценочной деятельности - профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки различных видов стоимости в соответствии с федеральными стандартами оценки стоимости.
Согласно статье 11 Закона N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Следовательно, допустимым и относимым, а также достоверным, пока не доказано иное, доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта оценки является отчет об оценке, составленный в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке N от 18.11.2019г, подготовленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость принадлежащих административному истцу нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года составила :
- с кадастровым номером N - 489 711 286 рублей;
- с кадастровым номером N -3 211 846 рублей;
- с кадастровым номером N -1 385 502 рублей;
- с кадастровым номером N -1 049 623 рублей;
- с кадастровым номером N - 890 930 рублей;
- с кадастровым номером N - 2 300 923 рублей;
- с кадастровым номером N -2 387 517 рублей;
- с кадастровым номером N -1 196 569 рублей;
- с кадастровым номером N -18 640 096 рублей;
- с кадастровым номером N -70 218 433 рублей.
В соответствии с требованиями статьи 12 Закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В пункте 23 постановления Пленума N 28 разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд, по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Поскольку имелись обоснованные сомнения в достоверности представленного административным истцом отчета об оценке, с учетом возражений административного ответчика, по ходатайству представителя административного истца судом первой инстанции правильно была назначена судебная экспертиза.
Доводы апелляционной жалобы о неполноте поставленных перед экспертом вопросов подлежат отклонению, поскольку при разрешении судом вопроса о назначении судебной экспертизы административный ответчик возражений относительно поставленных на обсуждение вопросов не представил. Сформулированные в определении вопросы направлены на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, что соответствует пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N, составленному экспертом ФИО7 ("данные изъяты" отчет об оценке N от 18.11.2019г, подготовленный оценщиком "данные изъяты" не соответствует требованиям Закона N135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки.
Данные выводы экспертом в заключении мотивированы со ссылками на положения федеральных стандартов оценки, не оспаривались лицами, участвующими в деле, и обоснованно приняты судом как достоверные, в связи с чем при разрешении требований об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, суд обоснованно руководствовался заключением эксперта, отклонив представленный административным истцом отчет об оценке, признав его недостоверным доказательством.
Рыночную стоимость спорных нежилых помещений эксперт определил
по состоянию на 1 января 2018 года в размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 749 076 343 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 237 870 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 650 851 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 116 998 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 1 961 538 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 117 247 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 242 315 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 354 037 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 29 901 693 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N - 114 188 720 рублей.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке нежилых помещений эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка рыночной стоимости с учетом количественных и качественных характеристик объектов оценки; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом сравнительному и доходному подходам, позволяют определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Эксперт обоснованно отнес оцениваемые им помещения к сегменту недвижимости административно-офисного назначения класса А, значение диапазона цен предложений единых объектов недвижимости, сопоставимых с объектом исследования, эксперт определилот 300 000 руб./кв.м до 450 000 руб./кв.м (с учетом вклада стоимости земельного участка, без учета корректировки на торг).
Итоговое значение 1 кв.м. рыночной стоимости объектов оценки сопоставимо с данным диапазоном, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что рассчитанное экспертом значение не соответствует уровню рыночных цен на данный сегмент недвижимости.
Представленное в материалы дела заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 61.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы. Выводы эксперта основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, не содержат противоречий, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость объектов недвижимости.
В свою очередь подателем апелляционной жалобы каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного исследования и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено.
Доводы о необходимости исключения из расчетов объектов-аналогов, разница в стоимости которых составляет более чем 1, 5 раза судебная коллегия находит необоснованными.
Указанный в цитируемом административным ответчиком в апелляционной жалобе письме ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 22.01.2015 N19-8157 способ выбора сопоставимых объектов-аналогов является не единственным. Так в методической литературе одним из самых распространенных способов оценки сопоставимости объектов-аналогов является вычисление коэффициента вариации скорректированных стоимостей объектов-аналогов и величины суммарной валовой корректировки. Из содержания экспертного заключения следует, что в рассматриваемом случае коэффициент вариации составляет 26, 56%, что свидетельствует о допустимой изменчивости вариационного ряда скорректированных значений объектов-аналогов и как следствие о корректном подборе экспертов объектов-аналогов.
Довод апеллянта о необходимости проведения по делу повторной судебной экспертизы был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка, не согласится с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Административным ответчиком не приведено доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах эксперта, сомнений в достоверности заключения, а несогласие с результатами экспертного исследования само по себе не влечет необходимости проведения повторной судебной экспертизы.
Вероятностная природа рыночной стоимости не позволяет ограничиваться только четко определенными количественными показателями расчетных значений определенных экспертом (оценщиком).
С учетом оборачиваемости объекта оценки и развитости рынка к которому он относится, существует интервал значений, в котором может находится рыночная стоимость объекта оценки (пункт 30 приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)"). Следовательно, все значения рыночной стоимости, полученные различными субъектами оценочной деятельности, находящиеся в границах данного интервала, будут являться допустимыми и достоверными значениями величины рыночной стоимости объекта оценки. При этом полученные значения могут различаться у различных субъектов оценочной деятельности в зависимости от качества исходной информации, а также знаний, практических навыков и опыта самого субъекта оценочной деятельности. И лишь, в случае, существенного занижения итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, можно констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Однако, суду апелляционной инстанции стороной административного ответчика не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих, что при исправлении выявленных, по мнению подателя жалобы, недостатков судебной экспертизы (в том числе неприменение экспертом корректировки на тип помещения), значение определенной в ней итоговой величины рыночной стоимости выйдет за границы допустимого интервала.
Доводы апелляционной жалобы о неверно избранном способе защиты права судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрено законное право административного истца обращаться в суды с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости и указанное право не может быть ограничено фактом снижения размера налоговых и иных обязательных платежей в пользу заинтересованных лиц, а равно необходимостью согласования размера рыночной стоимости с органом, установившим кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Само по себе указание подателей апелляционной жалобы на несоответствие рыночной стоимости объектов оценки их кадастровой стоимости не является основанием для вывода, что рыночная стоимость определена неверно.
Допустимые различия в методах оценки кадастровой и рыночной стоимости, а также допущения касающиеся индивидуальных характеристик объекта оценки по разному учитывающиеся при проведении оценки, делают неизбежными определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот, и другой результаты считаются достоверными, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.