Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 марта 2004 г. N А42-7944/03-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 22.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.03 по делу N А42-7944/03-20 (судья Драчева Н.И.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Мурманского представительства Всенорвежской Саамской миссии (далее - представительство) 50 руб. налоговой санкции на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 28.11.03 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, представительство иностранной организации несет ответственность за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налоговый орган также указывает на то, что им правильно квалифицировано совершенное представительством правонарушение.
Кроме того, налоговая инспекция считает соблюденным досудебный порядок урегулирования спора.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, представительство направило в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год 24.04.03, то есть с нарушением установленного срока. Факт несвоевременного представления ответчиком указанной декларации зафиксирован в протоколе от 06.05 03.
Решением налоговой инспекции от 08.05.03 N 508 представительство привлечено к налоговой ответственности в виде 50 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Представительство не уплатило штраф в добровольном порядке, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявления, суд сделал ошибочный вывод о том, что представительство не является юридическим лицом и потому не может быть привлечено к ответственности за правонарушения, предусмотренные НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ для целей данного Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что представительство зарегистрировано управлением юстиции администрации Мурманской области (свидетельство о регистрации от 14.10.98 N 30), следовательно, оно является субъектом налоговых правоотношений и несет ответственность за совершение налоговых правонарушений на основании НК РФ.
Ошибочным является и вывод суда о том, что совершенное представительством правонарушение квалифицируется по статье 119 НК РФ.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации.
Как указано в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии со статьей 3 Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогами, в связи с чем несвоевременное представление декларации по ним не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ.
Вывод суда о несоблюдении налоговой инспекцией досудебного порядка урегулирования спора не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Решение о привлечении представительства к ответственности и требование об уплате налоговой санкции вручены его представителю, что подтверждается имеющимся в материалах дела ходатайством ответчика о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что обжалуемое судебное решение следует оставить без изменения по иным основаниям.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 126 НК РФ субъектами правонарушения, предусмотренного данной правовой нормой, являются налогоплательщик или налоговый агент.
В спорных правоотношениях представительство не является ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом, в связи с чем к нему не может быть применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Применение положений пункта 1 статьи 126 НК РФ по аналогии к правоотношениям по обязательному пенсионному страхованию противоречит требованиям статей 106, 108 НК РФ. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
В решении налоговой инспекции от 08.05.03 N 508 указано, что представительство привлекается к ответственности как страхователь.
Вопрос о том, является ли ответчик налогоплательщиком в спорных правоотношениях, налоговым органом не исследовался.
Таким образом, налоговая инспекция, привлекая представительство к налоговой ответственности, не доказала, что оно является субъектом ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.03 по делу N А42-7944/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2004 г. N А42-7944/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника