Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева А.В, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная Компания "Алтиком" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная Компания "Алтиком" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (под производственную базу)) площадью 4 745 квадратных метров с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес"
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 4.1-деловое управление) площадью 503 квадратных метра с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельных участков, арендная плата за которые исчисляется исходя из кадастровой стоимости, административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участка равной их рыночной стоимости в размере 3 195 000 рублей по состоянию на 10 сентября 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером "Номер"; 1 021 000 рублей по состоянию на 29 ноября 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером "Номер".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2022 года постановлено: "административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная Компания "Алтиком" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости:
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (под производственную базу)) площадью 4 745 квадратных метров с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", в размере 3 195 000 рублей по состоянию на 10 сентября 2020 года;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 4.1-деловое управление) площадью 503 квадратных метра с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", в размере 1 021 000 рублей по состоянию на 29 ноября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, заявленного к государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки", отказать".
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В своей апелляционной жалобе административный ответчик указывает на то, что экспертное заключение было изготовлено экспертом с нарушением требований Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности" и Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Экспертом были допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение рыночной стоимости земельного участка, а именно некорректно проанализирован сегмент рынка, некорректно подобраны аналоги, не обоснованы значения применяемых корректировок и применимость их к рынку земли г. Набережные Челны.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" и земельного участка с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" на основании договора аренды земельного участка от 23 марта 2021 года "Номер" и договора аренды земельного участка от 28 декабря 2018 года "Номер", в соответствии с которыми арендная плата за земельные участки согласно представленным расчетам исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная Компания "Алтиком" является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани), утверждены распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р по состоянию на 1 января 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" поставленного на государственный кадастровый учет 29 июля 2004 года, определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан по состоянию на 10 сентября 2020 года в связи с изменением площади земельного участка в соответствии с пунктом 21 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514, в размере 10 085 782 рубля 20 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", поставленного на государственный кадастровый учет 29 ноября 2018 года, так же определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан по состоянию на 29 ноября 2018 года в размере 2 050 861 рубль 78 копеек.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец ссылается на значительное расхождение между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью.
В подтверждение величины рыночной стоимости объектов недвижимости административный истец представил суду отчеты об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220, подготовленные оценщиком "данные изъяты", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составила 1 021 000 рублей по состоянию на 29 ноября 2018 года; земельного участка с кадастровым номером "Номер" - 3 195 000 рублей по состоянию на 10 сентября 2020 года.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная экспертиза для проверки правильности определения в отчетах об оценке рыночной стоимости земельных участков и установления ее действительной величины, проведение которой поручено "данные изъяты"
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N 465/07-4 от 21 марта 2022 года, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости в отчетах об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220 определена верно. Действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:6 по состоянию на 10 сентября 2020 года составляет 6 723 109 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:100301:244 по состоянию на 29 ноября 2018 года - 1 799 441 рубль.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимую дату в размерах, определенных в отчетах об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220, суд первой инстанции исходил из того, что указанная в данных отчетах об оценке итоговая величина рыночной стоимости спорных земельных участков определена правильно и может быть положена в основу решения, поскольку достоверность определения данной величины рыночной стоимости подтверждена заключением эксперта N 465/07-4 от 21 марта 2022 года, которое в свою очередь соответствует требованиям части 2 статьи 82 КАС РФ, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, составлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на то, что заключение эксперта подготовлено с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, что в нем допущены нарушения методологии оценочной деятельности, некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы итоговая величина рыночной стоимости спорных земельных участков была установлена судом в размере, определенном в отчетах об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220, выполненных оценщиком "данные изъяты" а не в вышеназванном заключении эксперта.
Оценив отчеты об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220 по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия соглашается с заключением экспертов "данные изъяты" N 465/07-4 от 21 марта 2022 года и приходит к выводу, что данные отчеты об оценке составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным, полным и непротиворечивым, какие-либо сомнения в его обоснованности отсутствуют.
Так, отчеты об оценке содержат подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы
оценщика, отвечающего установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющего соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220, соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и вышеназванных ФСО, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчетах об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, учитывая выводы заключения эксперта N 465/07-4 от 21 марта 2022 года соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что отчеты об оценке от 24 декабря 2020 года N М-241220, N В-241220 отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем находит решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования административного истца об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в вышеназванных размерах, законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.