Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кыдыралиевой З.Х. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А. судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Административный истец Кыдыралиева З.Х. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 759+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес" равной его рыночной стоимости 357 000 руб, находящийся в пользовании на основании договора аренды земельного участка.
Согласно заявленных административных исковых требований, по состоянию на 01.01.2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в отчете оценки N 009/009/2020КЗ от 09.09.2020 года, подготовленной оценщиком "данные изъяты" по состоянию на дату, на которую была определена кадастровая стоимость земельного участка.
Административный истец полагал, что установленная на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" (далее - приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 года N 1443) кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, просил установить кадастровую стоимость указанного выше объекта недвижимости в размере, согласно предоставленного "данные изъяты" отчета об оценке земельного участка от 09.09.2020 года.
По результатам назначенной 18.11.2020 года судом первой инстанции судебной экспертизы экспертом "данные изъяты" определена рыночная стоимость земельного участка в 353 000 рублей по состоянию на 01.01.2019 года.
По результатам рассмотрения административного дела 02.02.2021 года Верховный Суд Республики Башкортостан вынес решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, которым установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 759+/-10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес" равной его рыночной стоимости в размере 353 000 рублей по состоянию на 01.01.2019 года.
Выразив свое несогласие с принятым Верховным Судом Республики Башкортостан решением, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит данное решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении административных исковых требований административному истцу отказать, считая при этом заключение эксперта "данные изъяты" N СЭ/16-2020 от 27.11.2020 года недопустимым доказательством, составленным с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки, что вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата, что привело к занижению итоговой стоимости объекта оценки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени, дате, месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2019 года в составе земель отдельных категорий, в том числе, земель населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что административный истец Кыдыралиева З.Х. оспаривает результат определения кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером "Номер" находится у нее в пользовании на основании договора аренды земельного участка, кадастровая стоимость которого утверждена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 года N 1443 по состоянию на 01.01.2019 года и оставляет 603 587 рублей 16 копеек. Истец представил в суд первой инстанции отчет об оценке N 009/009/2020 КЗ от 09.09.2020 года, согласно которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019 года составляет 357 000 рублей.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Башкортостан от 02.02.2021 года представитель административного истца "данные изъяты" просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Принимая во внимание порядок исчисления земельного налога и арендной платы, а также то, что кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права административного истца как плательщика налоговых и арендных платежей, оценивая доказательства, представленные по настоящему делу, Верховный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости земельного участка заключение эксперта "данные изъяты" N СЭ-16-2020 от 27.11.2020 года, полученное по результатам назначенной по делу судебной экспертизы, 02.02.2021 года удовлетворил административные требования Кыдыралиевой З.Х. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 01.10.2020 года, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 353 000 рублей, принимая заключение эксперта, как достоверное, допустимое, относимое и достаточное, подготовленное квалифицированным экспертом, компетенция которого судом проверена, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, составленное с учетом представленных эксперту документов об объектах оценки и доступных сведений об аналогах, в котором выводы эксперта основаны на его профессиональных знаниях.
Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательства и основаны на правильном применении законодательства.
Согласно поступившей апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оспаривает представленное "данные изъяты" заключение N СЭ-16-2020 от 27.11.2020 года по результатам проведенной судебной экспертизы, приводит довод о нарушении принципов ФСО: существенности, обоснованности, проверяемости, достаточности, указывает на некорректно подобранные экспертом объекты-аналоги для оценки земельных участков. Ссылается на то, что заключение эксперта вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата: итоговой рыночной стоимости объекта оценки, занижению итоговой стоимости объектов недвижимости, с чем судебная коллегия не соглашается, поскольку оценив названное выше заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов (корректировка на передаваемые имущественные права, корректировка на торг, корректировка на местоположение, корректировка на локальное местоположение, корректировка на масштаб). По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной, либо дополнительной судебной экспертизы ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции лицами, участвующими по делу, не заявлялось и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта не вводит кого-либо в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки (пункт 5 ФСО N 3), а также не свидетельствует о занижении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта "данные изъяты" заключение N СЭ-16-2020 от 27.11.2020 года отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем, находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.