Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-707/2021 по административному исковому заявлению ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛ:
ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 204209349 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 181737642 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 169804200 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 168082289 руб.
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 145578690 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 326216710 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 363758290 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 305268656 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 306689812 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 283783472 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 346690763 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 347017628 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 332834501 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 236896772 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 245490608 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 298556243 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 225426580 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 222319169 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278589277 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278980819 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278835803 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 271918564 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 277298640 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278835803 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278908311 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 254578497 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 158807719 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером *** в размере 158795843 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 179907939 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 205956386 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 278777797 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 262980891 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 3336249 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 18523147 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 15069583 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 14062923 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 92134870 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 55953728 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 267281652 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 16287195 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 12387760 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером *** в размере 70246222 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 799212 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1028773 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 782207 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2618693 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 3400900 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 663176 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 178548 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1734459 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2788238 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 782207 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1028773 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2508164 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1930011 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 6470213 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 178548 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1649437 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2618693 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2066047 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 3409403 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 6427701 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 4370157 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 4412668 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 2664731 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 8065854 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 7277926 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 4778265 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 26776813 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 187050 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 178548 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 450619 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 450619 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 187050 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 450619 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1649437 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 1045777 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 170045 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 170045 руб.;
- нежилое помещение с кадастровым номером ***в размере 170045 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственниками нежилых помещений, не согласны с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 25 декабря 2020 года NН-2012091, подготовленный оценщиком ООО "ЭКСОН".
В судебном заседании представитель административных истцов ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" - Поник А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Ковалев П.С. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, допросив эксперта Артемова В.И, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения находятся соответственно в собственности административных истцов, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы предоставили отчет об оценке от 25 декабря 2020 года NН-2012091, подготовленный оценщиком ООО "ЭКСОН". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 28 января 2021 года по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2021 года N3А-707/2021, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.:
1). Отчет об оценке от 25 декабря 2020 года NН-2012091, подготовленный оценщиком ООО "ЭКСОН", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 483723000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 433861000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 392053000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 388452000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 339363000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7375393 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9545708 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9453745 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7357000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14408394 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3568145 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2225492 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2225492 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13904730 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1476813 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5831518 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5831518 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 386243 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 397604 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4600841 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5585383 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 8614000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 44515000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 35952000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3752070 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 32624000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4297905 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6210188 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 222430000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 137815000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 622494000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1728895 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1692110 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1692110 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 38643000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 26998000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 404635 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 386243 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 404635 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3568145 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2262278 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 130540000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 19312170 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 10640627 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 16207076 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 70470487 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 6742755 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 766129000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 869024000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 719459000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 722809000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 671842000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 846370000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 847168000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 813782000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 625391000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 568907000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 586410000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 733585000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 541147000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 524045000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 673884000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 674340000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 674656000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 674831000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 674481000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 674481000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 671015000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 658245000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 487861000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 615582000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 368256000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 368228000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 426662000 руб.
Административный истец не согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, предоставил письменные замечания на заключение и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы возражал против проведения повторной судебной оценочной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 5 июля 2021 года отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2021 года N3А-707/2021, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного истца, допросив эксперта Артемова В.И, суд приходит к выводу о необоснованности замечаний по следующим основаниям.
В заключении экспертом проанализированы объекты исследования и объекты-аналоги относительно их количественных и качественных характеристик. На страницах 48-49 заключения приведена выборка по предложениям на территории делового района Москва-Сити, согласно которой стоимость офисных блоков класса "А" на территории делового района "Москва-Сити" лежит в диапазоне от 282859 руб. за 1 кв.м. до 662183 руб. за 1 кв.м. Аналоги с максимальной стоимостью были исключены из расчета. Как пояснил эксперт и указано в заключении, по данным компании Colliers International цена на офисные блоки в объектах класса А, расположенных в границах ММДЦ "Москва-Сити", находятся в диапазоне от 300000 руб. до 450000 руб. за 1 кв.м. без учета НДС. При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административного истца относительно использования экспертом объектов-аналогов с существенно высокими удельными ценами предложений, о завышенности цен предложений принятых объектов-аналогов. Введенные экспертом корректировки на условиях рынка соответствуют аналитическим данным компании НАИ "Бекар", согласно которым по итогам года ставки аренды в классе А выросли на 5, 8%. В скриншоте объявления по объекту-аналогу N1 отсутствуют сведения о включении в стоимость предложения по продаже блока стоимости машиноместа, имеется в описании указание о наличии подземной парковки и парковочный коэффициент. Как пояснил эксперт и указано в заключении, экспертом проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости удельной стоимости от площади помещения на текущую дату, ввиду отсутствия достаточной выборки помещений маленькой площади на дату оценки. На основании данной выборки построена зависимость, установлен коэффициент детерминации. Полученная поправка сопоставима с поправкой, определенной по "Справочник оценщика недвижимости -2017" под ред. Лейфера Л.А, поэтому эксперт обоснованности использовал зависимость, приведенную в данном Справочнике.
Поскольку у базового объекта отсутствует чистовая отделка, а объекты исследования имеют чистовую отделку, экспертом обоснованно введена поправка, определенная на основании "Справочник оценщика недвижимости -2017" под ред. Лейфера Л.А, в размере 27%. Наличие стяжки и черновой отделки являются долгоживущими элементами, а использованный экспертом коэффициент применяется к короткоживущим элементам, которые полностью отсутствуют у базового объекта, вследствие этого являются необоснованными замечания административного истца в данной части. В использованных экспертом объявлениях указано, что ставка аренды "без учета НДС и эксплуатационных расходов" либо "ставка аренды + НДС" и эксплуатационные расходы", поэтому экспертом правомерно для определения полной ставки аренды добавлены все необходимые рыночные платежи. Объекты-аналоги находятся в сопоставимом с объектом исследования по состоянию отделки, что также подтверждается предоставленными экспертом фотографиями. В расчетах эксперт для определения ставки капитализации использовал исключительно рыночные данные, согласно которым ставка капитализации для торговых помещений класса "А" лежит в диапазоне от 8, 2% до 9, 5%. Полученная величина рыночной стоимости объектов исследования в рамках сравнительного и доходного подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в заключении.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)", повышение квалификации по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом N***г.; является членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", регистрационный N***г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 20 лет; эксперт является заместителем генерального директора ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенной в оценочной судебной экспертизе.
При этом суд полагаем необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, поскольку рыночная стоимость данных объектов недвижимости превышает установленную в отношении них кадастровую стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пунктах 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N20-П, право лица на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, служит, в частности, целям последующего определения налогового обязательства в размере не большем, чем это установлено законом, при том что именно такой объем налоговой обязанности предопределен требованием статьи 57 Конституции Российской Федерации о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ее статей 15 и 18 (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П и от 1 июля 2015 года N 19-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2341-О, N 2342-О и N 2343-О).
На основании приведенных норм права юридическое лицо вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права или обязанности.
Из материалов дела судом установлено, что административные истцы являются плательщиками налога на имущество в отношении спорных нежилых помещений, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года. Вследствие этого, установление кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере, превышающем их кадастровую стоимость, порождает имущественные последствия и приведет к увеличению бремени по оплате налога на имущества для административных истцов.
При таких обстоятельствах установление кадастровой стоимости указанных выше спорных нежилых помещений в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, которая превышает их кадастровую стоимость, не направлено на восстановление нарушенного права административных истцов, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7375393 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9545708 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 9453745 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 7357000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 14408394 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3568145 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2225492 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2225492 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 13904730 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1476813 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5831518 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5831518 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 386243 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 397604 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4600841 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 5585383 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3752070 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4297905 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 6210188 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1728895 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1692110 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1692110 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 404635 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 386243 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 404635 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 974803 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3568145 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2262278 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 367850 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 19312170 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 10640627 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 16207076 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 70470487 руб.
Датой обращения ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 30 декабря 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать ООО "ПромТехноКом" и Компания с ограниченной ответственностью "Лиедел Инвестментс Лимитед" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суд изготовлено 14 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.