г. Майкоп
31 марта 2009 года
Настоящее обобщение проведено в соответствии с Планом работы Верховного Суда Республики Адыгея на первое полугодие 2009 года.
Целью обобщения является анализ законодательства в указанной сфере правоотношений, а также правильность, законность и обоснованность его толкования и применения судами Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим, наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными актами, земельные правоотношения регулируются еще и законами Республики Адыгея.
Основополагающими нормативными актами в названной сфере правоотношений являются: Конституция РФ (статьи 8, 9, 19, 36, 42, 57, 58, 72);
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N136-ФЗ (с последующими изменениями);
- Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (с последующими изменениями) "О введении в действие Земельного кодекса РФ";
- Гражданский кодекс РФ (глава XVII);
- Федеральный закон от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ (с последующими изменениями) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- Градостроительный кодекс РФ, принятый 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (с последующими изменениями);
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. N 191 (с последующими изменениями) "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ";
- Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ ( с последующими изменениями) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (с последующими изменениями) "О государственном кадастре недвижимости";
- Закон Республики Адыгея от 27.02.2008 г. N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе" (с последующими изменениями);
- Закон Республики Адыгея от 07 июня 2007 г. N 86 (с последующими изменениями) "О регулировании земельных отношений".
- при рассмотрении судами земельных споров нередко применяется и Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года;
Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. признан утратившим силу
См. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
Статья 7 Земельного Кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяет на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса
В настоящем обобщении анализируются правоотношения и иски, предметом которых являются земли населенных пунктов.
Согласно статье 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Правообладатель может владеть земельным участком на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, безвозмездного срочного пользования, сервитута.
Основаниями возникновения прав на землю являются: договоры и иные сделки, порождающие права на землю; акты органов государственной власти либо органов местного самоуправления; приобретательная давность; судебные акты.
Всего из судов республики на обобщение было представлено 69 дел, из них, по категориям:
приобретение земельных участков: в порядке наследование - 26 дел;
по договорам дарения- 3 дела;
из договоров купли-продажи - 14 дел;
аренда - 4 дела;
субаренда - 1 дело;
приватизация - 4 дела;
на основании административных актов органов м/с - 16 дел;
в связи с приобретательной давностью - 1 дело.
По районным судам картина выглядит следующим образом:
Майкопский городской суд:
Всего 18 дел, из них:
наследование - 3 дела;
из договоров купли-продажи - 5 дел;
приватизация - 2 дела;
по акту органов м/с - 7 дел;
в связи с приобретательной давностью - 1 дело.
Майкопский районный суд:
Всего 15 дел, из них:
наследование - 11 дел;
дарение - 1 дело;
из договоров купли-продажи - 1 дело;
приватизация - 1 дело;
по акту органов м/с - 1 дело.
Тахтамукайский районный суд:
Всего 23 дела, из них:
наследование - 6 дел;
аренда - 3 дела;
субаренда - 1 дело;
из договоров купли-продажи - 7 дел;
по акту органов м/с - 6 дел.
Гиагинский районный суд:
Всего 10 дел, из них: наследование - 5 дел;
дарение - 2 дела;
из договоров купли-продажи - 1 дело;
приватизация - 1 дело;
по акту органов м/с - 1 дело.
Теучежский районный суд:
Всего 3 дела, из них: наследование - 2 дела;
по акту органов м/с- 1 дело.
Из Кошехабльского, Красногвардейского, Шовгеновского районного суда дел на обобщение представлено не было.
Больше всего дел указанной категории рассмотрено Тахтамукайским районным судом -23.
Большинство дел составляют споры, вытекающие из наследования земельных участков - 26, на втором месте находятся дела по спорам, возникающим из договоров купли- продажи земельного участка -14 дел.
Разнообразие земельных правоотношений связано, прежде всего, со статусом земельных участков, порядком распоряжения ими, неразрешенностью вопроса о разграничении государственной собственности на землю. Как важнейший природный ресурс земля всегда остается одним из наиболее ценных объектов гражданского оборота, кроме того, это объект с особым правовым статусом. Динамично развивающееся и зачастую противоречивое законодательство в данной сфере вызывает множество споров, связанных как с оборотом земель, так и с различными вопросами административного характера.
Земельные споры возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, самовольным занятием и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
Из анализа норм ЗК РФ можно сделать вывод, что в судах подлежат рассмотрению, в частности, следующие иски и споры о праве на землю:
- в связи с отказом в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и юридическим лицам из государственного и муниципального земельного фонда (ст. ст. 15, 36);
- в связи с отказом в переоформлении постоянного (бессрочного) пользования землей на право собственности или в аренду (п. 5 ст. 20 ЗК РФ, п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации");
- в связи с отказом в переоформлении пожизненного наследуемого владения земельным участком в собственность (п. 3 ст. 21);
- в связи с изъятием или отказом в предоставлении служебного земельного надела (ст. 24);
- спор о земельном участке при переходе права собственности на недвижимость (ст. 35);
- спор о земельном участке при продаже его с торгов (аукциона, конкурса) и признании права на землю (ст. 38);
- иск о признании права на землю при разрушении здания, строения, сооружения при условии начала восстановления их в течение 3 лет (ст. 39);
- споры о признании прав на земельные участки при принудительном прекращении прав на землю по основаниям, предусмотренным ст. ст. 44 - 48, 51, 54 ЗК РФ, ст. ст. 284 - 286 ГК РФ;
- спор по иску исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. ст. 279 - 283 ГК РФ).
Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли - купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.
Статьями 39, 40 ЗК РСФСР 1991 года предусматривалось право местных Советов народных депутатов принимать решения о прекращении права собственности на земельные участки граждан в случае, если они не использовали в течение одного года земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного производства и в течение двух лет - для несельскохозяйственного производства.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации" статьи 39,40 Земельного кодекса РСФСР были признаны недействующими.
С 1993 года до принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году в законодательстве по вопросам прекращения права собственности на земельный участок существовал пробел.
В связи с этим администрации муниципальных образований лишали собственников их земельных участков различными способами, а именно путем:
1. принятия распоряжения об изъятии земельного участка;
2. принятие распоряжения об отмене либо признании утратившим силу акта, которым земельный участок выделялся гражданину в собственность;
Очевидно, что такой способ лишения собственника его земельного участка является незаконным. Вывод основан на следующих правовых нормах.
12 декабря 2003 года всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. Часть 2 статьи 9 Конституции РФ установила, что земля может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно статье 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Исходя из смысла статьи 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации, следует признать, что в период с 24 декабря 1993 года (принятие Указа Президента РФ N 2287) по 30 октября 2001 года (введение в действие ЗК РФ) напрямую действовала Конституция Российской Федерации, и вопрос о принудительном прекращении права собственности на земельный участок можно было разрешать только в суде.
Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что акты органов местного самоуправления об отмене своих же решений о предоставлении земельных участков в собственность, об изъятии земельных участков либо о прекращении права собственности граждан на земельные участки иным, помимо судебного решения, способом, судам следует считать незаконными, не имеющими юридической силы и не порождающими правовых последствий, поскольку принудительное лишение собственника его земельного участка возможно только на основании решения суда.
Результат обобщения показал, что, несмотря на большое количество законов, и подзаконных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений, необходимостью применять в конкретных ситуациях нынешнее, а также ранее действовавшее земельное законодательство, суды, в основном, правильно применяют закон и правильно принимают решения по заявленным искам.
Сделки и административные акты органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти являются наиболее распространенными основаниями приобретения права частной собственности на землю.
При разрешении споров по земельным участкам, которые являются муниципальной собственностью, суды не всегда правильно определяют состав лиц, участвующих в деле. Иски рассматриваются без учета требований Закона Республики Адыгея от 27 февраля 2008 года N 153 (с последующими изменениями) "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе".
Согласно статье 1 указанного Закона Республики Адыгея распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления и специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по распоряжению земельными участками для их предоставления: гражданам - для ведения дачного хозяйства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, иного сельскохозяйственного использования, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии с Земельным кодексом РФ; гражданам и юридическим лицам - под существующими многоквартирными и жилыми домами, дачами, существующими гаражами, существующими садовыми и дачными строениями.
Специально уполномоченный исполнительный орган осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, не вошедшими в перечень, установленный частью второй статьи 1 данного Закона.
При рассмотрении указанной категории дел суды не всегда привлекают специально уполномоченный орган - Комитет по управлению имуществом, на который законом возложены вышеназванные полномочия, что нередко имеет место в Майкопском городском суде.
Признание бесплатного права собственности на земельный участок на основании административного акта возможно лишь в случае, если земельный участок выделен до введения в действие ЗК РФ.
Решением Тахтамукайского районного суда от 12 .08 2008 года, признано право собственности на земельный участок Л., выделенный ему решением администрации МО "Тахтамукайский район".
Л. обратился в суд с иском к администрации МО "Энемское городское поселение, администрации МО "Тахтамукайский район" о признании права собственности.
В обоснование указал, что постановлением главы администрации Энемского поселкового округа от 26.08.2003 года N 421 ему в собственность был предоставлен земельный участок, площадью 840 кв.м., в п. Энем, по ул. Первомайской,103.
23 мая 2008 года ему было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку в 2003 году земельные участки в собственность бесплатно не предоставлялись.
Администрация МО "Тахтамукайский район" оставила вопрос на разрешение суда, а ответчик в лице МО "Энемское городское поселение" иск признал.
Суд, принимая решение об удовлетворении иска, сослался на ч. 2, ч. 3 ст. 28 ЗК РФ, согласно которым, основанием возникновения права собственности гражданина на земельный участок является решение исполнительного органа местного самоуправления о предоставлении гражданину за плату земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. Однако истолкование данной правовой нормы сделано судом неверно, в результате чего принято незаконное судебное решение.
Давая оценку содержанию постановления, на которое истец сослался как на основание своих требований, суд установил, что в постановлении отсутствуют сведения о предоставлении истцу земельного участка за плату, следовательно, земельный участок предоставлен ему безвозмездно, в результате чего следует признать за ним право собственности.
При этом суд посчитал, что на истца не могут быть возложены неблагоприятные последствия нарушения закона, допущенные органом местного самоуправления, на который, согласно ст. 34 ЗК РФ возложена обязанность по обеспечению законности процедуры предоставления земельных участков, истец таких нарушений не допускал.
Такое решение нельзя признать законным, поскольку согласно статье 20 ЗК РФ со дня введения в действие настоящего Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Одним из оснований приобретения права собственности на землю является договор купли-продажи.
К отношениям по купле-продаже земельных участков применяются общие положения о купле-продаже гл. 30 ГК РФ, с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего, каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки и присвоить кадастровый номер.
Кадастровый номер - уникальный номер, присваиваемый земельному участку, который сохраняется за ним до тех пор, пока он физически и (или) юридически существует как единое целое.
Купля-продажа земельного участка возможна при отсутствии споров о его принадлежности, границах и иных земельных споров.
При рассмотрении споров, вытекающих из купли-продажи земельного участка, суды, в основном, правильно определяют правоотношения сторон и правильно выносят решения по спорам, но иногда к спорным правоотношениям применяют лишь нормы ГК РФ, не учитывая при этом нормы ЗК РФ, являющиеся специальными нормами, регламентирующими договор купли-продажи земельного участка.
Так, решением Тахтамукайского районного суда от 28 октября 2008 года (дело N2-652/08) признана состоявшейся сделка по купле-продаже земельного участка, заключенная между Х. и Т.
В качестве доказательства, подтверждающего сделку, суд сослался на расписку ответчика, подтверждающую получение денег за земельный участок, признание им иска. При этом суд постановил законное решение, но мотивировал его ссылками на нормы ГК РФ, не применив при этом специальные нормы ЗК РФ, регламентирующие порядок совершения купли-продажи земельного участка, что является обязательным.
Со дня введения в действие ЗК РФ бесплатное получение земли, находящейся в государственной либо муниципальной собственности, не существует.
Согласно статье 36 ЗК РФ, для приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, гражданин, который на праве собственности имеет на этом земельном участке строение, должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении права на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и иных документов, установленных законом.
В месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, после чего направляет заявителю проект договора купли-продажи этого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Подписанный и исполненный сторонами договор купли-продажи и постановление главы администрации муниципального образования о предоставлении заявителю в собственность земельного участка являются основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Решением Майкопского районного суда от 11 августа 2008 года удовлетворен иск К. к МО "Тульское городское поселение" о признании права собственности на земельный участок, приобретенный истцом по договору купли-продажи от 31 мая 2006 года, заключенному между истицей и администрацией МО "Тульское городское поселение".
Данный земельный участок был выделен истице для индивидуального жилищного строительства Советом АОЗТ "Русь" в 1994 году. При этом договор купли-продажи надлежаще не был зарегистрирован, что послужило основанием отказа ей в регистрации права собственности на земельный участок и поводом для обращения в суд.
Согласно ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
В силу ч. 2 ст. 555 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нем цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее.
Следовательно, при покупке недвижимости, расположенной на земельном участке, принятия специального решения о признании права собственности на земельный участок не требуется. Однако граждане обращаются в суд с такими исками, и суды рассматривают их по существу, хотя спор о праве отсутствует.
Так, решением Гиагинского районного суда от 17 августа 2008 года удовлетворен иск Т. к. А., которая приобрела у ответчика домовладение, расположенное на земельном участке мерой 0,8 соток.
Обращаясь в суд, истица указала, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором расположено домовладение, приобретенное ею в собственность по договору купли-продажи. Ответчик иск признает, сделку по купле-продаже не оспаривает.
По данному делу суд разрешил иск при отсутствии спора о праве и без учета требований ч. 2 ст. 555 ГК РФ. В данном случае договор купли-продажи является основанием для государственной регистрации не только права собственности на домовладение, но и на земельный участок.
В начальный период земельной реформы - с 25.04.1991 г. по 27 октября 1993 года - акты о предоставлении земельных участков в собственность издавались местными Советами народных депутатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. предусматривалась выдача гражданам временных свидетельств о праве собственности на земельные участки. После 27 октября 1993 года предоставление земельных участков перешло к компетенции глав местной администрации. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 предусматривалась выдача на основании постановления органа местного самоуправления свидетельства о праве собственности на земельный участок, подлежащего регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Выданные ранее государственные акты и свидетельства о предоставлении в собственность земельных участков сохраняли равную силу со свидетельством, предусмотренным Указом президента РФ от 27 октября 1993 года.
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. признано утратившим силу
Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 настоящий Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 признан утратившим силу
Поэтому уже в ходе подготовки дела к судебному разбирательству судье необходимо истребовать документы в отношении спорного земельного участка - постановление Совета народных депутатов либо главы местной администрации как правоустанавливающие документы, а также, при их наличии, свидетельства о праве как правоудостоверяющие документы.
При этом следует иметь в виду, что выдаваемые на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года свидетельства о праве собственности на землю сами по себе не заменяют правоустанавливающие документы, т.е. акты органов власти или местного самоуправления о выделении земельного участка. Указанные свидетельства были призваны закрепить и удостоверить права на земельный участок, возникшие в административно-правовом порядке.
При рассмотрении указанной категории исков, судам следует учитывать вопрос, касающийся упрощенного порядка приобретения гражданами в собственность земельных участков, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения, закрепленный в Федеральном законе от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", (более известный под названием "Закон о дачной амнистии").
Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 г. граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права ("неопределенное" право), автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Это положение содержится в ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (с последующими изменениями) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность также граждан не требуется.
Анализ вышеназванных норм земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что обращения в суд с иском о признании права собственности на земельный участок по указанному основанию не требуется и может быть в редких особых случаях.
Однако с такими исками граждане обращаются в суд, которые суды рассматривают по существу, не учитывая при этом вышеназванную норму Федерального закона.
Так, решением Майкопского районного суда от 26 декабря 2008 года удовлетворен иск К. об установлении факта принадлежности на праве собственности наследодателю Ж. земельного участка площадью 1100 кв.м., расположенный в п. Табачном Майкопского района по ул. Пионерской, 14. Этим же решением земельный участок включен в наследственную массу и за истицей признано право собственности.
При рассмотрении этой категории дел судам надлежит исследовать не только вопрос о том, до или после введения в действие ЗК РФ истец обладает правом собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке. Следует еще и выяснять вопрос о том, когда и на каком праве владел земельным участком его прежний владелец и, при наличии законных оснований, на таком же праве в порядке правопреемства земельный участок переходит к собственнику расположенной на нем недвижимости.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Таким образом, Закон о дачной амнистии признает любые документы - решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка. Эти бумаги теперь считаются достаточными для регистрации права собственности.
Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка, который выдается органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, по форме, установленной Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.0-04-01-01, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 10 апреля 2001 г.
В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с теми, которые значатся в документах, новый Закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта привилегия действует при двух условиях:
- при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, не нарушены права смежных землепользователей;
- уточненная площадь земельного участка не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Как уже было сказано, из 69 дел представленных на обобщение, 26 дел, т.е. 42% (почти половина дел) рассмотрено по искам о признании права собственности на земельный участок, на котором находятся здания, строения, сооружения, перешедшие к истцам по наследству. Хотя в силу ст. 3 ч. 9.1. ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" принятия специального решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Для государственной регистрации права собственности достаточно правоустанавливающего документа, подтверждающего предоставление земельного участка наследодателю. А отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Следовательно, Закон предусматривает досудебный порядок решения вопроса о признании за гражданином права собственности на земельный участок, перешедший ему в пользование вместе с приобретенным по наследству объектом недвижимости.
В случае если досудебный порядок урегулирования спора нарушен, надлежит применять последствия, предусмотренные п.1 ч.1 ст. 135, ст. 222 ГПК РФ, т.е. либо возвращать исковое заявление, либо, если оно уже принято к производству суда, оставлять его без рассмотрения.
В суде могло бы рассматриваться значительно меньше исков анализируемой категории, если бы судьи, при разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству, применяли статью 3 ГПК РФ, согласно которой заинтересованное лицо вправе обратиться в суд лишь за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
Следовательно, суду необходимо выяснять, являются ли права, за защитой которых обращается истец, нарушенными либо оспариваемыми, и нуждаются ли они в защите.
Нередко суд, при отсутствии спора, при признании заявленных требований ответчиками, принимает иск к рассмотрению суда и принимает решение по существу спора при отсутствии оснований к рассмотрению иска и при отсутствии нарушенных либо оспариваемых прав истца.
Таким примером может служить решение Майкопского городского суда по делу N 2-410/08 от 27 февраля 2008 года, которым удовлетворен иск Т. к Х., администрации МО "Город Майкоп", управлению архитектуры и градостроительства о признании права собственности на самовольно возведенное строение и права собственности на земельный участок. По данному делу все ответчики иск признали, спора по возникшим правоотношениям не возникало.
Решение суда вступило в законную силу, оно не обжаловалось, хотя его нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, не смотря на признание иска ответчиками, обстоятельства по делу судом надлежащим образом не исследованы, а постановленное судом решение не мотивировано.
В обоснование иска Т. указала, что спорный земельный участок распоряжением главы администрации г. Майкоп от 24.11.1995 г. N 4274-р был выделен под индивидуальное жилищное строительство Х.. На основании этого распоряжения Х. было выдано свидетельство о праве собственности на землю.
Поскольку Х. строительство на земельном участке не начал, распоряжением главы администрации г. Майкопа от 14.10.2004 г. N 4750 распоряжение от 24.11.1995 г. N 4274-Р о выделении Х. земельного участка было признано утратившим силу, а распоряжением главы администрации от 22.08.2006 года признано утратившим силу и свидетельство о праве собственности на землю на имя Х.
В судебном заседании истица свой иск поддержала.
Ответчик Х. в судебном заседании не участвовал, судом о дне слушания дела не извещался. Его представитель по доверенности Т. заявленные требования признал.
Представители администрации и управления архитектуры иск признали.
Настоящее решение постановлено с грубейшими нарушениями материального и процессуального закона, выразившиеся в следующем.
Суд, в нарушение ч. 2 ст. 71 ГПК РФ постановил решение по недопустимым доказательствам. К исковому заявлению приложены ксерокопии никем не заверенных актов администрации, сделанных на обеих сторонах листа, причем, на каждой стороне помещены различные акты.
Так, на листе дела 4 имеется ксерокопия акта контроля за проведением землеустройства от 08.10.2007 года. N 6098, составленного управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РА, из которого следует, что земельный участок предоставлен Т. в аренду.
Истица привлекла к участию в деле ответчика Х., хотя из прилагаемых ею к иску документов следует, что Х. на день обращения истца в суд земельным участком ни на каком праве не обладает.
На листе дела 5 имеется незаверенная ксерокопия распоряжения главы администрации МО "Город Майкоп" от 14.10.2004 г. N 4750 о признании утратившим силу распоряжения от 24.11.1995 г. N 4274-Р "Об отводе земельного участка под индивидуальное строительство Х.".
На оборотной стороне этого листа 5 имеется незаверенная ксерокопия распоряжения главы администрации МО "Город Майкоп" от 22.08.2006 года "О признании утратившим силу свидетельства на право собственности на землю на имя Х.", выданное Комитетом по земельным ресурсам 15. 08.1996 г.
Это распоряжение принято после введения в действие ЗК РФ, оно является незаконным, принятым с нарушением ЗК РФ, поскольку фактически лишает Х. права собственности на земельный участок, которым он обладал на основании свидетельства о праве собственности. Прекращение права собственности возможно только по основаниям, указанным в законе.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 9.1. указанного Федерального закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как следует из материалов дела, истец Т. возвела самовольные строения на земельном участке, предоставленном ей в аренду распоряжением главы администрации г. Майкопа от 22.07.1998 г. N 2419-р, а право собственности на эти строения было признано за нею после введения в действие ЗК РФ вышеуказанным решением Майкопского городского суда. Следовательно, приобрести право собственности на спорный земельный участок Т. могла только за плату.
Кроме того, как следует из содержания ст. 222 ГК РФ, обращение в суд с заявлением о признании права собственности на самовольно возведенное строение возможно при отказе в таком признании органом местного самоуправления. Однако отказа администрации МО "Город Майкоп" в регистрации самовольно возведенных построек в деле нет, из чего следует, что Т. в администрацию о признании за ней права собственности на самовольно возведенные строения не обращалась.
Таким образом, установить основания, по которым суд удовлетворил иск Т. о признании за ней права собственности на земельный участок общей площадью 746 кв.м., а также на самовольно возведенные постройки, из материалов настоящего невозможно.
Следующим вещным правом на землю является право постоянного бессрочного пользования земельным участком.
Земельный кодекс РФ устанавливает субъектный состав лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования. К таковым, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 20). В постоянное бессрочное пользование этим лицам предоставляются земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 20 ЗК РФ гражданам земельные участки на данном титуле больше не предоставляются. Хотя за теми из них, которым такое право было предоставлено ранее, Земельный кодекс РФ его сохраняет.
Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.
В силу закона (гл. 17 ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав - граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать. При переходе права собственности на строение вместе с ним переходит и право пользования земельным участком. В случае перехода права собственности на строение к нескольким лицам, к ним же переходит и указанное право на земельный участок. При определении порядка пользования общим участком учитываются доли сторон в праве собственности на строение или сложившийся порядок пользования земельным участком (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).
Решением Кошехабльского районного суда от 11 сентября 2008 года удовлетворен иск И., которая обратилась в суд с иском к Д. о признании права собственности на домовладение и земельный участок площадью 5028 кв.м., расположенный по адресу: х. Казенно-Кужорский, ул. Степная, 26.
В обоснование указала, что в 2004 году приобрела у Д. указанную недвижимость, принадлежащую ответчику на праве собственности.
Из материалов дела следует, что право собственности на жилой дом возникло у истца после введения в действие ЗК РФ.
Однако земельный участок был выделен ответчику до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства и принадлежал ему на праве пожизненного наследуемого владения.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, в силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ одновременно с приобретением права собственности на жилой дом по договору купли-продажи истцу в порядке правопреемства от прежнего собственника перешло право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 3 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", предусмотрено, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Поскольку земельный участок не оформлялся в собственность его прежним владельцем, то право на однократное бесплатное приобретение его в собственность перешло к истцу, как лицу, обладающему правом пожизненного наследуемого владения.
Кроме того, ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" не содержат положений о принадлежности права на регистрацию права собственности на земельный участок в упрощенном порядке только лицу, которому он был первоначально предоставлен, и об отсутствии такого права у лица, к которому право пожизненного наследуемого владения земельным участком в силу п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов) и п. 3 ст. 551 ГК РФ перешло при покупке недвижимости, находящейся на этом земельном участке.
Таким образом, в случае, если земельный участок был предоставлен прежнему собственнику до введения в действие Земельного кодекса РФ и право на этот земельный участок перешло к другому лицу в порядке правопреемства, он имеет право на регистрацию права собственности на данный земельный участок в соответствии со ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По данному делу истцу следовало обратиться в регистрационную палату с заявлением о государственной регистрации, а в случае отказа, обжаловать его в суд.
Такую позицию занимает и Верховный Суд Российской Федерации. В Бюллетене Верховного Суда РФ N 2 за 2009 год приведена практика по аналогичному делу.
Следующим основанием возникновения вещного права на землю является аренда.
Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется статьями 606, 607 ГК РФ, которые предусматривают общие требования к совершению таких сделок. Особенности совершения договоров аренды земельных участков урегулированы ЗК РФ (ст. 22).
В соответствии со ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Указанное условие договора аренды является существенным. При отсутствии согласования сторонами данных об объекте аренды, договор считается незаключенным.
Это означает, что договор аренды, предметом которого является земельный участок, должен содержать весь объем данных, необходимых для идентификации соответствующего участка, к которым относятся:
1) кадастровый номер - уникальный номер, присваиваемый земельному участку, который сохраняется за ним до тех пор, пока он физически и (или) юридически существует как единое целое. Уникальность кадастрового номера заключается в том, что на территории России не может быть двух участков, имеющих одинаковые номера. Предметом договора аренды могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет;
2) местоположение (адрес). В договоре аренды должен быть указан субъект Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, наименование населенного пункта (город, село, поселок и др.), улица, дом, строение и другие адресные ориентиры;
3) площадь. Измеряется в гектарах или квадратных метрах и указывается в соответствии с данными правоустанавливающего документа (свидетельства о праве собственности);
4) категория земель;
5) ограничения в использовании (разрешенное использование);
6) обременения правами третьих лиц;
7) описание границ земельного участка;
8) кадастровая карта (план) земельного участка;
9) описание поворотных точек границ земельного участка.
Рассматривая иски, вытекающие из споров по договору аренды, суды правильно применяют законодательство и выносят мотивированные и законные решения.
Например, решением Тахтамукайского районного суда от 11.07.2008 года удовлетворено заявления Б. о признании недействительным распоряжение Главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 512 от 07.05.2008 г. "Об отмене постановления Главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 13.11.2007 года N 1193 о представлении Б. в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства: п. Энем.
Суть настоящего спора заключается в том, что из сообщения в районной газете "Согласие" N 83 истец узнал о наличии свободных земельных участков, предлагаемых в аренду в п. Энем, после чего обратился в администрацию МО "Тахтамукайский район" с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Постановлением Главы МО "Тахтамукайский район" от 13.11.2007 года N1193 ему был предоставлен в аренду сроком на три года для индивидуального жилищного строительства сформированный земельный участок площадью 800 кв.м. Были выданы утвержденный проект границ с обозначением инженерных коммуникаций и нормой отступления от них при строительстве.
07.05.2008 года Глава администрации МО "Тахтамукайский район" издал распоряжение N 512, которым отменил свое постановление N 1193 от 13.11.2007 года о предоставлении ему в аренду земельного участка. Основанием для отмены постановления указано, что при предоставлении участка не были учтены интересы близлежащего двухэтажного дома, а также то, что по территории участка проходят газопроводы среднего и низкого давления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя об отмене обжалуемого им постановления, правомерно исходил из того, что постановление Главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 1193 от 13.11.2007 года о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство вынесено в соответствии с действующим законодательством и все пункты указанного постановления Б. выполнены добросовестно.
Кроме того, представителем администрации МО "Тахтамукайский район" не представлено доказательств, что строительство Б. будет производить не в соответствии с нормами СНиП, СанПин, и нормами противопожарной безопасности.
Одним из вещных прав на землю является право пожизненного наследуемого владения.
Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен статьей 21 ЗК РФ только для граждан, которые приобрели это право до введения в действие ЗК РФ. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.
До введения в действие ЗК РФ решениями органов государственной власти и местного самоуправления на праве пожизненного наследуемого владения бесплатно могли предоставляться:
- земельные участки, полученные гражданами до 01.01.1991 и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства (Указ Президента РФ от 07.03.1996 N 337);
- земельные участки членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 4 ст. 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан");
- земельные участки при переходе права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении (п. 3 ст. 552 ГК РФ);
- земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве");
Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") признан утратившим силу
- земельные участки для военнослужащих со сроком службы более 10 лет, но менее 15 лет (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
С принятием ЗК РФ утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения.
В п. 1 ст. 21 ЗК РФ содержится прямой запрет на приобретение права пожизненного наследуемого владения по административно-правовым основаниям (предоставление) после вступления в силу настоящего Кодекса.
Землевладелец вправе распорядиться своим земельным участком только путем передачи его по наследству. Это правило закреплено в п. 2 ст. 21 ЗК РФ, который гласит: "Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство".
Следующим основанием возникновения прав на землю признается приобретательная давность. Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Данная норма применима к земле как основному виду недвижимого имущества.
Чтобы приобрести право собственности на земельный участок на основании приобретательной давности, необходимо выполнить ряд обязательных условий. Требуется, чтобы лицо владело земельным участком, на который у него не было никаких прав, оформленных в установленном законодательством порядке. Такое владение земельным участком должно быть добросовестным. Это значит, что фактическое владение земельным участком не может быть основано на каких-либо незаконных действиях владельца, образующих, например, составы уголовного преступления или административного проступка. Нельзя приобрести право частной собственности на основании приобретательной давности на земельный участок, который был незаконно самовольно занят фактическим владельцем. Владение земельным участком должно быть открытым, о факте такого владения должны быть осведомлены любые другие лица, и непрерывным, т.е. в течение сроков, установленных законом.
Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности. Эти особенности заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом. Все иные земли в нашей стране являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
Например, решением Майкопского городского суда от 15 октября 2008 года по делу N2-2387/2008 удовлетворен иск М. о признании за ней права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, которым, как установил суд, она открыто, непрерывно и добросовестно владела с 1956 года и который был выделен ей для строительства жилого дома приказом совхоза от 05.06.1954 года, он не был ею надлежащим образом оформлен и зарегистрирован.
Следующим основанием возникновения правообладания земельным участком является договор дарения. Главное условие этого договора дарения - его безвозмездность.
Порядок заключения договора дарения регулируется ст. ст. 572 - 582 ГК РФ.
При дарении земельного участка в договоре указываются: кадастровый номер; местоположение (адрес) - субъект Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, наименование населенного пункта (город, село, поселок и др.), улица, дом, строение и другие адресные ориентиры; площадь (измеряется в гектарах или квадратных метрах и указывается в соответствии с данными правоустанавливающего документа); категория земель; ограничения в использовании (разрешенное использование); обременения правами третьих лиц; описание границ земельного участка.
Дарение земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, допускается только с согласия всех участников совместной собственности (п. 2 ст. 576 ГК РФ). Данное положение вытекает из п. 2 ст. 253 ГК РФ, согласно которой распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех его участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Истец П. обратился в Гиагинский районный суд с иском к П. Ж. - его дяде и матери о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный в п. Гончарка, Гиагинского района, полученный им от дедушки по договору дарения от 05.07.2001 года. Основанием для обращения в суд послужило то обстоятельство, что истец своевременно не оформил свое право по договору дарения, поскольку на стадии сдачи документов в регистрационную палату, его дедушка - даритель - умер.
Установив наличие нотариально удостоверенного договора дарения, а, также приняв признание иска ответчиками, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания права собственности за истцом. Кроме того, иск Прокопцова.
По данному делу спор о праве отсутствовал, в силу ст. 1181 ГК РФ истцу следовало обратиться в регистрационную палату за регистрацией прав. А в случае отказа в регистрации, обжаловать отказ в суд.
Процессуальная особенность рассмотрения этой категории дел относится к документальному подтверждению прав на спорные земельные участки и земельные доли. При адмнистративно-правовом способе возникновения прав на спорные земельные участки в качестве правоустанавливающих документов всегда выступают акты государственных органов и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
Суды при рассмотрении споров указанной категории правильно применяют законодательство, на основе которого постановляют законные и обоснованные решения по существу спора.
Принудительное лишение собственника его земельного участка возможно только по основаниям, указанным в законе и только судебным решением.
Такая категория гражданско-правовых споров в основном правильно разрешается судами.
Так, решением Майкопского городского суда от 07 мая 2008 года удовлетворен иск Д. к администрации МО "Город Майкоп" о признании незаконными актов администрации о выделении земельного участка, который был выделен Д., другому лицу.
Основанием издания распоряжения администрации МО "Город Майкоп" "О прекращении права собственности на земельный участок послужил тот факт, что земельный участок на праве собственности был выделен в 1993 году, а в 2002 году, ввиду его неиспользования истцом, этот участок был передан другому физическому лицу.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования Д. признал, поскольку такого основания для изъятия земельного участка как длительное его неиспользование ЗК РФ не предусмотрено.
Решение суда вступило в законную силу и ответчиком не обжаловалось.
С. обратился в Майкопский городской суд с иском к Х., в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок мерою 579 кв.м. и расположенное на нем домовладение, по ул. Свобода, 368 в г. Майкопе, переданное ему в собственность ответчиком по договору купли-продажи от 06.04.1999 года.
Исковые требования основаны на ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ и мотивированы тем, что истец не может зарегистрировать в порядке, установленном гражданским законодательством, переход права собственности на купленное по указанному договору недвижимости от 06.04.1999 года жилое помещение с земельным участком как на единый объект недвижимости.
Решением Майкопского городского суда от 22.04.2008 года названные выше исковые требования С. удовлетворены. При принятии решения суд руководствовался ст. 219, ч. 2 ст. 223, ч. 1 ст. 551, ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ и исходил из того, что земельный участок следует судьбе расположенного на нем недвижимого объекта.
При этом суд исходил из того, что ч. 1 ст. 35 ЗК РФ регламентирует, что при переходе права собственности на здание, строение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Таким образом, никто кроме самого покупателя недвижимости, приобретенной в собственность на законном основании, не имеет права на приобретение земельного участка под этой недвижимостью в собственность.
Анализ представленных на обобщение дел показал, что суды в основном, принимают законные и обоснованные решения, которые основаны на верном применении норм материального и процессуального права.
Ошибки, допускаемые судами, сводятся к следующему:
1. признается право собственности на земельный участок по основаниям, не предусмотренным законом;
2. рассматриваются в исковом порядке дела, по которым фактически оспаривается отказ госоргана в госрегистрации;
3. разрешают дела при отсутствии спора, отсутствии нарушенных или оспариваемых прав истца;
4. в нарушение требований части 9.1 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" принимаются решения о признании права собственности на землю при переходе права собственности по наследству на здания, строения, сооружения, хотя принятия таких решений не требуется;
5. к производству принимаются дела без учета требований ст. 3 ГПК РФ;
6. принимают от сторон доказательства, не соответствующие требованиям относимости и допустимости.
Судья Верховного Суда |
Кулинченко О. М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами гражданских дел о признании права собственности, защите прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков из категории земель населенных пунктов, рассмотренных судами республики в 2008 году
Текст справки официально опубликован не был