Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, с участием прокурора Слободина С.А, при секретаре Молчановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-243/2020 по апелляционной жалобе министерства природопользования Рязанской области и апелляционному представлению прокурора прокуратуры Рязанской области, участвовавшего в деле, на решение Рязанского областного суда от 26 октября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Криушинский лесокомбинат" к министерству природопользования Рязанской области о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента ГКУ Рязанской области "Криушинское лесничество", в редакции, утвержденной постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения- представителей административного истца Романова О.Е, Яковлева В.А, Романова В.И, представителя административного ответчика Матюхиной В.В, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением министерства природопользования Рязанской области N 41 от 19 декабря 2017 года утвержден лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области (ГКУ РО) "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области (далее Лесохозяйственный регламент 2017 года). Текст документа опубликован в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv.ryazan.ru 22 декабря 2017 года, "Рязанские ведомости", N 220 от 26 декабря 2017 года.
Срок действия лесохозяйственного регламента ГКУ РО "Криушинское лесничество" установлен до 31 декабря 2027 года.
28 августа 2019 года постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 внесены изменения в приложение к постановлению министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 - лесохозяйственный регламент, приложение изложено в новой редакции (далее Лесохозяйственный регламент 2019 года). Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 августа 2019 года.
Глава 2 Лесохозяйственного регламента 2019 года содержит нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, в ней выполнены необходимые расчеты (таблицы 6 и 7) на основе возрастов рубок лесных насаждений, установленных в соответствии со статьей 15 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Рослесхоза от 19 апреля 2015 года N 105 "Об установлении возрастов рубок".
В таблицах 6 и 7 приведена расчетная лесосека для осуществления рубок спелых и перестойных насаждений (таблица 6 - по выборочным рубкам и таблица 7 - по сплошным рубкам, срокам их действия и порядок внесения в них изменений).
В соответствии с таблицей 6 Лесохозяйственного регламента 2019 года "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" в разделе "Защитные леса" изменен вид рубки с чересполосной постепенной на добровольно-выборочную.
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Криушинский лесокомбинат", являющееся арендатором лесного участка на территории Криушинского лесничества, обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству природопользования Рязанской области о признании недействующим со дня принятия лесохозяйственного регламента ГКУ Рязанской области "Криушинское лесничество", в редакции, утвержденной постановлением министерства природопользования Рязанской области (далее Минприроды РО) N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в Постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области", в части указания на добровольно-выборочные рубки в расчетной лесосеке для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента, показатели которой отражены в таблице 6 регламента; цифровых показателей, включенных в разделы "Хозяйственная секция - Сосна", "Хозяйственная секция - Ель", "Хозяйственная секция - Береза", "Хозяйственная секция - Ольха черная" таблицы 6 регламента.
В обоснование заявленных требований указало, что является арендатором лесного участка, расположенного в Криушинском лесничестве. Срок договора аренды до 1 января 2035 года.
Внесение изменений в Регламент влечет снижение объема заготовки древесины, необходимость осуществления заготовки древесины с применением ручного труда и невозможность заготовки с применением машин для валки леса.
Считает, что ФГБУ "Рослесинфорг", проводившее обследование лесов, нарушило порядок изучения и исследования изменений состояния леса, допустило грубую ошибку при установлении границ лесотаксационных выделов, что повлекло за собой неправильное определение вида рубок и объема изымаемой древесины. В результате произошло формирование выделов менее 1 гектара, что противоречит федеральному законодательству.
Также указывает на нарушение порядка проведения лесоустроительных совещаний, о которых административный истец не извещался и на них не присутствовал.
Решением Рязанского областного суда от 26 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено: признан недействующим лесохозяйственный регламент ГКУ Рязанской области "Криушинское лесничество" в редакции, утвержденной постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в Постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество" в части указания в таблице 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" на добровольно-выборочные рубки и объем рубок в разделах "Хозяйственная секция - Сосна", "Хозяйственная секция - Ель", "Хозяйственная секция - Береза", "Хозяйственная секция - Ольха черная", со дня принятия указанной редакции нормативного правового акта.
В апелляционном представлении участвовавший в деле прокурор прокуратуры Рязанской области просит вынесенное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в связи с неправильным применением норм материального права и неприменением закона, подлежащего применению, указывает, что оспариваемый регламент не содержит сведений о размере лесотаксационных выделов, поэтому выводы суда о необоснованном уменьшении их размера при проведении таксации не может быть основанием для признания нормативного акта недействующим, использование фактических данных о лесном фонде на день принятия лесохозяйственных регламентов не противоречит пункту 11 Порядка разработки лесохозяйственного регламента и Порядку исчисления расчетной лесосеки, так как состояние леса изменилось. Оценивая мероприятия по лесоустройству, произведенные Рязанским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", суд вышел за пределы спора о признании нормативного правового акта недействующим. Уменьшение объемов вырубаемой древесины и видов рубок повлекло изменение заключенного договора аренды лесного участка в сторону уменьшения стоимости арендной платы в 6 раз. Вывод суда о нарушении требований части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при принятии изменений в лесохозяйственный регламент несостоятелен, так как приказом Минприроды России N 72 от 27 февраля 2017 года, которым урегулирован порядок принятия лесохозяйственных регламентов, не содержит предписаний о проведении оценки регулирующего воздействия, в связи с чем положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу. Состав лесохозяйственного регламента Криушинского лесничества соответствует разделу "Порядок разработки лесохозяйственных регламентов".
В апелляционной жалобе министерство природопользования Рязанской области просит вынесенное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, обосновывая доводы тем, что необходимость проведения оценки регулирующего воздействия, на что указано в решении суда, не соответствует статье 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Лесохозяйственный регламент лесничества оценке регулирующего воздействия не подлежит. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы права: судом проверялась законность проведенной в 2018 году таксации леса в Криушинском лесничестве, а не соответствие лесохозяйственного регламента нормам федерального законодательства, таксация лесов в Криушинском лесничестве проводилась в 2018 году по государственному контракту, на момент заключения которого действовала Лесоустроительная инструкция, в которой не был установлен срок для проведения таксации лесов.
Указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, касающиеся компетенции суда общей юрисдикции, выразившиеся в оценке законности процедуры и результатов работы по таксации лесов.
Относительно доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц ФГБУ "Рослесинфорг" и ГКУ РО "Криушинское лесничество" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и апелляционного представления извещены надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ).
На основании статьи 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В соответствии с положениями частей 1, 2 и 4, пунктов 2 и 4 части 5, частей 6 и 7 статьи 87, части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с составляемым на срок до десяти лет обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором наряду с другими вопросами в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
В Рязанской области функции в сфере лесных отношений по проведению единой государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в области лесного хозяйства, лесопользования, по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов осуществляет министерство природопользования Рязанской области к полномочиям которого отнесена в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (подпункт 8 пункта 1 раздела III Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 5 октября 2010 года N 240).
Проанализировав приведенные выше федеральные и региональные нормативные правовые акты, проверив порядок принятия Регламента, соответствие его требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72, установлено, что оспариваемый в части региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме с соблюдением порядка принятия и размещен на официальном сайте и в печатном издании в установленном законом порядке.
Как следует из уточненного административного искового заявления, административный истец оспаривает порядок принятия постановления министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в Постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество" в части указания в таблице 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" в категории "Защитные леса - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов" вместо чересполосно-постепенных рубок на добровольно-выборочные рубки и объема рубок в разделах "Хозяйственная секция - Сосна", "Хозяйственная секция - Ель", "Хозяйственная секция - Береза", "Хозяйственная секция - Ольха черная", указывая, что это повлечет снижение объема заготовки древесины.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) (статья 3 Лесного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса РФ в числе категорий защитных лесов с учетом особенностей правового режима определяются в том числе категории лесов, расположенных в водоохранных зонах; лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением министерства природопользования Рязанской области N 41 от 19 декабря 2017 года в пределах его полномочий утвержден лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области (ГКУ РО) "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области, в который включена таблица 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" с указанием на выборочные (чересполосно-постепенные) рубки в категории защитных лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года внесены изменения в приложение к постановлению министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41, таблица 6 изложена в новой редакции, согласно которой предусмотрены добровольно-выборочные рубки на территории защитных лесов и изменен объем рубки насаждений.
В соответствии с частью 7 статьи 87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки, утверждения, состав лесохозяйственных регламентов, внесения в них изменений установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72.
В подпункте 1 пункта 16 данного приказа предусмотрено, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется, в том числе, в случае изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях, поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (пункт 18).
29 марта 2018 года приказом Минприроды Российской Федерации N122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства в границах лесничества.
В соответствии с пунктом 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. Периодичность таксации лесов для объектов, на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов составляет 10 лет.
Срок действия лесохозяйственного регламента Криушинского лесничества, утвержденного в 2008 году, истекал в 2018 году, в связи с чем 24 мая 2017 года был заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств Рязанской области. По итогам выполненных работ 19 декабря 2017 года был утвержден лесохозяйственный регламент ГКО РО "Криушинское лесничество".
По состоянию на январь 2018 года материалы лесоустройства в отношении большей части территории Криушинского лесничества действовали в течение 16 лет, в связи с чем было принято решение о проведении лесоустройства и специального обследования состояния леса.
Согласно пункту 6 Лесоустроительной инструкции выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются юридическими и физическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с данным пунктом инструкции Минприроды Рязанской области 9 апреля 2018 года заключило с ФГБУ "Рослесинфорг" государственный контракт на выполнение работ по лесоустройству на землях лесного фонда Рязанской области. По результатам проведенного лесоустройства в Криушинском лесничестве было выявлено значительное изменение структуры и состояния лесов, что изложено в форме N 1-ГЛР Характеристика лесов по целевому назначению: о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах и о резервных лесах; а также в форме N2-ГЛР Распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста, что послужило основанием для внесения изменений в лесохозяйственный регламент в части изменения вида рубки - чересполосные рубки заменены на добровольно-выборочные рубки, что позволяет обеспечить рациональное использование, сохранение и преумножение леса, так как при выборочных рубках вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород.
При разработке изменений в лесохозяйственный регламент КГУ РО "Криушинское лесничество" была определена расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок и изменены объемы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Суд первой инстанции указал на нарушение двухгодичного срока проведения таксации лесов, при этом не было учтено, что таксация лесов в Криушинском лесничестве проводилась ФГБУ "Рослесинфорг" на основании государственного контракта, заключенного 9 апреля 2018 года, когда действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза N 516 от 12 декабря 2011 года, в которой не был установлен определенный срок проведения таксации лесов. Сроки проведения работ были определены государственным контрактом. Двухгодичный срок проведения таксации лесов был введен приказом Минприроды России N 122 от 29 марта 2018 года и вступил в действие с 4 мая 2018 года, т.е. после заключения контракта.
В соответствии с пунктом 9 Лесоустроительной инструкции для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом (первое лесоустроительное совещание) и по окончанию (второе лесоустроительное совещание) работ, на которые приглашаются лица, которым лесные участки предоставлены в аренду.
Довод административного истца о том, что представитель ЗАО "Криушинский лесокомбинат" не присутствовал на лесоустроительных совещаниях противоречит материалам дела. Согласно списку участников совещания 10 декабря 2018 года во втором совещании принимала участие заместитель генерального директора ЗАО "Криушинский лесокомбинат" Никанорова Н.А. (л.д.223 т.2). Доказательств об отсутствии представителя административного истца на совещании не представлено. В список присутствующих на первом совещании 16 апреля 2018 года также была включена Никанорова Н.А. (л.д.238 т.2). Из сообщения директора Рязанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" следует, что на первом совещании фактически Никанорова Н.А, которая извещалась по телефону, не присутствовала (л.д.97 т.1). Данное обстоятельство не может служить основанием для отмены принятого нормативного акта, поскольку на данных совещаниях рассматривались технические и организационные вопросы по техническому заданию на выполнение работ по лесоустройству и результаты работ по таксации лесов. Данные результаты были отражены в проекте лесохозяйственного регламента, на который административным истцом замечания не подавались. На втором совещании представитель административного истца не лишен был возможности представить свои замечания и возражения.
В соответствии с пунктом 13 Состава лесохозяйственных регламентов органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Данные требования были выполнены, проект оспариваемого лесохозяйственного регламента был размещен для ознакомления на сайте Минприроды Рязанской области 7 мая 2019 года. Никаких замечаний и предложений от лесопользователей, в том числе от ЗАО "Криушинский лесокомбинат" не поступило. Постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года внесены изменения в приложение к постановлению министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41, лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции. Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 августа 2019 года.
Признавая оспариваемый нормативный акт недействующим, суд первой инстанции указал на неправомерное не проведение оценки регулирующего воздействия. С данным выводом согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3-3. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Закона Рязанской области от 9 октября 2014 года N 60-ОЗ (в редакции Закона от 28 декабря 2017 года N 109-ОЗ) "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов" оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Рязанской области, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Рязанской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Рязанской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Правительство Рязанской области устанавливает порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Рязанской области в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета (статья 2).
В соответствии с приказом Минприроды Российской Федерации N 72 от 27 февраля 2017 года лесохозяйственный регламент представляет собой положение для лесов в конкретном лесничестве, которое содержит информацию о характеристиках леса, правилах его использования и ухода за лесом. Оспариваемый лесохозяйственный регламент распространяется на всех лиц, а не только на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Лесные участки в границах лесничества могут использоваться или не использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем определяется режим использования и охраны лесов, цель урегулирования предпринимательской деятельности отсутствует.
Лесохозяйственный регламент лесничества каких-либо ограничений и запретов для ведения предпринимательской деятельности не содержит, в связи с чем оценка регулирующего воздействия не проводилась.
Поскольку предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" основания для проведения оценки регулирующего воздействия проекта постановления министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области" отсутствовали, такая оценка при принятии оспариваемого акта обоснованно не была проведена.
Ссылка административного истца на не проведение оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для признания данного акта недействующим.
Довод административного истца о том, что раздробление ранее сформированных выделов на множество мелких выделов менее 1 гектара привело к нарушению требований федерального законодательства, является несостоятельным.
В защитных лесах, к которым относится спорный участок, разновидность выборочных рубок не связана с величиной лесного выдела, а зависит от состояния леса, мероприятия по уходу за лесами направлены на сохранение и восстановление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и полезных функций лесов, а не экономическую рентабельность заготовки древесины. В то время как повышение продуктивности лесов, получение высококачественной древесины и недревесных лесных ресурсов является целью мероприятий по уходу за лесами в эксплуатационных лесах.
В статье 1 Лесного кодекса РФ, пунктах 30, 37, 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, на которые ссылается административный истец, не указано на недопустимость формирования выделов площадью менее 1 гектара.
Согласно пункту 59 инструкции при таксации лесов территория каждого лесного квартала разделяется на первичные лесохозяйственные учетные единицы - лесотаксационные выделы. Смежные лесные участки разделяются на лесотаксационные выделы по качественным и (или) количественным признакам.
В результате проведения таксации были образованы выделы разных категорий, которые невозможно объединить в один выдел, поскольку у них различные мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, запроектированных на данных участках.
Кроме того, оспариваемый регламент не содержит сведений о размере лесотаксационных выделов, поэтому выводы суда о необоснованном уменьшении их размера при проведении таксации не может являться основанием для признания нормативного акта недействующим.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 5-О).
При этом законодатель вправе вводить с учетом целей политики в области экономического, экологического и социального развития Российской Федерации, льготный порядок пользования лесными ресурсами для поддержки тех или иных категорий граждан или отраслей национальной экономики, если такие меры необходимы и пропорциональны значимости тех интересов, для обеспечения которых они вводятся, что не снимает с государства конституционную ответственность за сохранение природы и не освобождает от обязанностей осуществлять эффективный контроль в данной сфере общественных отношений, препятствовать причинению избыточного вреда окружающей среде в результате лесопользования и минимизировать экологические риски (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в связи с изменением лесоустроительного регламента, изменения вида рубки и снижения размера рубки лесных насаждений, приводя в равновесие баланс интересов собственника и арендатора лесных участков, министерством природопользования Рязанской области внесены изменения в договор аренды лесного участка, предоставленного ЗАО "Криушинский лесокомбинат", арендная плата снижена почти в 6 раз, с 1 867 339 руб. 45 коп. в год (л.д. 98 т.2) до 329 789 руб. 60 коп. в год (л.д.240 т.2).
При таких обстоятельствах интересы административного истца были соблюдены.
Таким образом, поскольку порядок внесения изменений в лесохозяйственный регламент был соблюден, противоречий с актами, имеющими большую юридическую силу, не имеется, основания для признания его недействующим отсутствуют. В связи с этим решение Рязанского областного суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Криушинский лесокомбинат" административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рязанского областного суда от 26 октября 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Криушинский лесокомбинат" к министерству природопользования Рязанской области о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента ГКУ Рязанской области "Криушинское лесничество", в редакции, утвержденной постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 от 28 августа 2019 года "О внесении изменений в постановление министерства природопользования Рязанской области от 19 декабря 2017 года N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области", отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.