Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-19/2022 (УИД 42RS0033-01-2021-001522-89) по иску Хаялеева Марата Нуртдиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Хаялеева Марата Нуртдиновича - Сиротинина Станислава Игоревича на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Хаялеева Марата Нуртдиновича по доверенности Сиротинина Станислава Игоревича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хаялеев Марат Нуртдинович (далее по тексту - Хаялеев М.Н.) обратился в Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения от 5 марта 2019 г. N 165121/19 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 февраля 1989 г. по 9 февраля 1990 г. в качестве прораба в кооперативе "Блик", с 10 февраля 1990 г. по 28 января 1992 г. в качестве прораба в кооперативе "Союз", с 3 февраля 1987 г. по 1 февраля 1989 г. период прохождения службы в армии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, указанные периоды, при этом период службы в армии с 3 февраля 1987 г. по 1 февраля 1989 г. зачесть в льготном исчислении (2 года 6 месяцев 15 дней) и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при достижении возраста 57 лет, то есть с 24 февраля 2019 г, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 23 декабря 2021 г. произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту - ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Хаялеева М.Н. отказано.
Представитель Хаялеева М.Н. - Сиротинин Станислав Игоревич обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2022 г. отменить.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Отказывая во включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с 1 февраля 1989 г..по 9 февраля 1990 г..в качестве прораба в кооперативе "Блик", с 10 февраля 1990 г..по 28 января 1992 г..в качестве прораба в кооперативе "Союз" судами не установлено, что кооперативы "Блик" и "Союз" осуществляли деятельность по выполнению строительно-монтажных работ, и на данных предприятиях истец работал в должности, предусмотренной Списками N 2. В материалы дела представлена выписка из индивидуального лицевого счета истца, из которой следует, что страхователями (кооперативами "Блик" и "Союз") его работа в спорные периоды отнесена к работам с особыми условиями труда. Судами также нарушены нормы процессуального права. Судами первой и апелляционной инстанций в судебных заседаниях не были выяснены причины и основания корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении истца за спорные периоды в соответствии пунктом 4 Правил N 246п, законность принятия решения о корректировке пенсионным фондом, соблюдение последним процедуры, установленной этим порядком. Суды не истребовали соответствующие документы об этом у ответчика, что повлекло за собой приданию выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 16 марта 2021 г..статуса надлежащего доказательства, которое на момент принятия решения от 5 марта 2019 г..N 165121/19 отсутствовало. Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 25 февраля 2019 г, от 16 марта 2021 г..были представлены правопредшественником отделения пенсионного фонда в обоснование своей позиции о законности решения от 5 марта 2019 г..N 165121/19. Поэтому именно на ответчике лежит бремя подтверждения или опровержения содержащихся в них сведений.
На момент вынесения решения от 5 марта 2019 г..N 165121/19 Управлением ПФР в г..Киселевске не было принято решение о корректировке сведений о спорных периодах, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 16 марта 2021 г..не существовала, имелась выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 25 февраля 2019 г..В распоряжении Управления ПФР в г..Киселевске отсутствовали документы, опровергающие обстоятельства, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж. Следовательно, они должны были быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 23 указанных правил. Отказывая во включении в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода службы в армии, суды указали, что он подлежит зачету в такой стаж, но так как при назначении пенсии истцу в 2021 г..он учтен в качестве такового частично, то уклонились от дачи оценки решения Управления ПФР в г..Киселевске от 5 марта 2019 г..N 165121/19 на предмет не включения его в специальный стаж, чем нарушили право истца на судебную защиту, нормы процессуального права, не рассмотрели по существу исковые требования истца. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка Хаялеева М.Н, представителя ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 февраля 2019 г. Хаялеев М.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Киселевске Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Киселевске Кемеровской области от 5 марта 2019 г. N 165121/19 Хаялееву М.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется не менее 7 лет 6 месяцев, имеется 4 года 7 месяцев 12 дней).
Пенсионным фондом не включены в специальный стаж Хаялеева М.Н. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 февраля 1989 г. по 9 февраля 1990 г. в качестве прораба в кооперативе "Блик", с 10 февраля 1990 г. по 28 января 1992 г. в качестве прораба в кооперативе "Союз", так как в соответствии с Квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. N 131 и Квалификационными характеристиками должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2008 г. N 188, Перечень должностных обязанностей производителя работ включает в себя: осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечение выполнения производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию и выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ, а из предоставленных в пенсионный фонд документов не усматривается руководство работами по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов, предусмотренными для соответствующей должности.
Решением Клиентской службы (на правах отдела) в г. Киселевске от 19 марта 2021 г. Хаялееву М.Н. с 10 марта 2021 г. назначена страховая пенсия по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 19 616, 98 рублей.
Не согласившись с решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Киселевске Кемеровской области от 5 марта 2019 г. N 165121/19, Хаялеев М.Н. обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела определением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 августа 2021 г. по ходатайству представителя истца по делу назначена экспертиза условий труда в спорные периоды.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 15 ноября 2021 г..N 42 определить соответствовали ли характер работы и условия труда Хаялеева М.Н. в периоды его работы с 1 февраля 1989 г..по 9 февраля 1990 г..в качестве прораба в кооперативе "Блик" г..Киселевска, с 10 февраля 1990 г..по 28 января 1992 г..в качестве прораба в кооперативе "Союз" г..Киселевска, характеру работ условиям труда должности, предусмотренной Списком N 2, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготный размерах" раздел XXIX. "Строительство зданий и сооружений промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций", пункт б) Инженерно- технические работники, мастера (десятники) и прорабы, а также должности, предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих, право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" пункт б) Руководители и специалисты, 22900006-24441 - производители работ, не представляется возможным, так как в материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическую занятость Хаялеева М.Н. на руководстве работ по строительству, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектах, предусмотренных разделом XXVII Списка N 2 (1991 г..), либо на руководстве работ по строительству зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также
надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, предусмотренных разделом XXIX. Списка N 2 (1956 г..). В выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) Хаялеева М.Н, представленных в материалах пенсионных дел, по периодам работы с 1 февраля 1989 г..по 9 февраля 1990 г..в кооперативе "Блик", с 10 февраля 1990 г..по 28 января 1992 г..в кооперативе "Союз" содержится противоречивая информация: согласно выписке, сформированной 25 февраля 2019 г..страхователями - кооператив "Блик" и кооператив "Союз" работа, выполняемая прорабом Хаялеевым М.Н. в указанные периоды отнесена к работам с особыми условиями труда - ЗП 12Б (пункт б статьи 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливает право работников на пенсию в связи с особыми условиями труда, если они трудились на работах с тяжелыми условиями труда), согласно выписке сформированной 16 марта 2021 г, работа прораба Хаялеева М.Н. с 1 февраля 1989 г..по 9 февраля 1990 г..в кооперативе "Блик", с 10 февраля 1990 г..по 28 января 1992 г..в кооперативе "Союз", указана общим стажем, как работа, выполняемая в особых условиях труда, не отражена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовую книжку Хаялеева М.Н, в которой указано, что 1 февраля 1989 г..он принят прорабом в кооператив "Блик" г..Киселевск (приказ N 3 от 1 февраля 1989 г..), 9 февраля 1990 г..уволен по статье 31 КЗоТ РСФСР, по собственному желанию (приказ N 6 от 9 февраля 1990 г..), 10 февраля 1990 г..принят на должность прораба в кооператив "Союз" г..Киселевск (приказ N 2 от
10 февраля 1990 г..), 30 января 1992 г..уволен переводом на ш.
Вахрушева (приказ N 4 от 30 января 1992 г..); решение Исполнительного комитета Киселевского городского Совета народных депутатов от 13 января 1989 г..N 22 о регистрации устава кооператива "Блик", созданного при Киселевской мебельной фабрике, в соответствии с постановлениями Совета, Министров СССР от 5 февраля 1987 г..N 161, 162 "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения и товарам народного потребления", в пункте 3 которого указано, что кооперативы ежемесячно представляют в органы статистики отчеты об оказанных услугах; решение Исполнительного комитета Киселевского городского Совета народных депутатов от 9 февраля 1990 г..N 73, заявление в Исполком городского Советов народных депутатов б/д, протокол учредительного собрания по созданию строительно-монтажного кооператива "Союз" от 12 января 1990 г..N 1 о создании строительно-монтажного кооператива "Союз" в целях оказания строительных - услуг различным предприятиям и организациям, устав строительно-монтажного кооператива "Союз", в котором указано, что кооператив "Союз" состоит из трех человек: председателя кооператива, ревизора кооператива, члена кооператива - Хаялеева М.Н, являющегося членом кооператива "Блик", целью кооператива является: ведение строительно-монтажных работ, а также оказание других строительных услуг различным предприятиям и организациям; письмо Кемеровостат от 29 июня 2021 г..N СК-44-02/1206-ДР о том, что в соответствии с инструкцией "О порядке учета и идентификации хозяйствующих субъектов в Статистическом регистре Росстата", утвержденной Росстатом 30 января 2006 г, срок хранения сведений Статистического регистра хозяйствующих субъектов по состоянию на 1 января составляет 5 лет, в связи с чем Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу не может предоставить информацию об организациях - кооперативе "Блик" и кооперативе "Союз" за период с 1989 по 1992 гг.; заключение государственной экспертизы условий труда Министерства труда и
занятости населения Кузбасса от 15 ноября 2021 г..N 42, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическую занятость Хаялеева М.Н. в спорные периоды в качестве прораба на руководстве работ по строительству, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектах.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хаялеева М.Н. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Советской армии с 3 февраля 1987 г. по 1 февраля 1989 г, суд сославшись на подпункт "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, статью 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что период работы истца, непосредственно предшествующий службе в Советской армии, включен пенсионным фондом в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суммарная продолжительность периодов работы по Списку N 2 до 1 января 1992 г. составляет более 2 лет, то период военной службы по призыву Хаялеева М.Н. с 3 февраля 1987 г. по 31 января 1989 г. (1 год 11 месяцев 29 дней) подлежал включению в специальный стаж истца в календарном порядке.
При этом суд отклонил доводы представителя истца о включении периода службы в армии в местности с тяжёлыми и неблагоприятными условиями с 1 января 1988 г. по 1 февраля 1989 г. в стаж в льготном исчислении (1 месяц за 1, 5 месяца), со ссылкой на пункт 3 постановления Совмина СССР от 6 апреля 1988 г. N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей", приказ Министра обороны СССР от 5 мая 1988 г. N 150 "О службе военнослужащих Вооруженных Сил СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей", указав, что прохождение службы в соответствующих должностях дает право на льготное исчисление периодов прохождения такой службы при назначении пенсий за выслугу лет, тогда как истец обращается с иском к пенсионному фонду о назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив, что на момент обращения Хаялеева М.Н. с заявлением в пенсионный фонд о назначении досрочной страховой пенсии, и достижения им возраста 57 лет, то есть по состоянию на 24 февраля 2019 г. бесспорный специальный стаж истца по Списку N 2 составлял 4 года 7 месяцев 12 дней, период службы в армии с 3 февраля 1987 г. по 31 января 1989 г. (1 год 11 месяцев 29 дней) включен в специальный стаж, оснований для его повторного включения, при отсутствии наступления правовых последствий в виде назначения пенсии с 24 февраля 2019 г, специальный стаж составил менее требуемых 7 лет 6 месяцев, суд не установилоснований для удовлетворения исковых требований о возложении на пенсионный фонд обязанности назначить Хаялееву М.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 24 февраля 2019 г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав на отсутствие в материалах дела документов, выданных в установленном порядке работодателями истца, подтверждающих, работу истца в период до 1 января 1992 г. в качестве прораба в организациях, осуществляющих строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, а в период после 1 января 1992 г. в качестве прораба полный рабочий день в организациях, сферой деятельности которых являлось строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов. Ни в исковом заявлении, ни в пояснениях истец не указывал на каких объектах проходила его трудовая деятельность в качестве прораба в спорных периодах.
Имеющаяся в материалах дела выписка из индивидуального лицевого счета истца, из которой следует, что страхователями (кооперативами "Блик" и "Союз") работа Хаялеева М.Н. в спорные периоды отнесена к работам с особыми условиями труда, не принята судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства занятости истца на выполнении работ, дающих право на льготное назначение пенсии, поскольку в соответствии с постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 сентября 2019 г. N 485п (ред. 7 декабря 2020 г.) "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального персонифицированного учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений" (Зарегистрировано Минюсте России 30 января 2020 г. N 57349), код "ЗП12Б" (работы с тяжелыми условиями труда) имеет срок действия с 1 января 1996 г. по 31 декабря 2001 г, тогда когда спорные периоды имели место до 1996 г, в дальнейшем, в выписке из индивидуального лицевого счета Хаялеева М.Н. от 16 марта 2021 г, данный код "ЗП12Б" в спорных периодах отсутствует. Наличие кода "ЗП12Б" в выписке из индивидуального лицевого счета Хаялеева М.Н. от 25 февраля 2019 г, по мнению суда апелляционной инстанции, не может указывать на льготный характер работы истца в спорные периоды в кооперативах "Блик" и "Союз".
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца о том, что им требования о включении периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении именно в выслугу лет не заявлялись, период службы в армии с 3 февраля 1987 г. по 1 февраля 1989 г. просил зачесть в льготном исчислении в связи с тем, что проходил военную службу в должности "производитель работ" в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями в районе г. Мирный, Плесецкий район, Архангельская область, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции указал, что истец обратился за назначением досрочной страховой пенсии в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при повторном обращении Хаялеева М.Н. в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, спорный период службы в армии включен пенсионным фондом в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без спора, решением пенсионного фонда от 19 марта 2021 г. Хаялееву М.Н. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 марта 2021 г, оснований для повторного включения периода службы в армии с 3 февраля 1987 г. по 31 января 1989 г. в специальный стаж, при отсутствии наступления правовых последствий в виде назначения пенсии с 24 февраля 2019 г, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В пункте "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров (десятников) и прорабов.
В пункте "б" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров строительных и монтажных работ; производителей работ.
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации N 5 от 22 мая 1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2, производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, юридически значимыми является установление обстоятельств выполнения работ в организациях, занятых строительством объектов: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (за периоды после 1 января 1992 г.) установление обстоятельств выполнения работ в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в организациях, ведущих как новое строительство, так и работ по реконструкции и ремонту объектов.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт занятости истца в период с 1 февраля 1989 г. по 9 февраля 1990 г, с 10 февраля 1990 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве прораба в организациях, осуществляющих строительство объектов, перечисленных в пункте "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в период с 1 января 1992 г. по 28 января 1992 г. полный рабочий день в качестве прораба в организации, осуществляющей строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и других объектов, как указано в пункте "б" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о занятости истца в спорные периоды на предприятиях и в должности, предусмотренных Списками N 2, являются несостоятельными.
Как было указано выше в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем в нарушение приведенных норм каких-либо доказательств, подтверждающих, что кооперативы "Блик" и "Союз" осуществляли новое строительство и (или) реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений, истцом не представлено. Сведения, отраженные кооперативами "Блик" и "Союз" в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, как установлено судами, содержат противоречивые сведения о характере работы истца. Надлежащих и достаточных в своей совокупности доказательств, которые бы свидетельствовали о занятости истца в спорные периоды на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что выписки из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица, представленные в материалы дела являются надлежащими доказательствами по делу не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на иной оценке доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у судов оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода службы истца армии, подлежат отклонению. Невключение судами периода службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не привело к принятию незаконных судебных постановлений, влекущих их отмену, поскольку установленной судами продолжительности специального стажа Хаялеева М.Н. недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 24 февраля 2019 г. При назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию с 10 марта 2021 г. период службы в Советской армии с 3 февраля 1987 г. по 31 января 1989 г. пенсионным фондом учтен.
По существу доводы кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Хаялеева Марата Нуртдиновича - Сиротинина Станислава Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.