Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Селиверстовой И.В, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2383/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МОСТЫ: РЕСТАВРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "МОСТЫ: РЕСТАВРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 42 207 533 руб.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный истец является собственником данного объекта недвижимости и заинтересован в уменьшении налоговых платежей, исчисляемых исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной в размере 103 299 215, 36 руб. Полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость является завышенной и не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости, что нарушает его права, как налогоплательщика. В подтверждение рыночной стоимости земельного участка представлен отчет об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N
Решением Московского городского суда от 29 июня 2020 года, по результатам проведенной судебной экспертизы, установлена по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость земельного участка в размере 43 274 800 руб. С Департамента городского имущества города Москвы в пользу "данные изъяты" взысканы расходы на проведение экспертизы в сумме "данные изъяты"
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Департаментом городского имущества города Москвы подана апелляционная жалоба об отмене решения суда, со ссылкой на отсутствие оснований для установления рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной оценочной экспертизы. Просил назначить по делу повторную судебную экспертизу на предмет определения действительной рыночной стоимости оцениваемого объекта по состоянию на 1 января 2018 года.
Административный истец, административный ответчик Департамент городского имущества города Москвы, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее -Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "МОСТЫ: РЕСТАВРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 г. N40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на указанную дату.
Данным распоряжением кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости утверждена в размере 103 299 215, 36 руб.
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд и представил указанный выше отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец в соответствии с требованиями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, из чего совершенно обоснованно исходил и суд первой инстанции.
В этой связи доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть признаны состоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрено законное право административного истца обращаться в суд с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости. При этом указанное право не может быть ограничено фактом снижения размера налога на имущество в пользу заинтересованных лиц, а равно необходимостью согласования размера рыночной стоимости с органом, установившим кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, рыночная стоимость земельного участка определена судом на основании проведенной экспертом "данные изъяты" судебной оценочной экспертизы (заключение от ДД.ММ.ГГГГ
Устанавливая размер кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда по следующим основаниям.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Следовательно, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению эксперта, оцениваемый объект представляет собой земельный участок с расположенным на нем отдельностоящим нежилым зданием офисного назначения. Земельный участок находится в ЦАО г.Москвы, в районе "адрес".
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N611 (далее - ФСО N7), для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.
В силу требований пункта 11 ФСО N7, анализ рынка недвижимости включает в себя определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект и анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен.
Вместе с тем, экспертом приведенные требования федерального стандарта оценки в полном объеме не выполнены.
Так, рассчитанная экспертом рыночная стоимость земельного участка составляет 44 338 руб./кв.м.
В представленном суду первой инстанции заключении эксперта анализ рынка земельных участков сегмента коммерческой недвижимости, к которому относится оцениваемый объект фактически отсутствует; выборка таких объектов в указанной ценовой зоне ЦАО г.Москвы экспертом не осуществлялась, диапазон цен сделок (предложений) в интервале мин/макс цена руб./1 кв.м. с такими объектами недвижимости не приведен, что не позволяет судебной коллегии проверить расчет итоговой стоимости земельного участка на соответствие рыночным ценам.
С учетом приведенного выше, судебная коллегия приходит к выводу, что заключение эксперта не отвечает требованиям относимости, допустимости, не может быть принято как надлежащее доказательство, подтверждающее рыночную стоимость объекта недвижимости, в связи с чем судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство Департамента и 27 октября 2020 года по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО9
Из заключения эксперта ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отчет, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Выводы эксперта о несоответствии отчета об оценке рыночной стоимости требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности и не подтверждении представленной в нем стоимости спорного объекта в заключении мотивированы со ссылками на положения федеральных стандартов оценки, и принимаются судебной коллегией как достоверные.
Учитывая изложенное, судебная коллегия при разрешении вопроса о величине рыночной стоимости объекта недвижимости полагает возможным руководствоваться заключением эксперта ФИО11 и находит представленный административным истцом отчет об оценке недостоверным доказательством.
Определяя величину рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, эксперт по результатам повторной судебной оценочной экспертизы, пришел к выводу, что она составляет 69 100 000 руб.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Так, приведенное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение, а потому соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, в связи с чем ставить выводы эксперта под сомнение оснований не имеется.
Как видно из подготовленного экспертом заключения, земельный участок действительно относится к сегменту рынка коммерческой недвижимости (под офисно-торговую застройку) и фактически используется для эксплуатации расположенного на нем административного здания.
Суждения эксперта в этой части подробно мотивированы, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
В силу пункта 11 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N297 (далее - ФСО N1) основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
В заключении эксперта подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием выбора сравнительного и доходного подходов.
Как следует из заключения, экспертом составлено точное описание объекта оценки, представлена информация о его количественных и качественных характеристиках, информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Экспертом в избранных им сравнительном и доходном подходах оценки использованы объекты-аналоги сопоставимые с объектом оценки по всем ценообразующим факторам, им правильно применены соответствующие корректировки, расчеты выполнены методологически верно, скорректированные стоимости объектов-аналогов, вопреки возражениям административного истца, находятся в пределах возможного коэффициента вариации.
В заключении эксперта содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним, в исследовательской части указаны и обоснованы причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, как того требует пункт 2.4 Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 346.
Согласно п.п. "в" пункта 11 ФСО N7, оценщик осуществляет анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект с указанием интервала значений цен. Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности.
Экспертом проведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки и анализ фактических данных о ценах сделок (предложений) в Москве с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объект оценки.
Рассчитанная экспертом рыночная стоимость земельного участка в размере 70 800 руб./кв.м, находится в интервале значений цен для данного сегмента рынка недвижимости.
Следовательно, полученная величина рыночной стоимости объекта исследования соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки.
Допустимых и относимых доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта выходит за границы диапазона цен и является иной, чем отражено в заключении эксперта, сторонами по правилам статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав заключение повторной судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, считает необходимым определить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении повторной судебной оценочной экспертизы.
При таком положении обжалуемое судебное постановление подлежит изменению в части установленного размера кадастровой стоимости земельного участка.
"данные изъяты" подано заявление об оплате проведенной по делу повторной экспертизы, в размере "данные изъяты"
Как следует из определения о назначении по делу повторной судебной экспертизы, обязанность по ее оплате, путем внесения соответствующей денежной суммы на расчетный счет Первого апелляционного суда общей юрисдикции, была возложена судебной коллегией на административного ответчика Департамент городского имущества города Москвы, как на лицо, заявившее соответствующее ходатайство.
Судом апелляционной инстанции установлено, что данная обязанность со стороны ответчика исполнена не была.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов на основании заявления экспертной организации, суд апелляционной инстанции учитывает положения статей 103, 106, 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенные в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П и Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О.
Основываясь на приведенных нормативных положениях и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из того, что повторная судебная экспертиза проведена экспертной организацией, расходы в связи с проведением судебной экспертизы, экспертной организации не возмещены, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости не превышает кратно определенную судом рыночную стоимость (разница 33%), что свидетельствует об отсутствии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту, а потому имеются основания для взыскания судебных расходов с административного истца в размере "данные изъяты"
Кроме того, при рассмотрении дела судом первой инстанции, экспертной организацией "данные изъяты" подготовившей первоначальное экспертное заключение, было подано заявление о взыскании расходов на проведение экспертизы в сумме "данные изъяты", которое было удовлетворено за счет Департамента городского имущества города Москвы.
В этой связи, принимая во внимание правовые подходы при разрешении заявления "данные изъяты", судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с административного истца в пользу "данные изъяты" расходов на проведение экспертизы в сумме "данные изъяты"
При этом судебная коллегия считает, что соотношение размера подлежащих взысканию судебных расходов с административного истца и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из установленной статьей 2 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N74 "О земельном налоге" налоговой ставки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости земельного участка, также не дает оснований к возложению оплаты за проведение судебных экспертиз применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, на административного ответчика - Департамент городского имущества города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 29 июня 2020 года в части взыскания судебных расходов с Департамента городского имущества города Москвы - отменить.
Вынести по делу в указанной части новое решение, которым взыскать с общества с ограниченной ответственностью "МОСТЫ: РЕСТАВРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ" пользу "данные изъяты" расходы на проведение экспертизы в сумме "данные изъяты"
В остальной части решение Московского городского суда от 29 июня 2020 года изменить.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной, по состоянию на 1 января 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: г "адрес" в размере 69 100 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "МОСТЫ: РЕСТАВРАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" судебные расходы по проведению повторной экспертизы в размере "данные изъяты"
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.