Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Пестрикова О.В. и Бирюкова В.П, при секретаре судебного заседания - Поляковой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2022 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 о признании незаконными действий начальника отделения "данные изъяты", связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1 в котором тот просил признать незаконными действия начальника отделения "данные изъяты", связанные с объявлением ему дисциплинарного взыскания в виде выговора за отказ от проведения ревакцинации против новой коронавирусной инфекции и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить данное взыскание.
В апелляционной жалобе ФИО 1 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своей позиции автор жалобы отмечает, что поводом для обращения с заявлением в суд о восстановлении нарушенных прав послужил факт принуждения его к вакцинации, что, по мнению ФИО 1 ограничивает его права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и лишает его права выбора.
ФИО 1 обращает внимание суда апелляционной инстанции на то обстоятельство, что административными ответчиками не представлено ни одного доказательства, что кто-то пострадал от того, что он не был привит.
Автор жалобы указывает, что в соответствии с письмом заместителя начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года N 161/7/П-826 вакцинация, в том числе против новой коронавирусной инфекции, в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится лицам, оформившим добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок и не имеющим медицинских противопоказаний. При этом в указанном письме сообщается, что отказ от проведения профилактических прививок в настоящее время не является основанием для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Вывод суда о том, что на него не распространяется приведенные разъяснения, поскольку он является военнослужащим федеральной службы безопасности, административный истец полагает ошибочным.
Автор жалобы полагает, что отказ от вакцинации не может являться дисциплинарным проступком, понятие которого содержится в ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Ответчиком не представлено иных доказательств нарушения им воинской дисциплины, кроме отказа от вакцинации.
Далее ФИО 1 приходит к выводу о том, что ст. 345 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, противоречит п. 3 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", в котором прописано что гражданин имеет право отказаться от вакцинации. Автор жалобы полагает, что суду при вынесении решения надлежало руководствоваться именно положениями этого федерального закона, который имеет большую юридическую силу, чем указ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника отделения "данные изъяты" - ФИО 2 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Автор возражений отмечает, что по эпидемиологическим показаниям плановые предохранительные прививки всему личному составу полка проводятся по приказу старшего командира (начальника). Установленные законодательством ограничения не нарушают права и свободы граждан, имеющих статус военнослужащего. Отсутствие вредных последствий не освобождает военнослужащего от дисциплинарной ответственности. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка письму заместителя начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года N N. По мнению ФИО 2 отказ военнослужащего от прохождения ревакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний является нарушением воинской дисциплины и влечет за собой дисциплинарную ответственность. Объявленное ФИО 1 взыскание применено в установленный срок, в пределах срока давности, в объеме полномочий административного ответчика, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и соразмерно тяжести совершения дисциплинарного проступка.
Стороны, будучи уведомлены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыли. Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства административного истца об отложении судебного заседания для назначения его с использованием системы видеоконференц-связи с Калининградским гарнизонным военным судом в целях обеспечения участия представителей истца, находящихся в г. Калининграде, поскольку данное ходатайство поступило в окружной военный суд после назначения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле о дате, и времени его проведения, и административным истцом, проживающим в Амурской области, не приведено обстоятельств, которые бы препятствовали ему лично или кому-либо из числа избранных им представителей (8 человек) участвовать в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о дате и времени которого он был извещен заблаговременно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2020 года N 49-П, Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт 24), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 года N 1122н. Этим же приказом определено, что вакцинация военнослужащих против данной коронавирусной инфекции, является приоритетной (приоритет второго уровня).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14 декабря 2021 года N 52-П, по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации военная служба как особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять свои обязанности, которые предполагают необходимость решения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 16-П).
В соответствии с требованиями статьи 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования безопасности военной службы, заботиться о сохранении своего здоровья, в том числе проходить медицинские осмотры, диспансеризацию, медико-психологическую реабилитацию.
Как установлено статьей 345 того же Устава, для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки, которые могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям. Плановые предохранительные прививки всему личному составу полка проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям - по приказу старшего командира (начальника). От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.
Вышеприведенные положения статьи 345 Устава внутренней службы, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающие добровольность поступления гражданина на военную службу по контракту, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу и соблюдать условия контракта, которые включают в себя в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", направлены на обеспечение надлежащего исполнения военнослужащими своих обязанностей, а также на реализацию возложенной на командиров (начальников) обязанности по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
Распоряжением руководителя Службы обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 7 "Об организации профилактических прививок в органах федеральной службы безопасности", в целях совершенствования организации иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, руководителям, начальникам подразделений ФСБ России, органов федеральной службы безопасности необходимо обеспечивать своевременное прохождение курса вакцинации подчиненными сотрудниками.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 года N 20 было объявлено о проведении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 годов.
Согласно выписке из указания начальника "данные изъяты" от 8 декабря 2021 года N N "О проведении вакцинации" в целях стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки по COVID-19 в подразделениях ПУ ФСБ России по Амурской области требуется обеспечить поддержание должного уровня коллективного иммунитета в указанных подразделениях путем направления сотрудников (лиц перенесших коронавирусную инфекцию и (или) вакцинированных вторым компонентом более 6 месяцев) на повторную вакцинацию в лечебные учреждения Министерства здравоохранения Амурской области; организовать строгий контроль соблюдения сроков повторной вакцинации путем составления графика прохождения вакцинации сотрудников, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания.
Как следует из выписки из указания начальника "данные изъяты" от 1 февраля 2022 года N N "Об ограничительных мероприятиях" в целях минимизации рисков заноса и распространения инфекции, а также стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в подразделениях ПУ ФСБ России по Амурской области, требуется продолжить работу по вакцинации сотрудников со строгим соблюдением 6-тимесячного срока повторной вакцинации (ревакцинации), принять исчерпывающие меры и обеспечить надлежащее исполнение ранее отданных указаний по недопущению распространения коронавирусной инфекции среди сотрудников ПУ ФСБ России по Амурской области.
Во исполнение вышеназванных ведомственных правовых актов начальникам отделений "данные изъяты" было дано указание от 3 февраля 2022 года N N "О проведении вакцинации" с требованием довести до сотрудников, отказывающихся вакцинироваться под роспись об их обязанности произвести вакцинацию в срок до 14 февраля 2022 года. При этом указано, что в случае наличия у данной категории сотрудников противопоказаний, необходимо представить соответствующую справку из лечебного учреждения. При дальнейшем отказе от вакцинации не позднее 15 февраля 2022 года, установленным порядком начать проведение служебных разбирательств в отношении указанных лиц.
ФИО 1, проходящий военную службу в "данные изъяты", с указанием начальника "данные изъяты" о необходимости вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) был ознакомлен 20 февраля 2021 года, о чем свидетельствует его личная подпись в соответствующей ведомости (л.д. 82).
Как следует из графика профилактических прививок от COVID-19 личного состава отделения "данные изъяты", утвержденного начальником указанной заставы 4 марта 2022 года, ФИО 1 от вакцинации от COVID-19 отказался, не представив заключение врача об освобождении от вакцинации.
Материалами служебного разбирательства и копией служебной карточки ФИО 1. установлено, что за нарушение статьи 20 Устава внутренней службы, которое выразилось в отказе от вакцинации, 10 марта 2022 года начальником отделения "данные изъяты" административному истцу объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
О наложении дисциплинарного взыскания ФИО 1 было объявлено на совещании 10 марта 2022 года его непосредственным начальников в порядке статьи 91 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ.
Гарнизонный военный суд, правильно установив существенные для дела обстоятельства и дав им надлежащую оценку, пришел к правильному выводу о том, что ФИО 1, заключив контракт о прохождении военной службы и добровольно взяв на себя обязательства добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, и требования по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний, отказавшись от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), являвшейся в соответствии с Календарем прививок по эпидемиологическим показаниям и статьей 345 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязательной для военнослужащих, не имеющим противопоказаний для вакцинации, нарушил требования статьи 20 того же Устава, за что обоснованно был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Оснований полагать, что наложенное на истца дисциплинарное взыскание явно не соответствует тяжести совершенного им дисциплинарного проступка, не имеется.
Ссылки автора жалобы на письмо заместителя начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2021 года N N на обоснованность вывода суда повлиять не могут, поскольку в соответствии со статьей 345 Устава внутренней службы старший командир (начальник) вправе сам, исходя из конкретных эпидемических показаний, условий и особенностей военной службы в конкретном подразделении, определять необходимость и обязательность вакцинации всех подчиненных ему военнослужащих.
При этом утверждение ФИО 1 об ограничении его права на отказ от вакцинации, которая, по его мнению, должна являться добровольной, несостоятельны, поскольку по смыслу статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьями 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 60 и 71 (пункты "в", "м") особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения конституционных прав и свобод лиц, несущих военную службу, вводя которые федеральный законодатель должен исходить из целей конституционного предназначения военной службы как таковой и обеспечивать соразмерность (пропорциональность) вводимых ограничений этим целям с учетом характера и объективных условий ее прохождения (постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2020 года N 26-П).
Отсутствие вредных последствий, вопреки мнению автора жалобы, не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2022 года по административному делу по заявлению ФИО 1 о признании незаконными действий начальника отделения "данные изъяты", связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 4 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.