Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ортикон 22" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ортикон 22" (далее -"Ортикон 22") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 67 821 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года N 1701 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года" и составляет 191 620 667, 21 рублей.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что подтверждается представленным административным истцом отчетом об оценке, чем нарушаются права административного истца как плательщика налога на имущество организаций.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года административное исковое заявление ООО "Ортикон 22" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 91 559 113 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По доводам апелляционной жалобы представителем административного истца в суд апелляционной инстанции предоставлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года утверждены Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года N 1701 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года".
Как следует из материалов дела, ООО "Ортикон 22" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N
Следовательно, ООО "Ортикон 22", права и обязанности которого как собственника и плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N.
Вышеуказанным приказом кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере рублей 191 620 667, 21 рублей.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке ООО "данные изъяты"" от 22 марта 2021 года, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости согласно которого по состоянию на 01 января 2020 года составляет 67 821 000 рублей.
С целью установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "данные изъяты"" - ФИО8, по результатам которой представлено заключение N N от 3 июня 2021 года о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере 123 995 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года в связи с поступившим ходатайством административного истца, по делу назначено проведение дополнительной судебной экспертизы, по окончанию проведения которой представлено заключение N N от 6 августа 2021 года, подготовленное экспертом ООО " "данные изъяты" ФИО9 о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 113 480 000 рублей.
По ходатайству представителя истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 сентября 2021 года по делу назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено ООО " "данные изъяты"" ФИО10
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты" ФИО11 N N от 04 ноября 2021 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2020 год составляет 91 559 113 рублей.
При изготовлении решения от 25 ноября 2021 года, суд первой инстанции допустил описки, которые носят технический характер, указав в мотивировочной части:
кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 21 902 340, 17 рублей вместо 191 620 667, 21 рублей;
отчет об оценке рыночной стоимости, выполненной ООО " "данные изъяты"" от 11 марта 2021 года вместо отчет об оценке рыночной стоимости выполненной ООО " "данные изъяты"" от 22 марта 2021 года, а также определенную данным отчетом рыночную стоимость спорного объекта недвижимости в размере 9 116 345 рублей вместо 67 821 000 рублей;
заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО12 N N от 06 мая 2021 года вместо заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО13 N N от 04 ноября 2021 года, а также результат данной экспертизы: рыночную стоимость объекта недвижимости в размере 17 818 426 рублей, вместо 91 559 113 рублей, что, по мнению судебной коллегии, не влияет на результат рассмотрения дела, изменение содержания судебного акта не влечет и подлежит исправлению.
Оценивая отчет об оценке рыночной стоимости ООО "данные изъяты" " "данные изъяты"" от 22 марта 2021 года, заключения экспертов ООО " "данные изъяты"" ФИО14, ООО " "данные изъяты"" ФИО15, удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 91 559 113 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО16 составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указывает, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Экспертное заключение вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и занижения итоговой стоимости по предмету исследования.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которых судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного нежилого помещения, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на юридически значимую дату (на 1 января 2020 года), в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости в вышеназванных размерах законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.