Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Батялова В.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению потребительского общества "Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
потребительское общество "Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза" обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Административный истец указал, что является собственником зданий с кадастровыми номерами "Номер", помещений с кадастровыми номерами "Номер" арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер" расположенных по адресу: "Адрес" и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости, определенной в отчетах N 10-20 от 22.03.2020 г, N 16-20 от 20.04.2020 г, N 76-19 от 08.11.2019 г, подготовленных "данные изъяты"
Представители потребительского общества "Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза" - "данные изъяты" в судебном заседании просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы. Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2020 года административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", общей площадью 714, 9 кв.м, этаж N1, этаж N2, расположенного по адресу: "Адрес" равной рыночной по состоянию на 21 января 2019 года в размере 1 606 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом было остановлено:
"Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "Номер" площадью 3443, 3 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад, расположенного по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости в размере 12376022 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "Номер", площадью 1991, 2 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад с подвалом, расположенного по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости в размере 7992666 руб. по состоянию на 01.01.2015 года и на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 05.03.2020 года.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "Номер", площадью 1943, 4 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: склад с подвалом, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 9835241 руб. по состоянию на 05.03.2020 года.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "Номер", площадью 1026, 8 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: овощехранилище, расположенного по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости в размере 3256728 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 2465, 8 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 7982119 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 180 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 785566 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 470 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес" равной рыночной стоимости в размере 1823002 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 947, 1 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 3691530 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 2030, 7 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 21406907 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 342, 4 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 1369777 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 1022 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 4078940 руб. по состоянию на 15.08.2017 года.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером "Номер", площадью 1032, 9 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 3842615 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 58083 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады продовольственных товаров, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 53887143 руб. по состоянию на 17.10.2017 года и на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 21.06.2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 58083 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "Адрес", равной рыночной стоимости в размере 71379360 руб. по состоянию на 21.06.2019 года".
Не согласившись с решением суда, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой административный ответчик просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а именно при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республики Башкортостан -1 июня 2017 года.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником зданий с кадастровыми номерами "Номер", помещений с кадастровыми номерами "Номер" арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенных по адресу: "Адрес"
Кадастровая стоимость объектов недвижимости затрагивает права административного истца как плательщика налога на имущество и арендной платы.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 г. N 496 по состоянию на 01.01.2015 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2014 г. N 646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01.06.2014 г.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 г. N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2019 г. в составе земель отдельных категорий.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 07.04.2020 г. отклонено заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер" по состоянию на 01.01.2015 г, поступившее в комиссию 26.03.2020 г.
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 24.04.2020 г. отказано в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 01.01.2015 г, поступившее в комиссию 23.04.2020 г. Отказ мотивирован тем, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 12.05.2020 г. отклонено заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 05.03.2020 г, поступившее в комиссию 23.04.2020 г.
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 22.11.2019 г. отказано в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 17.10.2017 г, поступившее в комиссию 15.11.2019 г. Отказ мотивирован тем, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 03.12.2019 г. отклонено заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 21.06.2019 г, поступившее в комиссию 15.11.2019 г.
Административным истцом представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, отчеты N 10-20 от 22.03.2020 г, N 16-20 от 20.04.2020 г, N 76-19 от 08.11.2019 г, подготовленные "данные изъяты"
Определением суда от 08.09.2020 г. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой поручено экспертам "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" N 259/10-О/2020 от 16.10.2020 г, рыночная стоимость объектов недвижимости определена с кадастровыми номерами: "Номер" в размере 12376022 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 7992666 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 9835241 рубль по состоянию на 01.01.2020г.; "Номер" в размере 3256728 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 7982119 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 785566 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 1823002 рубля по состоянию на 01.01.2015г "Номер" в размере 3691530 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 21406907 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 1369777 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 4078940 рублей по состоянию на 15.08.2017г..; "Номер" в размере 3842615 рублей по состоянию на 01.01.2015г.; "Номер" в размере 53887143 рубля по состоянию на 17.10.2017г.; "Номер" в размере 71379360 рублей по состоянию на 21.06.2019г.; "Номер" в размере 71379360 рублей по состоянию на 21.06.2019г.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия, оценив заключение эксперта "данные изъяты" N 259/10-О/2020 от 16.10.2020 г. по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода выделения как разность стоимости единого объекта недвижимости и стоимости земельного участка, приходящегося на оцениваемый объект. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Корректировки являются обоснованными, ссылки на источник информации приведены в материалах дела. Подробный расчет корректировок приведен в заключении эксперта. Доказательств того, что экспертом использованы значения корректировок, выходящих за допустимые пределы, не представлено.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта "данные изъяты" N 259/10-О/2020 от 16.10.2020 г. не вводит кого-либо в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки (пункт 5 ФСО N 3), соответствует требованиям пункта 20 ФСО N 7, а также не свидетельствует о занижении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.