Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сицинской О.В, судей Колпаковой А.В, Солдатовой С.В, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-954/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000265-95) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская межрайбаза" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодарская межрайбаза" (далее также ООО "Краснодарская межрайбаза", Общество), являясь участником права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 39 514 +/- 69, 57 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы и складских помещений, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что считает кадастровую стоимость земельного участка, определенную по состоянию на 1 января 2020 г, в размере 468 021 597, 3 руб, завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка увеличивает размер его налоговых платежей. В подтверждение изложенных в административном исковом заявлении доводов представило отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N К-220/12 от 27 января 2021 г, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" ФИО11, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. определена в размере 246 172 000 руб. Просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу, определенного оценщиком, назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N К8-23166/2021 от 13 мая 2021 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" ФИО9, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 330 811 000 руб.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2021 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, в размере 330 811 000 руб, по состоянию на 1 января 2020 г.
С ООО "Краснодарская межрайбаза" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" взысканы судебные расходы в размере 65 000 руб.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой полагает кадастровую стоимость оспариваемого земельного участка установленной на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ООО "Краснодарская межрайбаза" - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности административному истцу. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении указанного спорного земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 утверждены результаты определения кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, в соответствии с которым, кадастровая стоимость земельного участка административного истца, определенная по состоянию на 1 января 2020 г, составляет 468 021 597, 3 руб.
Обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением согласуется с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Из приведенных положений статей 3 и 4 названного Федерального закона следует, что при проведении кадастровой оценки применяются стандартные подходы, также применяемые при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, базирующиеся, в том числе на рыночной информации.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности)).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N К-220/12 от 27 января 2021 г, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" ФИО12, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. определена в размере 246 172 000 руб. (т. 1 л.д. 63-150).
В целях проверки достоверности определенной в представленном отчете рыночной стоимости земельного участка, определением Краснодарского краевого суда от 5 апреля 2021 г. по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" (т. 1 л.д. 217-219).
По результатам судебной экспертизы представлено заключение эксперта N К8-23166/2021 от 13 мая 2021 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" ФИО10, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 330 811 000 руб. (т. 2 л.д. 10-63).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, с учетом представленных экспертных выводов.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 297 от 20 мая 2015 г. "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объекта оценки. Эксперт подробно описал местоположение и ближайшее окружение земельного участка, представил карту-схему его расположения.
Эксперт обосновал отказ от использования затратного подхода, сославшись на то, что объект оценки - это земельный участок, условно свободный от улучшений, а в районе расположения объектов оценки существует достаточное количество предложений о продаже земельных участков для построения корректных расчетов рыночным (сравнительным подходом). Отказ от использования доходного подхода обоснован тем, что эксперт не располагает достоверной информацией, позволяющей прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.
Определяя рыночную стоимость земельного участка, эксперт применил сравнительный подход. В рамках сравнительного подхода экспертом использовался метод прямого сравнительного анализа продаж. Экспертом выбрано три объекта-аналога, которые сопоставимы с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам. По выявленным отличиям объектов-аналогов от объекта исследования ввел соответствующие корректировки. Ко всем объектам-аналогам применена скидка на торг в размере 11, 9 % и корректировка на местоположение в размере 1, 18. Корректировка на площадь в размере 0, 78 применена объектам-аналогам N 1 и N 3, в размере 0, 87 - к объекту-аналогу N 2.
Экспертом при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения также соблюдены требования пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, согласно которым в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 611 от 25 сентября 2014 г. утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не установил.
Оценивая представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N К-220/12 от 27 января 2021 г, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" ФИО13, судебная коллегия отмечает, что информация, используемая при расчете рыночной стоимости земельного участка не может быть признана в полной мере проверяемой, поскольку, при выборе объектов-аналогов, оценщиком не представлено обоснования выводов относительно возможности либо невозможности использования в качестве такового каждого из подобранных к сравнению предложений.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не установлено.
В силу пункта 1 статьи 106 КАС РФ, суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к судебным издержкам.
Из положений части 11 статьи 49 КАС РФ следует, что эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Из приведенной нормы следует, что эксперт обязан принять к производству порученную судом экспертизу, провести исследование и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, при этом отсутствие оплаты экспертизы не является основанием для отказа в ее проведении.
В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд отмечает, что расхождение между кадастровой стоимостью принадлежащего административному истцу земельного участка и размером его рыночной стоимости, установленной судом, составляет 29, 3 %, что укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
Такое расхождение не является тем существенным превышением кадастровой стоимости над установленной судом рыночной стоимостью, которое свидетельствует об ошибке, допущенной при определении кадастровой стоимости в отношении спорного объекта, повлекшей нарушение конституционных прав и свобод административного истца.
С учетом изложенного, возложение обжалуемым решением суда на административного истца бремени несения расходов по оплате судебной экспертизы, стоимость которой подтверждена документально, является обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 января 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.