Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Санникова А.Б, Меркулова Д.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков - Орешкина И.А, Казумова А.Ш, Федоровой Г.Е. и Спирина Н.Д. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г, которым частично удовлетворены заявленные требования подполковника Черний Андрея Викторовича о признании незаконными действий Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), руководителя Департамента строительства Росгвардии, руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), начальника Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Главное управление) и командира войсковой части N, связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и учета инвестиционного дохода на его именном накопительном счете.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя начальника Главного управления и командира войсковой части N - старшего лейтенанта юстиции Лучкина Н.В. в обоснование доводов жалоб, судебная коллегия
установила:
Черний А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС);
признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с начислением на именной накопительный счет истца доходов от инвестирования с момента его фактического включения в реестр участников НИС и обязать указанное должностное лицо определить величину дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, со дня возникновения основания его включения в реестр участников НИС;
обязать Росгвардию перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" денежные средства в размере рассчитанного дохода от инвестирования накоплений для их зачисления на его именной накопительный счет участника НИС.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Главного управления и командира войсковой части N, связанные с несвоевременным направлением документов для включения Черний А.В. в реестр участников НИС. Кроме того, суд обязал ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину дохода от инвестирования накоплений за период с 18 апреля 2014 г. по 30 июня 2020 г. и истребовать из Департамента строительства Росгвардии указанную сумму для зачисления на индивидуальный накопительный счет истца, а Департамент строительства Росгвардии перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" денежные средства в размере рассчитанного дохода от инвестирования накоплений для их зачисления на именной накопительный счет участника НИС.
В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что поскольку истец до марта 2014 г. проходил военную службу в воинских формированиях внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, то в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" (далее - Указ) он подлежал включению в реестр участников НИС в сентябре-ноябре 2016 г. При этом Главное управление выполнило все необходимые действия по формированию и направлению учетного дела Черний А.В. для его включения в реестр участников НИС, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по данному делу.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что в 2014 г. Черний А.В. начал проходить военную службу в Российской Федерации в войсковой части N, которая не организовала работу по включению истца в реестр участников НИС, в связи с чем войсковая часть N не является ответчиком по данному делу. При этом суд в своем решении ссылается на приказ Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79, который не действовал на момент возникновения у Черний А.В. основания для его включения в реестр участников НИС. Кроме того, автор жалобы ссылается на Указ и утверждает, что истец подлежал включению в реестр участников НИС с 24 августа 2016 г.
Представитель командира войсковой части N обращает внимание суда на то обстоятельство, что Черний А.В. узнал о нарушении своих прав, связанных с не начислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет, 27 января 2021 г, о чем он сам указал в своем административном исковом заявлении, в связи с чем трехмесячный срок обжалования действий должностных лиц у него истекал 26 марта 2021 г, а в суд он обратился 24 мая 2021 г.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Росвоенипотека" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что отсутствует механизм восстановления инвестиционного дохода за период несвоевременного включения военнослужащего в реестр участников НИС и законных алгоритмов, в том числе способов его расчета. При этом утверждается, что полномочия ФГКУ "Росвоенипотека" производны от действий должностных лиц, отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия именного накопительного счета участника НИС. Поскольку в период с 18 апреля 2014 г. по 30 июня 2020 г. у истца именной накопительный счет участника НИС открыт не был, вины ФГКУ "Росвоенипотека" в неполучении им инвестиционного дохода за этот период нет.
Представитель ФГКУ "Росвоенипотека" считает, что судом первой инстанции не были привлечены в качестве ответчиков соответствующий финансовый орган, а также войсковая часть N, с которой Черний А.В. заключил первой контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел России.
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства Росгвардии просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы считает, что денежные средства, учитываемые на именном накопительном счете участников НИС, подлежат взысканию с ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку законодательством не предусмотрено выполнение данных обязательств Департаментом строительства Росгвардии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Учитывая то обстоятельство, что Черний А.В. после выплаты ему накоплений, находящихся на его именном накопительном счете, продолжает проходить военную службу по контракту в Главном управлении, то нарушение его прав носит длящийся характер, а потому оснований для применения положений статьи 219 КАС РФ не имеется.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктом 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подпункта 1 п. 2 ст. 9 Закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС.
По делу установлено, что 23 июня 2006 г. Черний А.В. после окончания Академии внутренних войск Министерства внутренних дел Украины получил офицерское звание и заключил первый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет.
18 апреля 2014 г. истец заключил контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел России сроком на 5 лет.
Приказом главнокомандующего войсками Министерства внутренних дел России от 18 апреля 2014 г. N 49 Черний А.В. назначен на воинскую должность, а приказом командира войсковой части N от 24 апреля 2014 г. зачислен в списки личного состава данной воинской части.
Следовательно, с 18 апреля 2014 г. истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС. При этом совершения каких-либо действий с его стороны для включения в указанный реестр не требовалось.
В соответствии со статьей 5 названного выше Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, определено, что основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно положениям главы III Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 28 декабря 2005 г. N 1059, обязанность по представлению в вышестоящие органы военного управления комплекта документов для включения военнослужащих указанной выше категории в реестр участников НИС возложена на должностных лиц воинских частей.
Аналогичные положения содержатся также в главе IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79.
Приказом командира войсковой части N от 12 сентября 2016 г. N 201 истец зачислен в списки личного состава данной воинской части с 9 сентября 2016 г.
Из содержания послужного списка следует, что 20 июля 2019 г. Черний А.В. исключен из списков личного состава войсковой части N и с 26 декабря 2019 г. проходит военную службу в Главном управлении.
11 июня 2020 г. в ходе проведенного разбирательства выявлено, что в связи с нераспорядительностью должностных лиц войсковой части N истец, являющийся участником НИС, в соответствующий реестр включен не был.
3 августа 2020 г. Черний А.В. включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для этого 15 июня 2006 г.
Из сообщения ФГКУ "Росвоенипотека" от 6 ноября 2020 г.
N НИС-2/1-05/18368 следует, что доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения истца начислялся и учитывался со дня включения в реестр участников НИС.
Согласно сообщению представителя ФГКУ "Росвоенипотека" от 7 июня 2021 г. учет накоплений на именной накопительный счет Черний А.В. как участника НИС производится с 1 сентября 2020 г, а инвестиционный доход начисляется и учитывается с 3 квартала 2020 г. При этом указанные накопления были перечислены истцу 27 января 2021 г. в размере 2 937 943 руб. 24 коп.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Закона основанием для открытия ИНС участника является внесение сведений о нем в реестр участников НИС.
При этом Законом установлено, что именной накопительный счет участника представляет собой форму аналитического учета, включающую в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника НИС перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике (пункт 7 ст. 3).
В пункте 1 ч. 1 ст. 4 Закона определено, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется наряду с иными формами посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именной накопительный счет участников и последующего использования этих накоплений.
На основании части 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именном накопительном счете участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Следовательно, доходы от инвестирования являются составной частью накоплений для жилищного обеспечения, посредством которых, в свою очередь, реализуется право участников НИС на жилище.
С учетом этого гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное включение Черний А.В. в реестр участников НИС, вызванное нераспорядительностью воинских должностных лиц, привело к начислению на его именном накопительном счете накоплений для жилищного обеспечения за период с даты фактического возникновения основания (заключение контракта о прохождении военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел России) для включения в указанный реестр до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования, что указывает на невозможность реализации истцом жилищных прав в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих создано ФГКУ "Росвоенипотека".
Согласно подпункта 90 п. 9 и подпункта 10 п. 14 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, Росгвардия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. Директор Росгвардии утверждает, в том числе, порядок утверждения бюджетных смет организаций войск национальной гвардии, созданных в форме федеральных казенных учреждений, являющихся получателями бюджетных ассигнований федерального бюджета; нормы и порядок расходования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на проведение мероприятий, связанных с осуществлением войсками национальной гвардии своих полномочий; порядок администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89.
В Росгвардии данным органом является Департамент строительства Росгвардии.
В соответствии с приказом Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, на Департамент строительства Росгвардии возложены функции по формированию и ведению реестра участников НИС военнослужащих Росгвардии, предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желания получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Росгвардии изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Росгвардии и изъявивших желание реализовать это право, по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членами их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Аналогичное положение содержится в приказе Росгвардии от 9 февраля 2021 г. N 43 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, из которых следует, что Департамент строительства Росгвардии является органом, к компетенции которого относится реализация жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита их нарушенных прав, то суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по определению величины не начисленного на накопительный счет Черний А.В. инвестиционного дохода, а на Департамент строительства Росгвардии - перечислить указанные денежные средства на его именной накопительный счет.
Вопреки доводам жалоб, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, а также учитывая, что нарушение прав истца произошло по вине должностных лиц войсковой части N и Управления Росгвардии, гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные должностные лица является надлежащими ответчиками.
Ссылка в жалобе на Указ является необоснованной, поскольку данный законодательный акт не направлен на регламентацию функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Отсутствие в законодательстве правовой регламентации вопроса начисления доходов от инвестирования накоплений в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов данной категории граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства. Поэтому не имеет правового значения для разрешения данного спора то обстоятельство, какое должностное лицо виновно в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участников НИС.
Иные доводы, содержащиеся в жалобах, сводятся к несогласию с вынесенным судебным постановлением и направлены на переоценку доказательств по делу, законность и обоснованность которых проверена судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Черний Андрея Викторовича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей ответчиков - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.