Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 января 2022 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-3998/2021 по иску Александровой Татьяны Ивановны к ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Александрова Т.И. обратилась в суд с иском к ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о возложении обязанности отменить решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем, восстановлении в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем.
В обоснование иска указала, что Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга от 08 апреля 2013 года многодетная семья истца в составе 5 человек была признана нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты для обеспечения жильем, на основании которого семья была включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области". В мае 2021г. истцу стало известно, что ответчиком было принято решение об исключении многодетной семьи истца из числа признанных нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат для обеспечения жильем в связи с предоставлением социальной выплаты взамен земельного участка. С указанным решением истец не согласен.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 января 2022 года, исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено признать незаконным решение ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" по не включению семьи Александровой Т.И. в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1296-ПП", возложить на ответчика обязанность восстановить многодетную семью Александровой Т.И. в списках многодетных семей - участников указанной Подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истца является многодетной, состоит из пяти человек: Александрова Т.И, "данные изъяты" и трое детей: "данные изъяты"
Распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 08 апреля 2013 года N366/46/67 многодетная семья Александровой Т.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Многодетная семья Александровой Т.И. до настоящего времени состоит на учете (в реестре) многодетных семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании заявления Александровой Т.И. от 30 апреля 2013 года семья Александровой Т.И. включена в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы.
Действие вышеуказанной программы прекращено в связи признанием утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 года N 4487-ПП, в настоящий момент действует подпрограмма 1 "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года".
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06 мая 2019 года N 1166 семья Александровой Т.И. признана соответствующей условиям, предусмотренным в п.2 условий и порядке предоставления социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 492-ПП "О реализации п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
На основании указанного приказа и Согласия на предоставление социальной выплаты истцу и ее супругу была произведена выплата в общем размере 200 000 руб.
Письмом от 24 июля 2020 года NФ/05-4764, от 25 мая 2021 года N Ф/05-6419 ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" уведомил истца о том, что она являлась участником подпрограммы 1 "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1296-ПП (далее - Подпрограмма 1), в рамках которой предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов, в соответствии с порядком предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат для обеспечения жильем (далее - Порядок); согласно подпункту 6 пункта 14 раздела 2 Порядка, основанием для отказа во включении в списки граждан - участников Подпрограммы 1 является получение гражданином, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, условия и порядок предоставления которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 492-ПП (подп. 6 введен Постановлением Правительства Свердловской области от 13.09.2018 N 603-ПП). В связи с получением информации о том, что Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06 мая 2019 года N 1166 Александровой Т.И. была предоставлена социальная выплата взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, семья истца не была включена в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 на 2021-2024 годы, так как это не соответствует Порядку
Подпрограммы 1.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпрограммой 1 "Стимулирование развития жилищного строительства государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года N 1296-ПП, Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года N 492-ПП, Законом Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", пришел к выводу, что ответчиком сделан неверный вывод о том, что семья истца должна быть исключена из состава граждан-участников основного мероприятия программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы" в связи с получением из средств бюджета Свердловской области денежных средств в качестве социальной выплаты взамен земельного участка.
Так, суд первой инстанции указал, что ответчик не исполнил в отношении истца основное мероприятие программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы", при этом также не доказано, что семья истца перестала быть нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Проверив оспариваемые судебные акты по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения.
Доводы кассационной жалобы о том, что получение гражданином социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, препятствует включению в списки граждан - участников подпрограммы 1, не состоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" от 07.07.2004 N 18-ОЗ гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с их согласия в целях обеспечения жилыми помещениями предоставляется социальная выплата. Размер социальной выплаты, условия и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Свердловской области.
Предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, не влияет на осуществление указанной категорией граждан жилищных прав, в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Социальная выплата взамен земельного участка по своему назначению не тождественна бюджетным средствам, предоставляемым на приобретение или строительство жилого помещения от органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В связи с чем получение многодетной семьей такой социальной выплаты не может уменьшать объем жилищных прав этой семьи.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении дела судом правильно определены имеющие для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы мотивированы и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.