Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нигматуллина Ильшата Анваровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Нигматуллин И.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 11 276 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 5 452 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 100 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 68 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты" виды разрешенного использования: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 273 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 324 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" (далее - приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 49 805 866 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 18 729 272, 70 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 15 385 376, 16 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 218 889, 88 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 15 373 949, 29 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 1 045 255, 12 рублей.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорных земельных участков, что подтверждается отчетом об оценке оценщика ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 276 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 5 452 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 100 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 68 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 273 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 324 000 рублей, чем нарушаются права административного истца.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года административное исковое заявление Нигматуллина И.А. удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 16 260 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 7 931 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 5 965 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 104 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 6 216 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 496 000 рублей, определенной по результатам проведения судебной экспертизы.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Принятым во исполнение приведенных нормативных правовых актов приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года в составе земель отдельных категорий, в том числе, земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, административному истцу Нигматуллину И.А. на праве долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N. Кроме того, административный истец является соарендатором земельных участков с кадастровыми номерами N
Следовательно, Нигматуллин И.А, права и обязанности которого затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N
Спорные земельные участки были включены в приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 49 805 866 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 18 729 272, 70 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 15 385 376, 16 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 218 889, 88 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 15 373 949, 29 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 1 045 255, 12 рублей.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 276 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 5 452 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 100 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 68 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 273 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 324 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2021 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО4 представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащее вывод об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 620 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 931 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 965 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 104 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N размере 6 216 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 496 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 620 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 931 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 965 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 104 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 216 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 496 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта, составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает на то, что в нарушение статьи 11 Закона об оценке, пункта 5 ФСО N3, пунктов 10, 11 ФСО N7 экспертиза вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по объекту оценки. В нарушение пункта 22 ФСО N7 экспертом некорректно осуществлен подбор объектов-аналогов по основным ценообразующим факторам.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 620 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 931 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 965 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 104 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 216 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером N в размере 496 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.