Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башкортостаннефтезаводстрой", общества с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна-19", общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Башкортостаннефтезаводстрой", ООО "Передвижная механизированная колонна-19", ООО Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками объектов недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N N, N N, N расположенных по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которых определена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке ООО "данные изъяты"" от 09 июля 2021 года, чем нарушаются права административных истцов как плательщиков налога на имущество организаций.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года постановлено. Административное исковое заявление ООО "Башкортостаннефтезаводстрой", ООО "Передвижная механизированная колонна-19", ООО Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 09 сентября 2021 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 65 370 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
"данные изъяты" Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 7 155 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 7 944 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 6 886 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 4 032 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 2 491 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
ООО "Башкортостаннефтезаводстрой" является собственником объектов недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N, N N, расположенных по адресу: "адрес"
Административной истец ООО "Передвижная механизированна* колонна -19" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Административный истец ООО Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Указанные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 апреля 2021 года, от 21 мая 2021 года.
Следовательно, ООО "Башкортостаннефтезаводстрой", ООО "Передвижная механизированная колонна-19", ООО Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой", права и обязанности которых как собственников и плательщиков налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, являются надлежащими административными истцами, имеющими право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N N, N, N.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N располагаются в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15 декабря 2020 года нежилое помещение с кадастровым номером N и объект недвижимости с кадастровым номером N включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 26 декабря 2020 года.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости: по состоянию на 01 января 2020 года: кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером N составляет
108 947 534, 95 руб.; с кадастровым номером N составляет 20 821 609, 37 руб.; с кадастровым номером N составляет
13 298 532, 20 руб.; с кадастровым номером N составляет
11 528 173, 03 руб.; с кадастровым номером N составляет
4 579 586, 73 руб.; с кадастровым номером N составляет
3 012 714, 75 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, административные истцы представили в суд отчет об оценке ООО "данные изъяты"" от 09 июля 2021 года, по состоянию на 01 января 2020 года, согласно которого рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером N составляет 64 643 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 5 182 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 7 828 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 6 943 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 3 198 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 2 032 000 руб.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2021 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 1 января 2020 года.
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом ООО "данные изъяты"" ФИО9 представлено заключение N N от 29 октября 2021 года, содержащее вывод об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 01 января 2020 года: с кадастровым номером N составляет 65 370 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 7 155 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 7 944 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 6 886 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 4 032 000 руб.; с кадастровым номером N составляет 2 491 000 руб.
Удовлетворяя требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости спорных зданий, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которых судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных нежилых зданий, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных нежилых зданий по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости в вышеназванных размерах законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.