Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу ТФОМС
Пермского края
от 3 июля 2015 г. N 238
Методические рекомендации
по распределению затрат медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Пермского края, по видам и условиям оказания медицинской помощи
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по распределению затрат медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Пермского края, по видам и условиям оказания медицинской помощи (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (в ред. от 20.11.2013) (далее - Правила ОМС), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год (далее - ПГГ), Тарифным соглашением на соответствующий год (далее - Тарифное соглашение), на основании материалов научно-исследовательской работы по теме "Определение методики включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу" (письмо ФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).
1.2. Методические рекомендации устанавливают основные задачи, этапы, порядок и последовательность распределения затрат медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - МО), на обеспечение медицинской деятельности по видам и условиям оказания медицинской помощи (медицинских услуг), источникам финансирования.
1.3. Методические рекомендации предназначены для:
1.3.1. экономического анализа и обеспечения унифицированного подхода к формированию себестоимости единицы объема медицинской помощи и отчетности по установленным формам;
1.3.2. определения критериев группировки МО и методики формирования групповых тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС, в том числе коэффициента дифференциации, учитывающего объективную разницу в расходах на содержание МО.
2. Основные термины и определения
2.1. Затраты - это выраженная в денежном измерении величина ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), потребленных в процессе деятельности МО (в виде медикаментов, продуктов питания, труда работников, энергоносителей и т.д.).
2.2. Классификация затрат - это группировка затрат по различным признакам (по экономическим элементам, калькуляционным статьям, по степени зависимости от объемов оказываемых услуг, по участию в процессе оказания медицинских услуг, по способу включения в себестоимость и т.д.).
2.3. Прямые затраты - расходы, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, которые могут быть прямо отнесены на те или иные виды оказываемых медицинских услуг. В рамках настоящих Методических рекомендаций к прямым затратам относятся затраты основных и вспомогательных подразделений, участвующих в оказании медицинской помощи (медицинских услуг), в части расходов, определенных разделом 4 настоящих Методических рекомендаций.
2.4. Косвенные затраты - расходы, необходимые для обеспечения деятельности МО в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинских услуг. Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены на конкретные виды услуг и подлежат распределению пропорционально показателям (базам для распределения). Косвенные затраты связаны с оказанием нескольких видов или всех оказываемых услуг и касаются всей МО или его подразделений.
2.5. Основные (доходные) подразделения - структурные подразделения МО, по которым решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС либо приказом Министерства здравоохранения Пермского края установлены объемы медицинской помощи. Основными (доходными) подразделениями МО являются: профильные отделения стационара, отделения (кабинеты) поликлиники, дневные стационары, станции скорой медицинской помощи, отделения врачебной практики, фельдшерско-акушерские пункты, молочные кухни и т.п.
2.6. Вспомогательные подразделения - структурные подразделения МО, выполняющие услуги для основных (доходных) подразделений в целях обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с утвержденными в установленном порядке стандартами и порядками, стоимость услуг которых входит в себестоимость медицинских услуг.
2.7. Общебольничные подразделения - структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МО в целом, но не участвующие непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинских услуг).
3. Задачи и этапы распределения затрат
Основной задачей распределения затрат в соответствии с Методическими рекомендациями является формирование информации о структуре затрат МО в разрезе подразделений, предоставляющих медицинскую помощь (медицинские услуги), условий оказания, профилей медицинской помощи и источников финансирования.
3.1. В рамках настоящих Методических рекомендаций производится распределение расходов, предусмотренных планами финансово-хозяйственной деятельности, согласованными и утвержденными в установленном порядке на текущий год (далее - план ФХД) (кроме затрат на амортизацию оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу), без учета остатка на начало года. Распределению подлежат затраты по статьям расходов, входящим в структуру тарифа в соответствии с ПГГ. Общая сумма распределенных расходов по каждой статье должна соответствовать данным расходов, предусмотренных в плане ФХД.
3.2. Для решения основной задачи необходимо поэтапно:
3.2.1. определить сумму прямых затрат по подразделениям и источникам финансирования МО в разрезе статей (подстатей) затрат;
3.2.2. определить общую сумму косвенных затрат, подлежащих распределению между основными (доходными) подразделениями, в разрезе статей (подстатей) затрат;
3.2.3. распределить прямые и косвенные затраты вспомогательных подразделений по основным (доходным) подразделениям;
3.2.4. определить суммарные расходы, необходимые для оказания медицинской помощи, по каждому основному (доходному) подразделению.
4. Порядок определения прямых затрат
Суммарные затраты на ресурсы, потребляемые МО в процессе оказания медицинской помощи (медицинских услуг), распределяются по подразделениям МО в разрезе статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
В рамках настоящих Методических рекомендаций к прямым затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), относятся:
1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинских услуг);
2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинских услуг);
3) затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинских услуг);
4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинских услуг):
- прочие выплаты, не относящиеся к заработной плате, дополнительные выплаты, пособия и компенсации, обусловленные условиями трудовых отношений, в том числе: суточные при служебных командировках, ежемесячные компенсационные выплаты сотрудникам (работникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и т.п.;
- расходы по оплате труда врачей-консультантов согласно договорам на оказание медицинской помощи в рамках ПГГ;
- расходы МО на оплату услуг при проведении лабораторных и инструментальных исследований, производимых другими организациями (индивидуальными предпринимателями), в случае отсутствия возможности проведения указанных исследований собственными силами данного МО;
- расходы на оплату МО услуг по обеспечению пациентов при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара дневного стационара, предприятиями общественного питания (при отсутствии в МО своего пищеблока).
4.1. Расчет прямых затрат:
4.1.1. Затраты на заработную плату и начисления на оплату труда.
В расчет включаются затраты МО на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством и затраты МО, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расчетный фонд оплаты труда с начислениями устанавливается в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности МО.
4.1.2. Затраты по увеличению стоимости материальных запасов.
4.1.2.1. Затраты на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения.
В расчет включаются затраты МО на приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения на основании норм расходов на обеспечение медикаментами, установленных нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а при их отсутствии - затраты на основе анализа фактических расходов, произведенных по аптечным требованиям за предыдущий год, с учетом изменения цен или по нормам расхода на новые виды материалов.
Расчет затрат МО по оплате договоров на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в части ОМС осуществляется по видам расходов, установленным Тарифным соглашением.
Затраты на приобретение медикаментов и перевязочных средств
Таблица 1
Наименование подразделения (отделения) |
Кассовые расходы предыдущего периода, руб. |
План на текущий период, руб. |
Примечание |
|
|
|
|
... |
|
|
|
Итого |
|
|
|
в т.ч. | |||
ОМС |
|
|
|
Бюджет |
|
|
|
Предпринимательская деятельность |
|
|
|
4.1.2.2. Затраты на мягкий инвентарь и обмундирование.
В расчет включаются затраты МО по оплате договоров на приобретение мягкого инвентаря, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
Расчет производится в соответствии с приказами Министерства здравоохранения СССР от 29.01.1988 N 65 "О введении Отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви", от 15.09.1988 N 710 "Об утверждении Табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий".
Затраты на мягкий инвентарь
Таблица 2
Наименование подразделения (отделения) |
Кассовые расходы предыдущего периода, руб. |
План на текущий период, руб. |
Примечание |
|
|
|
|
... |
|
|
|
Итого |
|
|
|
в т.ч. | |||
ОМС |
|
|
|
Бюджет |
|
|
|
Предпринимательская деятельность |
|
|
|
4.1.2.3. Затраты на питание.
В расчет включаются затраты МО по оплате договоров на приобретение продуктов питания для обеспечения необходимым лечебным питанием пациентов при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, дневного стационара по нормам, утвержденным в установленном порядке. Затраты МО по обеспечению специальным питанием медицинских работников, работа которых связана с вредными и опасными для здоровья и жизни условиями труда.
Затраты МО на приобретение продуктов питания рассчитываются по натуральному набору продуктов питания на основании:
- приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации";
- письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2005 N 15-3/691-04 "Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет";
- приказа Управления здравоохранения администрации города Перми от 20.02.2003 N 43 "О внесении изменений в Приказ N 88 от 01.04.2002 "О введении норм питания в детских больницах";
- методических указаний Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.1999 N 99/230 "Суточные нормы питания в санаториях, санаториях-профилакториях, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, а также в детских оздоровительных лагерях".
Расходы на приобретение продуктов питания
Таблица 3
Наименование подразделения (отделения) |
Наименование |
Кассовые расходы предыдущего периода, руб. |
Средняя стоимость к/д, п/д |
План на текущий период, руб. |
Обоснование |
|
Питание больных |
|
|
|
Количество койко-дней (пациенто-дней) x стоимость 1 койко-дня (пациенто-дня) |
|
|
|
|
|
|
|
Спецжиры |
|
|
|
Количество человек x количество спецжиров в день x количество дней x цену спецжиров |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
X |
|
X |
|
в т.ч. | |||||
ОМС |
|
X |
|
X |
|
Бюджет |
|
X |
|
X |
|
Предпринимательская деятельность |
|
X |
|
X |
4.1.3. Расчет затрат на амортизацию оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Амортизация оборудования рассчитывается на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с принятой учетной политикой, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с табелем оснащения МО (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.
Расчет затрат на амортизацию оборудования
Таблица 4
Наименование подразделения (отделения) |
Наименование оборудования |
Балансовая стоимость, руб. |
Срок полезного использования, мес. |
Норма амортизации |
Сумма амортизации годовая, руб. |
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
||||
в т.ч. | |||||
ОМС: |
|
||||
Бюджет |
|
||||
Предпринимательская деятельность |
|
4.1.4. Затраты по прочим выплатам.
В расчет включаются затраты МО, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оплате работодателем в пользу работников, участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинских услуг), и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников), в том числе:
Расчет ежемесячных компенсационных выплат сотрудникам (работникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
Таблица 5
Наименование подразделения (отделения) |
Наименование выплат |
Количество человек, получающих пособие |
Сумма выплат в месяц, руб. |
Сумма выплат в год, руб. |
|
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
в т.ч. | ||||
ОМС |
|
|||
Бюджет |
|
|||
Предпринимательская деятельность |
|
Расчет расходов по оплате суточных при служебных командировках
Таблица 6
Наименование подразделения (отделения) |
Количество человек |
Количество дней командировки |
Количество чел./дней |
Размер выплат, руб. |
Суточные - всего, руб. |
Цель командировки |
... |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
||||
в т.ч. | ||||||
ОМС |
|
X |
||||
Бюджет |
|
X |
||||
Предпринимательская деятельность |
|
X |
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.1.3. Затраты по прочим работам и услугам.
В расчет включаются затраты МО:
- по оплате труда врачей-консультантов согласно договорам на оказание медицинской помощи в рамках ПГГ;
- на оплату услуг при проведении лабораторных и инструментальных исследований, производимых другими организациями (индивидуальными предпринимателями), в случае отсутствия возможности проведения указанных исследований собственными силами данного МО и программного диализа пациентам с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, включенным в соответствующий реестр пациентов;
- на оплату МО услуг по обеспечению пациентов лечебным питанием при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, дневного стационара предприятиями общественного питания (при отсутствии в МО своего пищеблока).
Затраты на прочие услуги
Таблица 7
Наименование подразделения (отделения) |
Наименование выплат |
Кассовые расходы предыдущего периода, руб. |
План на текущий период |
Обоснование (указать договор) |
|||
Ед. измерения |
Кол-во ед. |
Цена ед. |
Сумма, руб. |
||||
|
Оплата внештатным сотрудникам (врачи-консультанты) |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные и инструментальные исследования |
|
|
|
|
|
|
|
Оплата питания для больных |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
ОМС |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
Предпринимательская деятельность |
|
|
|
|
|
|
4.2. Распределение прямых затрат вспомогательных подразделений между основными (доходными) подразделениями.
Прямые затраты вспомогательных подразделений перераспределяются между основными (доходными) подразделениями, т.е. переносятся на прямые затраты основных (доходных) подразделений.
Распределение затрат вспомогательных подразделений между основными (доходными) подразделениями производится пропорционально объемам работ/услуг (исследований, анализов, процедур, УЕТ и т.п.), выполняемых ими для конкретных основных (доходных) подразделений.
5. Определение и расчет косвенных затрат
Выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на содержание объектов движимого имущества;
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинских услуг) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинских услуг));
- затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинских услуг);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
5.1. Расчет косвенных затрат:
5.1.1. Затраты на коммунальные услуги.
Затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании медицинской помощи (медицинских услуг) движимого и недвижимого имущества.
В затраты МО на приобретение коммунальных услуг в части ОМС включаются расходы МО на их приобретение в соответствии с Тарифным соглашением.
Расчет затрат на коммунальные услуги производится в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.1.2. Затраты по арендной плате за пользование имуществом.
В расчет включаются затраты МО по оплате арендной платы, в том числе по оплате арендной платы автомобилей, в соответствии с договорами аренды (субаренды, имущественного найма).
Расходы по арендной плате за пользование имуществом
Таблица 8
Наименование арендуемого имущества |
Сумма арендной платы, руб. |
Обоснование, расчет |
|
|
|
Итого: |
|
|
в т.ч. | ||
ОМС |
|
|
Бюджет |
|
|
Предпринимательская деятельность |
|
|
5.1.3. Затраты на содержание имущества.
В расчет включаются затраты МО по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.
В затраты МО на содержание имущества в части ОМС включаются расходы МО по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, в соответствии с Тарифным соглашением.
Расчет затрат по содержанию имущества производится в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.1.4. Затраты по прочим работам и услугам (кроме оплаты договоров по лабораторным и инструментальным исследованиям, по питанию для больных, по оплате труда врачей-консультантов).
В расчет включаются затраты МО на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 в соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления.
В затраты МО на выполнение работ, оказание услуг в части ОМС включаются расходы МО на оплату прочих работ и услуг в соответствии Тарифным соглашением.
Расчет прочих работ и услуг производится в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.1.5. Затраты по услугам связи.
В расчет включаются затраты МО на приобретение услуг связи, в том числе услуг почтовой связи.
В затраты МО по услугам связи в части ОМС относятся расходы МО на оплату услуг связи в соответствии Тарифным соглашением.
Расчет услуг связи производится в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.1.6. Затраты по транспортным услугам.
В расчет включаются затраты МО на приобретение транспортных услуг, в том числе провозная плата по договорам перевозки пасса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.