Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Дудинского районного суда Красноярского края, гражданское дело N 2-189/2020, УИД: 84RS0001-01-2022-000158-90 по иску Конаревой Анны Геннадьевны к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к выполнению работ, взыскании неполученной заработной платы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Конаревой Анны Геннадьевны на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Конаревой А.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" Сычевой Л.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Конарева А.Г. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" (далее - КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский") о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к выполнению работ, взыскании неполученной заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Конарева А.Г. указала, что с 1 января 2017 г. состоит с КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в трудовых отношениях, работает социальным педагогом в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних.
Приказом КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" N-ЛС с 16 декабря 2021 г. она отстранена от работы без оплаты на период отстранения "в связи с непредставлением сведений о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19".
Конарева А.Г. считает, что незаконно отстранена от работы, поскольку обязанность проходить вакцинацию напрямую относится только к лицам, чья работа входит в Перечень, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, и не относится напрямую к ней.
Полагает, что закон не может защищать одних граждан путём ущемления прав других граждан, то есть, допуская тот факт, что от любой прививки возможны побочные реакции и поствакцинальные осложнения, закон даёт гражданам право выбора соглашаться или отказаться от вакцинации. А поскольку она отстранена от работы не по своей вине, а по решению работодателя, то период отстранения от работы должен быть оплачен.
Незаконные действия ответчика лишили её спокойного и продолжительного сна, а сама ситуация явилась психотравмирующей, разрешение которой стало возможным только в судебном порядке.
В этой связи Конарева А.Г. просила признать незаконным приказ от 15 декабря 2021 г. N-ЛС; обязать КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" допустить её к выполнению работ с даты принятия решения судом; взыскать с КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в свою пользу заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 г. по дату принятия решения судом в размере 209 788 рублей 15 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2022 г, исковые требования Конаревой А.Г. к КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к выполнению работ, взыскании неполученной заработной платы и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Конарева А.Г. просит отменить решение Дудинского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2022 г.
На кассационную жалобу Краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" принесены письменные возражения, в которых ответчик просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Конарева А.Г. с 1 января 2017 г. состоит с ответчиком КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в трудовых отношениях, работает социальным педагогом в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, что подтверждается трудовым договором N от 30 декабря 2016 г, приказом о приёме на работу N-лс от 30 декабря 2016 г.
Приказом исполняющего обязанности директора КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" Казак М.С. от 26 июля 2021 г. N 349 "Об организации проведения профилактических прививок в рамках предотвращения распространения COVID-19" и приказом директора указанного выше учреждения Степиной Н.Ю. от 15 ноября 2021 г. N 567 "О внесении изменений в приказ от 26 июля 2021 г. N 349", работники КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в срок до 29 июля 2021 г. обязаны представить специалистам по кадрам копию сертификата о прохождении вакцинации, копию медицинского заключения о наличии противопоказаний к прививке. Специалистам по кадрам указано о необходимости в срок до 30 июля 2021 г. подготовить с учётом требований разъяснений список работников КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский", подлежащих иммунизации и направлении его в КГБУЗ "Таймырская межрайонная больница". Также, в пункте 3 приказа указано о необходимости довести до сведения работникам КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский", что, в случае отказа от прохождения вакцинации данные работники на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзаца 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления N 43 после 15 сентября 2021 г. будут отстранены от работы без сохранения заработной платы.
15 сентября 2021 г. в адрес социального педагога Конаревой А.Г. директором КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" направлялись письменные уведомления о необходимости пройти полный курс вакцинации либо вакцинацию первым компонентом (при вакцинации двухкомпонентной вакциной) против коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV, в срок до 18 сентября 2021 г.
25 октября 2021 г. Конаревой А.Г. получена справка о медицинском отводе от профилактической прививки, на основании ОРВИ, на 14 дней.
8 ноября 2021 г. Конаревой А.Г. получена справка о медицинском отводе от профилактической прививки на 14 дней.
16 ноября 2021 г. и 22 ноября 2021 г. в адрес социального педагога Конаревой А.Г. директором КГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Таймырский" направлялись письменные уведомления о необходимости пройти полный курс вакцинации либо вакцинацию первым компонентом (при вакцинации двухкомпонентной вакциной) против коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV, в срок до до 18 ноября 2021 г. и до 25 ноября 2021 г, соответственно. Также Конаревой А.Г. предложено отказаться от прививки, в случае если имеются медицинские противопоказания к прививке от коронавируса, приложив копию соответствующей медицинской справки. В противном случае, как указано в уведомлениях, Конарева А.Г. предупреждена об отстранении от работы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки. С указанными уведомлениями Конарева А.Г. ознакомлена лично, о чём имеется её подпись.
25 ноября 2021 г. на имя директора КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" Конаревой А.Г. представлены письменные объяснения в которых Конарева А.Г. в объяснение причин не предоставления информации о пройденной вакцинации указала на конфиденциальность информации о своём здоровье, необязательность вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
На основании приказа от 15 декабря 2021 г. N-лс директора КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и непредставлением документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации в срок до 15 декабря 2021 г, социальный педагог Конарева А.Г. отстранена от работы без сохранения заработной платы на период с 16 декабря 2021 г. до момента прохождения вакцинации, или до момента предоставления соответствующих документов, подтверждающих наличие медицинских или иных противопоказаний для прохождения вакцинации.
С приказом от 15 декабря 2021 г. N-лс об отстранении от работы Конарева А.Г. ознакомлена 15 декабря 2021 г, о чём имеется собственноручная подпись.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 56, 76, 129, 136, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (ред. от 31.01.2020) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановлением Главного государственного санитарного врача Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", пришёл к выводу о том, что отсутствие профилактической прививки у работников КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" влечёт обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Поскольку Конарева А.Г. была проинформирована о необходимости прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, предоставлении документов, подтверждающих прохождение вакцинации или наличие противопоказаний для вакцинации, однако в установленные работодателем сроки такие сведения не представила, от прохождения вакцинации отказалась, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у работодателя законных оснований для отстранения истца от работы. Порядок отстранения истца Конаревой А.Г. от работы работодателем соблюдён.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора на территории Красноярского края действует режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 является действующим, документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний к вакцинации Конаревой А.Г. не представлены, суд первой инстанции не нашёл правовых оснований для возложения обязанности на КГБУ СО "КЦСОН "Таймырский" допустить Конареву А.Г. к работе без условия проведения профилактической вакцинации от новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 г. N 152-п "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", в целях проведения противоэпидемических и ограничительных мероприятий, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) с 16 марта 2020 г. введён режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации (пункт 66 СанПиН 3.3686-21).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (пункт 67 СанПиН 3.3686-21).
Во исполнение указанных норм права с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю было вынесено Постановление от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в ред. от 14 октября 2021 г, действующей на дату отстранения истца от работы) с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, на основании подпункта 1.1 пункта 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности к 15 декабря 2021 г, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утверждён Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждён приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе приоритету 1-го уровня относятся работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесённой в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Конарева А.Г. работает в должности социального педагога отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в организации, осуществляющей деятельность в сфере социального обслуживания, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, от прохождения обязательной вакцинации отказалась, а также отказалась от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у неё медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Конаревой А.Г. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учётом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца Конаревой А.Г, в которой он ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации не вправе определять категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определённым категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для её проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Конаревой Анны Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.