Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С.
судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Соловьева С.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель Соловьев С.А. (далее - ИП Соловьев С.А.) обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником и арендатором земельных участков: с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"1; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты" виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Кроме того административный истец является собственником объектов недвижимости: с кадастровым номером N, "данные изъяты" площадью "данные изъяты"9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N этаж "данные изъяты", этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости: по состоянию на 01 января 2019 года: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 13 800 640, 32 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 722 115, 80 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 103 156, 66 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 112 235, 80 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 983 852, 73 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 518 392, 64 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 5 031 581, 10 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 892 708, 21 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 8 648 376 руб.; по состоянию на 01 января 2015 года: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 346 422, 20 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 555 706, 46 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 3 169 013, 27 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 325 916, 21 руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчетам ООО "Информ-Эксперт" от 23 ноября 2020 года, по состоянию на 01 января 2019 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 438 853, 30 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 307 712, 40 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 241 561, 73 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 322 785, 80 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 382 586, 04 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 588 740, 68 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 148 555, 72 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 956 167, 86 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 570 690 руб.; по состоянию на 01 января 2015 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 852 598, 02 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 967 477 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 802 863, 26 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 4 296 613, 73 руб.
Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности и аренды, нарушают его права как плательщика арендных и налоговых платежей.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости на основании выводов, установленных "данные изъяты"" в отчетах от 23 ноября 2020 года.
Представитель административного истца ИП Соловьева С.А.- Михалевская О.В, действующая по доверенности от 15 февраля 2017 года, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом было постановлено:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты" виды разрешенного использования: "данные изъяты" с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 3 566 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты" с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 473 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 1 451 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1 790 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты" с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 417 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 943 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты" виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 1 565 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 2 503 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 2 145 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 892 346 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1 032 020 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N этаж "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 2 079 804 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, этаж "данные изъяты" этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 5 725 585 руб. по состоянию на 1 января 2015 года".
Не согласившись с решением суда, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой административный ответчик просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а именно при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республики Башкортостан -1 июня 2017 года.
Как следует из материалов дела, административный истец является является пользователем на праве собственности и аренды следующих земельных участков: с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: "данные изъяты" с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты" виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты".м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N категории земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", с общей площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Кроме того административный истец является собственником объектов недвижимости: с кадастровым номером N, этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, этаж "данные изъяты", этаж "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Указанные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 августа 2020 года, и другими материалами дела. Расчет арендных платежей производится из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года".
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 августа 2020 года по состоянию на 01 января 2019 года: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 13 800 640, 32 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 722 115, 80 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 103 156, 66 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 112 235, 80 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 983 852, 73 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 518 392, 64 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 5 031 581, 10 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 892 708, 21 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 8 648 376 руб.; по состоянию на 01 января 2015 года: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 346 422, 20 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 555 706, 46 руб.; адастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 3 169 013, 27 руб.; кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 325 916, 21 руб.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости административным истцом представлены отчеты ООО "Информ-Эксперт" от 23 ноября 2020 года, согласно которым: по состоянию на 01 января 2019 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 438 853, 30 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 307 712, 40 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 241 561, 73 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 322 785, 80 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 382 586, 04 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 588 740, 68 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 148 555, 72 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 956 167, 86 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 570 690 руб.; по состоянию на 01 января 2015 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 852 598, 02 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 967 477 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 802 863, 26 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 4 296 613, 73 руб.
С целью определения действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определением суда по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" ФИО14 N N от 31 марта 2021 года: по состоянию на 01 января 2019 года: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 566 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 473 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 451 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 790 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 417 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 943 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 565 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 503 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 145 000 руб.; по состоянию на 01 января 2015 года: рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 892 346 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 032 050 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 2 079 804 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 5 725 585 руб.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия, оценив заключение эксперта "данные изъяты"" ФИО15 N N от 31 марта 2021 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода выделения как разность стоимости единого объекта недвижимости и стоимости земельного участка, приходящегося на оцениваемый объект. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Корректировки являются обоснованными, ссылки на источник информации приведены в материалах дела. Подробный расчет корректировок приведен в заключении эксперта. Доказательств того, что экспертом использованы значения корректировок, выходящих за допустимые пределы, не представлено.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта "данные изъяты" ФИО16. N N от 31 марта 2021 года не вводит кого-либо в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки (пункт 5 ФСО N 3), соответствует требованиям пункта 20 ФСО N 7, а также не свидетельствует о занижении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.