Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, с участием прокурора Слободина С.А, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-15/2021 по апелляционным жалобам Михайленко Елены Ивановны и Бессудновой Аллы Петровны, Дементьевой Марии Николаевны, Долбиловой Марии Григорьевны, Кармановой Надежды Михайловны, Козыревой Натальи Константиновны, Лукьяновой Нины Ивановны, Пчелкиной Елены Валентиновны, Пылевой Татьяны Николаевны, Шапетько Марии Валентиновны в лице их представителя Мальковой Лидии Петровны на решение Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Михайленко Елены Ивановны, Бессудновой Аллы Петровны, Дементьевой Марии Николаевны, Долбиловой Марии Григорьевны, Кармановой Надежды Михайловны, Козыревой Натальи Константиновны, Лукьяновой Нины Ивановны, Пчелкиной Елены Валентиновны, Пылевой Татьяны Николаевны, Шапетько Марии Валентиновны к Малоярославецкому районному Собранию депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области о признании недействующим в части Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N45.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения представителя административных истцов Мальковой Л.П, представителя Михайленко Е.И. - Кузьминой Л.Н, представителя административного ответчика Малоярославецкого Районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" и заинтересованного лица Малоярославецкой районной администрации муниципального района "Малоярославецкий район" Филимоновой Е.Г, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Малоярославецким Районным Собранием депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" принято решение от 22 июня 2020 года N 45 (далее - Решение Районного Собрания депутатов, Решение N 45), которым утверждено Положение о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район" в виде приложения к названному решению, в пункте 3 которого указано, что оно вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 апреля 2019 года.
Решение Районного Собрания депутатов принято уполномоченным в соответствии со статьей 39 Устава муниципального района "Малоярославецкий район" представительным органом и опубликовано в периодическом издании еженедельной газете Малоярославецкого района "Маяк" от 09 июля 2020 года N 27 (13524) и 30 июля 2020 года N 30 (13527), полный текст решения с приложениями размещен в сетевом издании "Маяк ТВ".
Статья 2 Положения, утвержденного решением от 22 июня 2020 года N45, изложена в следующей редакции:
"1. Ежемесячная социальная выплата устанавливается в размерах: лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в соответствии с п. 1 статьи 1 Положения - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению N 1 к настоящему Положению, но не более 25 процентов денежного содержания муниципального служащего.
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым в соответствии с решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов от 16 декабря 2009 N 58 "Об утверждении Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 N 55 "Об утверждении Положения о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", которым была назначена ежемесячная социальная выплата, устанавливается ежемесячная социальная выплата при наличии стажа муниципальной службы от 9 лет - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы, но не более 25 процентов денежного содержания муниципального служащего.
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым в соответствии с решением Малоярославецкого Районного Собрания депутатов от 20 февраля 2019 N 26 "Об утверждении Положения о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", которым назначена ежемесячная социальная выплата, - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению N 1 к настоящему Положению, но не более 25 процентов денежного содержания муниципального служащего".
Михайленко Е.И, Бессуднова А.П, Дементьева М.Н, Долбилова М.Г, Карманова Н.М, Козырева Н.К, Лукъянова Н.И, Пчелкина Е.В, Пылева Т.Н, Шапетько М.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Малоярославецкому Районному Собранию депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" о признании недействующими с момента принятия трех пунктов статьи 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного Решением Районного Собрания депутатов в части установления размеров ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", указывая на то, что новые размеры ежемесячной социальной выплаты, пересчитаны административным истцам в сторону уменьшения ранее назначенных им размеров такой выплаты, что ухудшило их пенсионное обеспечение, ссылаясь на противоречия оспариваемой нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктам 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730, предусматривающему право сохранения ранее установленной ежемесячной социальной выплаты, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", статье 4 Закона Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-ОЗ "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской
области, должности гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности", статье 2 Закона Калужской области N 192-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 19 июня 2002 года N 11-П и от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определениях от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 05 июля 2005 года N 246-О и N 303-О.
Решением Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Михайленко Е.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывая в обоснование доводов, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вывод суда о том, что порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определятся с учетом возможностей местного бюджета, судом не исследовалась причина принятия нормативных правовых актов, устанавливающих два разных размера ежемесячных социальных выплат в один год; полагает, что законодательство не связывает определение размера соответствующей пенсии муниципальных служащих с источниками финансирования выплат; считает необоснованным вывод суда о том, что органы местного самоуправления полномочны по своему усмотрению устанавливать размер ежемесячной социальной выплаты наравне с субъектом Российской Федерации, тогда как федеральное законодательство предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать порядок и условия назначения ежемесячной пенсии за выслугу лет, а определение размера данных выплат относится к полномочиям субъекта РФ; вывод суда об отсутствии нарушения принципа недопустимости придания закону обратной силы, ухудшающему правовое положение, противоречит Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации; доплата за выслугу лет к пенсии по старости является обязательным дополнением пенсионного обеспечения; судом оставлен без внимания довод истца о том, что оспариваемые положения определяют не размер выплат, а порядок его перерасчета.
В апелляционной жалобе административные истцы Бессуднова А.П, Дементьева М.Н, Долбилова М.Г, Карманова Н.М, Козырева Н.К, Лукьянова Н.И, Пчелкина Е.В, Пылева Т.Н, Шапетько М.В. в лице их представителя просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, мотивируя требования тем, что данным решением неправильно установлены моменты назначения пенсии за выслугу лет; неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; полагают, что представительный орган местного самоуправления вправе регулировать вопросы определения условий предоставления права на получение доплаты к страховой пенсии по старости, и, в случае приостановления такой выплаты должен предусмотреть механизм возмещения; указывает на противоречие оспариваемых положений региональному законодательству; ставит под сомнение вывод суда первой инстанции относительно момента вступления в силу нормативного правового акта, содержащего оспариваемые положения.
Относительно доводов апелляционных жалоб представителем административного ответчика и участвовавшим в деле прокурором принесены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Административные истцы в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение отменить, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
Согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" размер государственной пенсии муниципального служащего, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнительные гарантии муниципальным служащим обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Частью 6 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.
Особенности организации муниципальной службы в Калужской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-ОЗ "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавшим указанные должности".
В соответствии со статьей 4 данного Закона ежемесячная социальная выплата устанавливается в размерах лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым назначена страховая пенсия в соответствии с законодательством, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, либо досрочно назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", - в размере 20 процентов среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) должности государственной гражданской службы Калужской области). Расчет размера ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, производится по выбору обратившихся за установлением такой выплаты за любые 12 календарных месяцев подряд государственной службы исходя из среднемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном законодательством.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше стажа, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при этом размер ежемесячной социальной выплаты не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы Калужской области.
Согласно статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, к которым относятся решения Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым в статье 86 установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, но такое регулирование не может быть произвольным, должно осуществляться в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, исчисляться индивидуально исходя из среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности и учитывать продолжительность соответствующего стажа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у административного ответчика права изменения размера выплат административным истцам. Однако, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 октября 2013 года N 1591-О, определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет - в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих - осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определилграницы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Вместе с тем, следует учитывать, что на практике установленные субъектом Российской Федерации требования в отношении минимального размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет могут быть не в полной мере согласованы с реальными финансово-экономическими возможностями муниципальных образований и, соответственно, порождать для органов местного самоуправления объективные существенные затруднения, связанные с их выполнением, в том числе необходимость перераспределения бюджетных средств в ущерб приоритетным задачам по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения.
Из представленных представителем административного истца документов о финансовом положении Малоярославецкого района следует, что кредиторская задолженность перед лицами, которым назначены муниципальные пенсии за выслугу лет и доплаты к страховой пенсии, отсутствует. Обстоятельств, указывающих, что при осуществлении выплат у муниципалитета имелись затруднения, недостаток необходимых бюджетных средств, не установлено, сокращение численности аппарата муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, реорганизация муниципальных предприятий не производилось. Получение дотаций муниципального образования на другие виды расходов, наличие бюджетных кредитов само по себе не является основанием для изменения размеров социальных выплат. Данные обстоятельства судом первой инстанции не учтены.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, суд выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
В оспариваемой норме усматривается правовая неопределенность в установлении и применении расчета социальных выплат, который не соответствует статье 4 Закона Калужской области N 120-ОЗ от 25 февраля 2011 года. Имеются разногласия в части начисления процентов денежного содержания, увеличения содержания за каждый полный год и величины предельной суммы денежного содержания муниципальных служащих.
Проанализировав содержание оспариваемой нормы, судебная коллегия пришла к выводу, что субъектами, имеющими право на получение социальной выплаты, являются лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", к которым относятся административные истцы.
Из представленного ими расчета размеров ежемесячных социальных выплат следует, что предполагаемые выплаты, предусмотренные статьей 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", рассчитаны ими из размера 25% денежного содержания и 40% денежного содержания из-за неясности порядка расчета, указанного в оспариваемой норме, в то время как административный ответчик полагает расчет выплат исходя из максимальной суммы в 25%.
Таким образом, оспариваемое нормативное положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, и приводит к возможности его произвольного применения, что является основанием для отмены такого нормативного акта в оспариваемой части.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представители административных истцов пояснили, что считают незаконным пункт 3 решения Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N45, согласно которому решение вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 апреля 2019 года. Вместе с тем, названные требования в суде первой инстанции не заявлялись, в связи с чем не могут быть предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований административных истцов о признании недействующей с момента принятия решения статьи 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях, утвержденного решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N45.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
Решение Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований Михайленко Елены Ивановны, Бессудновой Аллы Петровны, Дементьевой Марии Николаевны, Долбиловой Марии Григорьевны, Кармановой Надежды Михайловны, Козыревой Натальи Константиновны, Лукьяновой Нины Ивановны, Пчелкиной Елены Валентиновны, Пылевой Татьяны Николаевны, Шапетько Марии Валентиновны о признании недействующей с момента принятия статьи 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного Решением Районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N 45 отменить.
Принять новое решение.
Признать недействующей с момента принятия статью 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного Решением Районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N 45.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.