Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре Горине А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, апелляционной жалобе администрации городского округа город Стерлитамак на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца ФИО6, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами:
N, собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N
Пользуется на основании договора о размещении объекта на земельном участке земельным участком с кадастровым номером N
Установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, что влечет увеличение арендных и налоговых платежей, на основании изложенного, административный истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Представитель административного истца ФИО6 административный иск поддержала.
Представитель административных ответчиков Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" ФИО7 административный иск не признала.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - поста охраны цеха по забою скота и переработке мяса, здания цеха по забою скота и переработке мяса, здания склада цеха по забою скота и переработке мяса, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 610 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - здания конторы, складов, механических мастерских, бытового помещения, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: Российская Федерация, "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 771 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - склада, склада красок, здания ОГМ, производственного цеха, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 506 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - гаражей для легкового транспорта, помещения, с общей площадью "адрес" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 711 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения - здания конторы, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 613 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых зданий - душевых для рабочих, гаража, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 255 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания - холодного склада, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 9 236 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых зданий - гаража, мастерских, трансформаторной подстанции, здания конторы склада N1, здания склада N1, здания склада N3, здания склада N4, здания слесарной мастерской, здания диспетчерской, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 10 477 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - здания по прирезке стекла, здания мастерской по приготовлению колера, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 455 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - трансформаторной подстанции, склада, здания РММ, электромеханических мастерских, электрической подстанции, склада (пристрой к РММ), механических мастерских, склада ЦСП, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 8 074 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - склада, склада-пристроя, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 091 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Офисы; Универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, торговой площадью менее "данные изъяты" кв.м, Дома быта; ателье, мастерские (в том числе во временных объектах) и салоны бытовых услуг; косметические салоны, парикмахерские, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 30 686 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:56:040204:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - здания строительного управления, ремонтных мастерских со складскими помещениями, производственного помещения ОГМ, с общей площадью 3567+/-21 кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 272 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения - здания управления, вспомогательного бытового помещения, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 335 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых зданий - производственно-бытового корпуса УМС, АБК, автостоянки, гаражей легковых, сварочного поста УМС, ампулохранилища, 2-х этажного вспомогательного помещения, склада масел, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: Российская Федерация, "адрес" "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 620 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - теплодымовой камеры Р-29, пожарного депо Р-29, спортивного комплекса Р-29, склада пенообразователя с бензозаправкой ВПЧ-20, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 5 774 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - главного корпуса, будки под кислородные баллоны, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 029 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания компрессорно-известкового отдела, отделений грохота, бетонного узла, растворных узлов, здания приготовления раствора, трансформаторной подстанции, здания приготовления битума, пристроя, служебно-бытового корпуса, бетонно-смесительного узла, весовой, битумохранилища, складов, диспетчерской, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 11 734 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения - операторной склада горюче-смазочных материалов, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 240 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: санатории, дома отдыха, детские лагеря отдыха, дома рыбака, охотника, турбазы, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 16 685 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания базы отдыха, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 14 312 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания базы отдыха, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 5 290 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых строений - здания конторы, мастерских, трансформаторной станции, склада, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 3 798 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых зданий - теплицы, складов лакокрасочных изделий, столярной мастерской, склада спецодежды и инвентаря, гаражей и механических мастерских, с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 8 401 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого строения - бизнес отеля "данные изъяты"", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 467 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства территории, организации отдыха и досуга граждан, размещения универсальной спортивной площадки), с общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 700 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 28 августа 2020 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что экспертное заключение изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки. Подбор объектов-аналогов осуществлен не корректно, не были применены необходимые корректировки, что привело к занижению рыночной стоимости объектов оценки.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Стерлитамак просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заключение эксперта "данные изъяты" не соответствует требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, а также общей методологии оценки. Считают, что итоговая рыночная стоимость спорных земельных участков является заниженной, что нарушает право органа местного самоуправления на получение экономически обоснованного земельного налога и арендной платы.
Кроме того, указывают, что административный истец не является собственником, арендатором земельного участка с кадастровым номером N, поэтому не вправе обращаться с требованиями об оспаривании его кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО6 с доводами апелляционных жалоб не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, исследовав новые доказательства - договор N от ДД.ММ.ГГГГ о размещении объекта на земельном участке, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года в составе земель отдельных категорий, в том числе, земель населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: N, собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N. Пользуется на основании договора о размещении объекта на земельном участке земельным участком с кадастровым номером N
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" была утверждена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером N - 5 467 919, 72 рублей, с кадастровым номером N - 14 912 441 рублей, с кадастровым номером N - 3 135 467, 76 рублей, с кадастровым номером N - 1 627 320, 2 рублей, с кадастровым номером N - 5 372 359, 11 рублей, с кадастровым номером N - 660 250, 16 рублей, с кадастровым номером N - 30 795 313, 42 рублей, с кадастровым номером N - 36 457 136, 48 рублей, с кадастровым номером N - 3 639 989, 5 рублей, с кадастровым номером N - 29 212 644, 78 рублей, с кадастровым номером N - 5 874 690, 36 рублей, с кадастровым номером N - 60 276 892, 08 рублей, с кадастровым номером N - 4 308 222, 6 рублей, с кадастровым номером N 7 222 312, 68 рублей, с кадастровым номером N - 12 329 844, 42 рублей, с кадастровым номером N - 8 924 968, 08 рублей, с кадастровым номером N - 9 299 207, 12 рублей, с кадастровым номером N - 32 681 157, 28 рублей, с кадастровым номером N - 509 849, 46 рублей, с кадастровым номером N - 45 984 847, 86 рублей, с кадастровым номером N - 39 487 725, 33 рублей, с кадастровым номером N - 14 516 393, 08 рублей, с кадастровым номером N - 15 516 349, 24 рублей, с кадастровым номером N - 17 457 106, 03 рублей, с кадастровым номером N - 8 036 152, 35 рублей, с кадастровым номером N - 5 328 649, 51 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из выводов заключения эксперта "данные изъяты" ФИО8 N от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым определена рыночная стоимость спорных земельных участков: с кадастровым номером N - 2 610 000 рублей, N - 4 771 000 рублей, с кадастровым номером N - 15 060 000 рублей, с кадастровым номером N - 711 000 рублей, с кадастровым номером N - 2 613 000 рублей, с кадастровым номером N - 255 000 рублей, с кадастровым номером N - 9 236 000 рублей, с кадастровым номером N - 10 477 000 рублей, с кадастровым номером N - 1 455 000 рублей, с кадастровым номером N - 8 074 000 рублей, с кадастровым номером N - 2 091 000 рублей, с кадастровым номером N - 30 686 000 рублей, с кадастровым номером N - 2 272 000 рублей, с кадастровым номером N - 2 335 000 рублей, с кадастровым номером N - 4 620 000 рублей, с кадастровым номером N - 5 774 000 рублей, с кадастровым номером N - 4 029 000 рублей, с кадастровым номером N - 11 734 000 рублей, с кадастровым номером N - 240 000 рублей, с кадастровым номером N - 16 685 000 рублей, с кадастровым номером N - 14 312 000 рублей, с кадастровым номером N - 5 290 000 рублей, с кадастровым номером N - 3 798 000 рублей, с кадастровым номером N - 8 401 000 рублей, с кадастровым номером N - 2 467 000 рублей, с кадастровым номером N - 1 700 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
При этом, суд первой инстанции учел, что данное заключение составлено с соблюдением требований статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Как верно установлено судом первой инстанции - заключение оформлено надлежащим образом, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки. Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Довод апелляционных жалоб о том, что заключение эксперта, принятое судом в качестве основного доказательства рыночной стоимости земельных участков, изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки является необоснованным.
Так, экспертное заключение эксперта "данные изъяты" ФИО8 N от ДД.ММ.ГГГГ составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Указанное экспертное заключение является ясным и полным, выводы эксперта носят категорический характер и не являются противоречивыми.
При этом, эксперт ФИО8 предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле заявлено не было.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта "данные изъяты" ФИО8 N от ДД.ММ.ГГГГ содержит подробное описание объектов оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объектов оценки (подпункт "ж" пункта 8 ФСО N 3), позволяющее понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного экспертом метода объектам недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, выбранный экспертом метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода в полной мере основан на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности (пункт 25 ФСО N 7).
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о занижении итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки по мотиву некорректного подбора экспертом объектов-аналогов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Экспертом приведены корректировки значения единицы сравнения: по всем существенным ценообразующим факторам, проведено исследование по применению каждого из корректирующих коэффициентов.
Вопреки доводам жалоб, каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в деле не имеется.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы, отвечающему установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта "данные изъяты" ФИО8 N от ДД.ММ.ГГГГ является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как несостоятельные и не влекущие отмену решения суда отклоняются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о том, что кадастровая стоимость была существенно занижена судом, чем затронуты права и экономические интересы муниципального образования, связанные с поступлением налогового дохода и арендной платы в местный бюджет, поскольку истец, реализуя свои права, гарантированные законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В рамках проверки доводов апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с требованием об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N административным истцом в суд апелляционной инстанции представлен договор N1 от 1 июня 2020 года о размещении объекта на земельном участке, согласно условий которого, администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан предоставляет обществу с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" право размещения на земельном участке с кадастровым номером N нестационарного объекта для организации обслуживания зон отдыха населения (п. 1.1. договора), арендная плата за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Указанный договор принят судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства по делу на основании положений статей 247, 306, 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права. Доводов, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, апелляционную жалобу администрации городского округа город Стерлитамак - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.