Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Анатолия Васильевича к Якутской городской Думе об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год
по кассационной жалобе и дополнениям к ней представителя Якутской городской Думы
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.В. обратился в суд к Якутской городской Думе с иском об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год, указав, что 29 декабря 2017 года между сторонами заключен трудовой договор N 18-МС, в соответствии с которым истец принят на работу в Якутскую городскую Думу на должность руководителя аппарата Якутской городской Думы. Согласно условиям трудового договора работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29 сентября 2008 года РЯГД-9-2 "Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Городского округа "Город Якутск". Распоряжением Председателя Якутской городской Думы от 16 января 2015 года N 04-06/01-3 утвержден Порядок материального стимулирования в Якутской городской Думе. Однако, вопреки установленному Порядку, и требований законодательства, сумма материального стимулирования за отработанный отчетный период 2018 год не была выплачена истцу. 10 декабря 2019 года в адрес ответчика направлена претензия о взыскании невыплаченных сумм, которая оставлена без удовлетворения. Просил суд обязать Якутскую городскую Думу выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года исковые требования Васильева Анатолия Васильевича оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2020 года, по апелляционной жалобе представителя истца, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года отменено, принято новое решение, которым за Васильевым А.В. признано право на материальное стимулирование по итогам 2018 года.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней представитель Якутской городской Думы просит отменить решение апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Ссылается на то, что к участию в деле в качестве ответчика должна была быть привлечена окружная администрация г.Якутска, которая является распорядителем бюджетных средств. Указывает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что положение п.1.3 Порядка, согласно которому материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания (оплаты труда) работников Якутской городской Думы, противоречит ст.ст.18, 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" не основан на законе. Считает, что премирование муниципальных служащих Якутской городской Думы является правом, а не обязанностью работодателя. Полагает, что судебной коллегией необходимо было применять разъяснения, содержащиеся в письме Минтруда России от 14.03.2018 N14-1/ООГ-1874. Кроме того указывает, что исковое заявление не содержит расчет исковых требований, в связи с чем требования истца подлежали отклонению, равно как и требование о взыскании судебных расходов в размере 50 000 рублей, поскольку данная сумма является необоснованной и завышенной.
Васильев А.В. направил в суд письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Якутской городской Думы, Васильев А.В. в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что 29 декабря 2017 года Васильев А.В. проходил муниципальную службу в Якутской городской Думе на основании трудового договора N 18-МС, занимал должность руководителя аппарата Якутской городской Думы.
Согласно п.2.3 трудового договора работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 РЯГД-9-2 "Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа "город Якутск".
Дополнительным соглашением к трудовому договору указанный пункт уточнен, конкретизированы выплаты: ежемесячная надбавка за особые условия труда муниципальной службы в размере 150%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу от 1 до 5 лет в размере 10%; ежемесячное денежное поощрение по ведущим должностям муниципальной службы - в размере 152, 5%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 80%; районный коэффициент к заработной плате в размере 70 %. Указанное соглашение подписано Васильевым А.В. и получено на руки 10 января 2018 года.
В силу п. 5.1.3 трудового договора работодатель имеет право поощрить работника за добросовестный эффективный труд.
Распоряжением председателя Якутской городской Думы от 07 сентября 2018 года истец уволен по п.3 ч. 1 ст.77 ТК РФ (по инициативе работника).
21 мая 2019 года Председателем Якутской городской Думы издано распоряжение N 06-03/41 о материальном стимулировании за 2018 год на основании распоряжения Якутской городской Думой N 06-04/17 от 16.05.2019.
Истец, узнав, что ему не произведено материальное стимулирование за 2018 год, 10 декабря 2019 года обратился с претензией в адрес работодателя.
01 ноября 2019 в адрес истца направлен ответ, согласно которому на момент выплаты истец не являлся работником Якутской городской Думы. Кроме того, из ответа следует, что материальное стимулирование, предусмотренное Порядком, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих, и не является гарантированной оплатой труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанная премия не является гарантированным видом денежного содержания, носит стимулирующий характер. Кроме того указал, что истцом пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ.
Судебная коллегия суда Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не согласилась с данными выводами, и, отменяя решение суда первой инстанции, анализируя положения ст.191 ТК РФ, Закона Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 480-3 N975-Ш "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)", Закон Республики Саха (Якутия) от 19.06.2008 572-3 N35-IV "О ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим в Республике Саха (Якутия)", Порядка материального стимулирования в Якутской городской Думе, утвержденный распоряжением председателя Якутской городской Думой N 04-06/01-3 от 16 января 2015 года в их взаимосвязи, пришла к выводу, что материальное стимулирование в Якутской городской Думе, установленное Порядком, относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Учитывая, что Васильев А.В. отработал в Якутской городской Думе до 31 октября 2018 года, уволен по собственному желанию с 01 ноября 2018 года, в связи с этим он не может быть лишен права на выплату ему материального стимулирования, выплаченного другим работникам по результатам календарного года, поскольку иное поставит его в неравное положение с другими работниками, в связи с чем коллегия пришла к выводу об удовлетворении требований Васильева А.В.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ под заработной платой работника понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Согласно ч.2 ст.22 ФЗ от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.18 Закон Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 480-3 N 975 "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Республики Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пп. 3 п. 1.4 Положения о порядке премирования работников органов местного самоуправления городского округа "город Якутск" (приложение N11), утвержденного Решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 N РЯГД- 9-2, единовременные премии по результатам выполнения показателей эффективности деятельности за год при наличии экономии фонда оплаты труда являются одним из видов премий.
16 января 2015 года дополнительно к действующим локальным нормативным актам, регулирующими вопросы оплаты труда, распоряжением председателя Якутской городской Думой N 04-06\01-3 утвержден Порядок материального стимулирования в Якутской городской Думе.
Разрешая требования в части права Васильева А.В. на меры материального стимулирования, суд апелляционной инстанции, не отрицая право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия материального стимулирования, исходил из того, что после утверждения такого порядка, он становится обязательным для всех участников трудовых отношений.
Разделом 5 Порядка материального стимулирования предусмотрены основания, в силу которых материальное стимулирование не выплачивается: при несоблюдении ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, в случае не предоставления работником отчета по выполнению матрицы показателей, оформленной в установленном порядке.
Таких оснований судом апелляционной инстанции не установлено и материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на пункт 5.2 Порядка, согласно которому при увольнении работника материальное стимулирование ему не выплачивается, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку указанный пункт был внесен в Порядок на основании распоряжения Председателя Думы 16 мая 2019 года, после истечения 2018 года и прекращения трудовых отношений с истцом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к возражениям в отношении вышеуказанных выводов суда и основанием к отмене судебного постановления не являются.
Доводы о том, что не привлечение к участию в деле в качестве ответчика Окружной администрации г.Якутска повлечет нарушение прав муниципалитета, в частности, могут возникнуть непредвиденные затраты из бюджета, которые негативно скажутся на решении вопросов местного значения, борьбе с новой короновирусной инфекцией, судебной коллегией признаются необоснованными, надуманным и не подтвержденными письменными доказательствами.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанцией не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней представителя Якутской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.