Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N по адрес и адрес
на решение Симоновского районного суда адрес от дата, в редакции определения об исправлении описки от дата, которым постановлено:
Обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес произвести ФИО перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца по нормам п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" за период с 20.04.2002 г. по 30.04.2012 г. на несовершеннолетнего фио, паспортные данные, и за период с 20.04.2002 г. по 20.05.2022 г. с учетом индексации, предусмотренной действующим законодательством при перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, установила:
ФИО, паспортные данные, обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой фио, умершего 20.04.2002 г, который являлся военнослужащим и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом III группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с работами на Чернобыльской АЭС. От брака имеется сын фио, паспортные данные С 01.05.2002 г..ФИО назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере сумма, по состоянию на август 2021 г..размер пенсии составляет сумма Кроме того, 20.04.2002 г..по 30.04.2012 г..ФИО получала пенсию по случаю потери кормильца в размере сумма на несовершеннолетнего сына фио, назначенную также в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С 05.05.2006 г..ФИО назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере сумма, по состоянию на август 2021 г..размер пенсии составляет сумма Истец указывает на то, что назначенная ей пенсия по случаю потери кормильца, как вдове ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, а также пенсия по случая потери кормильца на несовершеннолетнего сына фио, выплачивались без учета связи смерти фио с военной травмой, что повлияло на размер пенсии.
На основании изложенного, истец просила суд обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес произвести ФИО перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца, получаемой ею на несовершеннолетнего фио, по нормам п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" за период с 20.04.2002 г..по 30.04.2012 г, а также за период с 20.04.2002 г..по день вынесения судом решения произвести перерасчет пении, назначенной ей по случаю потери кормильца с учетом индексации, предусмотренной действующим законодательством.
В судебном заседании истец ФИО заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика.
В заседание судебной коллегии истец не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО, паспортные данные, является вдовой фио, умершего 20.04.2002 г. фио являлся военнослужащим и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом III группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с работами на Чернобыльской АЭС. От брака имеется сын фио, 15.04.1994 г.
С 01.05.2002 г. ФИО назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере сумма, по состоянию на август 2021 г. размер пенсии составляет сумма
С 20.04.2002 г. по 30.04.2012 г. ФИО на несовершеннолетнего сына фио также выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца в размере сумма, назначенная в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 05.05.2006 г. ФИО назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере сумма, по состоянию на август 2021 г. размер пенсии поставляет сумма
Право на получение истцом двух пенсий ответчиком не спаривается, обе пенсии истцу выплачиваются, при этом, истец не согласна именно с расчетом пенсий по случаю потери кормильца.
02.09.2021 г. фио обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес с просьбой о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, как выплачиваемой ей, так и ранее выплачиваемой на ее сына с учетом связи смерти фио с военной травмой, приложив все необходимые документы.
Письмом от 06.10.2021 г. N М-9343-02-20 ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес отказало ФИО в перерасчете пенсии.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Признание данного права и обеспечение его реализации, по смыслу статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 Конституции Российской Федерации, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, от 18 сентября 2014 года N 23-П и др.).
Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Реализуя названную обязанность, законодатель предусмотрел в Законе РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда и меры социальной поддержки для лиц, подвергшихся воздействию радиации в связи с чернобыльской катастрофой. Наиболее широкий перечень таких мер был установлен для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения и членов их семей (пункт 2 части первой статьи 13, статья 14, пункт 1 части первой и пункт 1 части третьей статьи 27.1, часть первая статьи 29, части первая и вторая статьи 39).
Как верно указал суд, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Как следует из пункта 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
В силу ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Из представленных в материалы дел документов усматривается, что фио, умерший 20.04.2002 г, являлся военнослужащим и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом III группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с работами на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленными в материалы дела: справкой об инвалидности органов МСЭ; удостоверением лица, перенесшего лучевую болезнь и ставшего инвалидом с правом на соответствующие льготы; решением экспертного совета Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям N 15-01/2004 от 15.01.2004 г, согласно которому причина смерти фио связана с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльной АЭС (сочетание радиационных факторов с иными вредными факторами).
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В таком размере истцу и производилась выплата пенсий.
Тогда как согласно п. 4 ст. 1 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд правильно пришел к выводу о том, что ФИО и несовершеннолетний фио имели право на получение пенсий по случаю потери кормильца по нормам п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и обязал ответчика произвести перерасчет указанных пенсий.
Также судебная коллегия соглашается выводом суда о том, что такой перерасчет надлежит произвести ФИО - пенсии по случаю потери кормильца, получаемой ею на несовершеннолетнего фио за период с 20.04.2002 г. (с момента возникновения права) по 30.04.2012 г. (окончания выплаты пенсии), а также пенсии, назначенной самой Меньшовой Л.Д. по случаю потери кормильца за период с 20.04.2002 г. по день вынесения судом решения ввиду следующего.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, и в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в случае инвалидности.
При этом, перерасчет необходимо произвести, как верно указал суд, с учетом индексации, что предусмотрено ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ и постановилправильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Ссылку в апелляционной жалобе на Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавшее на момент спорных правоотношений), которое предусматривает, что в качестве документа, подтверждающего, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы, принимается только выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, судебная коллегия находит несостоятельной, виду того, что по заключению МСЭ фио признан получившим увечье при исполнении обязанностей военной службы, что соответствует военной травме, как указывалось ранее и соответствует приведенным выше нормам.
Иные доводы заявителя в апелляционной жалобе повторяют обоснования, изложенные в решении пенсионного органа об отказе в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости, основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем не могут повлечь за собой отмену решения суда и являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда адрес от дата, в редакции определения об исправлении описки от дата, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.