Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефтехим Салават" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефтехим Салават" - ФИО1, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефтехим Салават" (далее - ООО "Газпромнефтехим Салават") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 341 056 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 109 827 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 150 584 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 970 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 8 551 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 15 273 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 8 810 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 537 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 32 022 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 472 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 96 770 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 02 N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 8 130 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", восточнее станции "Заводская" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 10 151 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 11 354 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 35 981 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 5 828 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 318 168 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 372 729 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" (далее - приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 757 114 182, 64 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 125 913 511, 50 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 169 908 061, 18 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 21 018 126, 80 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 13 842 858 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 21 443 065, 60 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 12 039 742 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 23 575 783 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 50 471 589, 12 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 18 098 630, 93 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 121 197 061, 35 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 385 508, 86 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 13 872 953, 04 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 15 516 527 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 44 056 018, 30 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 319 227, 40 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 540 416 725, 43 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 435 572 764, 44 рублей.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорных земельных участков, что подтверждается отчетами об оценке, представленными административным истцом.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года административное исковое заявление ООО "Газпромнефтехим Салават" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объектов равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в следующих размерах:
земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 145 829 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 100 669 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 138 027 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 818 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 888 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 813 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 073 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 003 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 30 789 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 15 932 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 88 700 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 352 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 926 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 499 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 34 595 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 420 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 086 796 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 307 306 000 рублей, определенной по результатам судебной экспертизы.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что в нарушение статьи 11 Закона об оценке, пункта 5 ФСО N3, п. 10, 11 ФСО N7 заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по объекту оценки.
ООО "Газпромнефтехим Салават" представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Газпромнефтехим Салават" - ФИО2 просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца ООО "Газпромнефтехим Салават" - ФИО3 оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года в составе земель отдельных категорий, в том числе, земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромнефтехим Салават", является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N
Следовательно, ООО "Газпромнефтехим Салават", права и обязанности которого как арендатора и собственника спорных земельных участков, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N
Спорные земельные участки были включены в приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:59:000000:3948 по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 757 114 182, 64 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 125 913 511, 50 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 169 908 061, 18 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 21 018 126, 80 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 13 842 858 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 21 443 065, 60 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 12 039 742 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 23 575 783 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 50 471 589, 12 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 18 098 630, 93 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 121 197 061, 35 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 385 508, 86 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 13 872 953, 04 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 15 516 527 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 44 056 018, 30 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 319 227, 40 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 540 416 725, 43 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 435 572 764, 44 рублей.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N N в которых рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 341 056 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 109 827 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 150 584 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 14 970 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 551 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет размере 15 273 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 810 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 14 537 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 32 022 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 14 472 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 96 770 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 130 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 10 151 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 354 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 35 981 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 5 828 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года
составляет 1 318 168 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 372 729 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2020 года по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом ООО "данные изъяты" ФИО4 представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащее вывод об итоговой величине рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года:
земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 145 829 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 100 669 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 138 027 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 818 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 888 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 813 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 073 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 003 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 30 789 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 15 932 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 88 700 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 352 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 926 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 499 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 34 595 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 420 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 086 796 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 307 306 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 145 829 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 100 669 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 138 027 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 818 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 888 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 813 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 073 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 003 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 30 789 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 15 932 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 88 700 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 352 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 926 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 499 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 34 595 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 420 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 086 796 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 307 306 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта, составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает на то, что в нарушение статьи 11 Закона об оценке, пункта 5 ФСО N3, п. 10, 11 ФСО N7 заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по объекту оценки.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение эксперта не вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и не свидетельствует о занижении итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 145 829 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 100 669 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 138 027 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 818 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 888 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 813 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 073 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 003 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 30 789 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 15 932 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 88 700 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 352 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 926 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 499 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 34 595 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 420 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 086 796 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 307 306 000 рублей по состоянию на юридически значимую дату (на 1 января 2019 года), в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.