Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Кощеевой Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Батыр" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Батыр" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости: с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"; с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" и просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере, установленном в отчете об оценке N 302 от 29 апреля2021 года, выполненного независимым оценщиком "данные изъяты" поскольку значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено: "Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", площадью 989, 2 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2020 года в размере 34 620 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", площадью 634, 5 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2020 года в размере 28 623 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", площадью 181, 4 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2020 года в размере 76 426 000 рублей".
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 августа 2021 года исправлена описка в решении Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2021 года, указав в резолютивной части решения суда:
"Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", площадью 989, 2 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2020 года в размере 13 360 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер", площадью 634, 5 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2020 года в размере 8 532 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" площадью 181, 4 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес" по состоянию на 01 января 2020 года в размере 2 965 000 рублей".
Не согласившись с решением суда, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой административный ответчик просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку проведенная по делу судебная экспертиза является недопустимым доказательством, поскольку составлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан считает, что итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости в заключение эксперта определена с нарушениями, занижена и не является корректной.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республике Башкортостан - 1 июля 2017 года.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости:
- с кадастровым номером "Номер", площадью 989, 2 кв.м,, расположенного по адресу: "Адрес"
- с кадастровым номером "Номер", площадью 634, 5 кв.м,, расположенного по адресу: "Адрес"
- с кадастровым номером "Номер", площадью 181, 4 кв.м,, расположенного по адресу: "Адрес"
Следовательно, ООО "Батыр" является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.11.2020 года N 1701 утверждены результаты государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30 апреля 2021 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2020 года:
- с кадастровым номером "Номер" составляет 31 456 273, 13 рублей;
- с кадастровым номером "Номер" составляет 20 176 916 рублей;
- с кадастровым номером "Номер" составляет 5 768 467, 39 рублей.
Определением суда от 24 июня 2021 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
Согласно заключения эксперта "данные изъяты" N 41-07-2021 от 1.07.2021 года рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером "Номер" - 13 360 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер" - 8 532 000 рублей;
- с кадастровым номером "Номер" - 2 965 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта N 41-07-2021 от 1.07.2021 года составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает на несоответствие заключения эксперта N 41-07-2021 от 1.07.2021 года требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, в том числе принципам существенности, обоснованности, проверяемости, достаточности, а также общей методологии оценки. Ссылается на то, что в экспертном заключении при определении рыночной стоимости объектов оценки не применены необходимые корректировки, в качестве объектов- аналогов для оценки использованы объекты, существенно отличающиеся по элементам сравнения от предметов исследования. В нарушение принципа существенности (пункт 4 ФСО N 3) и принципа достаточности информации (пункт 19 ФСО N 1) в заключение эксперта отсутствует описание улучшений оцениваемого предмета исследования, что не позволяет получить полное представление о предмете исследования и проверить корректность применения подходов и методов к оценке, а также проанализировать полученную итоговую рыночную стоимость предмета исследования на соответствие данным рынкам. Кроме того заключение эксперта вводит в заблуждение относительно идентификации объектов-аналогов, в связи с отсутствием информации о кадастровых номерах объектов-аналогов.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта N 41-07-2021 от 1.07.2021 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы использованные экспертом объекты-аналоги соответствуют среднему уровню ценового диапазона в том сегменте рынка, к которому относятся объекты оценки, и с учетом произведенных корректировок сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам. Эксперт самостоятельно производит отбор объектов-аналогов из всей совокупности доступной информации о предложениях, имеющихся на рынке, исходя из их наибольшей сопоставимости с объектом оценки. В связи с этим к расчетам не принимаются объекты недвижимости, находящиеся как более высоком, так и в более низком ценовом диапазоне, в случае, если они не сопоставимы (менее сопоставимы) с объектом оценки по основным ценообразующим факторам. В данном случае анализ рынка экспертом проведен надлежащим образом, правила отбора объектов-аналогов соблюдены, использованная экспертом информация и методология расчетов в полной мере соответствуют принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности (пункт 25 ФСО N 7).
Более того, при подборе объектов аналогов для определения рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода в качестве объектов аналогов рассматривались объекты-аналоги со схожими характеристиками и расположенные в одном городе с объектом оценки.
Следовательно, ссылки в жалобе на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом с нарушениями, занижена и не является корректной, подлежат отклонению как необоснованные.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта N 41-07-2021 от 1.07.2021 года отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в вышеназванных размерах законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 ноября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.