Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 мая 2004 г. N А13-7210/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Красавинский льнокомбинат имени В. Грибанова" Бушковской И.В. (доверенность от 02.10.2003 N 12/4), Шерстковой С.В. (доверенность от 24.11.2003 N 11/2),
рассмотрев 20.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красавинский льнокомбинат имени В.Грибанова" на решение от 10.11.2003 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 (судьи Маганова Т.В., Виноградова Т.В., Логинова О.П.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7210/03-19,
установил:
Открытое акционерное общество "Красавинский льнокомбинат имени В.Грибанова" (далее - ОАО "Красавинский льнокомбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным заключения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 18.10.2002 N 02-07/183/266 в части отказа в возмещении 1 457 119 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость.
Решением от 10.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2003, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 10.11.2003 и постановление от 26.12.2003, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно руководствовались требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при изучении и оценке счетов-фактур, представленных Обществом в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, поскольку счета-фактуры выставлены налогоплательщику поставщиком в 2000 году, то есть до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной открытым акционерным обществом "Северлен" (в настоящее время - ОАО "Красавинский льнокомбинат") декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2001 года, в соответствии с которой к вычету заявлено 1 759 776 руб. 42 коп. налога на добавленную стоимость.
По результатам проверки налоговый орган составил заключение от 18.10.2002 N 02-07/183/266 об отказе Обществу в возмещении 1 457 119 руб. 91 коп. налога на том основании, что поставщик налогоплательщика - общество с ограниченной ответственностью "Техникаимпульс" (далее - ООО "Техникаимпульс") отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах, отчетность в налоговый орган по месту учета не представляет. Таким образом, налоговая инспекция считает, что Общество не вправе предъявлять к вычету налог, уплаченный на основании счетов-фактур, выставленных ему названной организацией.
ОАО "Красавинский льнокомбинат" не согласилось с заключением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им выполнены все требования, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связано право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров. В частности, ОАО "Красавинский льнокомбинат" указывает на то, что им представлены в налоговый орган все документы, предусмотренные статьями 165 и 172 НК РФ; приобретенные товарно-материальные ценности, использованные при производстве и реализации товаров на экспорт, поставлены на учет и полностью оплачены, что подтверждается платежными поручениями и актом сверки с поставщиком - ООО "Техникаимпульс".
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры подписаны от имени поставщика - ООО "Техникаимпульс" неизвестным лицом; в договорах на поставку продукции, счетах-фактурах и акте сверки не совпадают инициалы руководителя ООО "Техникаимпульс". Кроме того, из представленных налоговым органом материалов видно, что ООО "Техникаимпульс" отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах, отчетность в налоговый орган по месту учета не представляет, а расчетный счет указанной организации закрыт 30.11.2000.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров в 2001 году производилось в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по ставке 0 процентов.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период);
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункте 7 статьи 164" следует читать "пункте 6 статьи 164"
Вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ (пункт 3 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по ставке 0 процентов документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога. При этом все перечисленные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов документы (счета-фактуры, договоры, акты сверки) содержат противоречивую информацию о должностных лицах поставщика Общества, уполномоченного подписывать перечисленные документы.
Оспаривая судебные акты, налогоплательщик ссылается на то, что представленные им в налоговый орган счета-фактуры составлены в 2000 году и, следовательно, к ним не должны применяться требования, установленные статьей 169 НК РФ.
Однако в спорный период действовал порядок ведения учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914. Согласно пунктам 3-4 названного нормативного акта в счете-фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер счета-фактуры;
- наименование и идентификационный номер поставщика товара (работы, услуги);
- наименование получателя товара (работы, услуги);
- наименование товара (работы, услуги);
- страна происхождения товара;
- номер грузовой таможенной декларации;
- стоимость (цена) товара (работы, услуги);
- сумма налога на добавленную стоимость;
- дата составления счета-фактуры.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации (предприятия). При необходимости счет-фактура может быть подписан иным ответственным лицом, уполномоченным на то приказом по организации (предприятию).
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение правил составления счетов-фактур в представленных налогоплательщиком в налоговый орган счетах-фактурах не указаны фамилии должностных лиц, выписавших и получивших этот документ, то есть счета-фактуры подписаны неизвестным лицом. Кроме того, из материалов дела видно, что поставщик Общества - ООО "Техникаимпульс" отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах, отчетность в налоговый орган по месту учета не представляет, а расчетный счет указанной организации закрыт 30.11.2000.
В силу частей 2 и 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив и оценив доказательства по делу, сделали вывод о том, что представленные Обществом в обоснование правомерности применения налоговых вычетов документы являются недостоверными, в связи с чем у налогоплательщика отсутствует право на применение вычетов.
Фактически доводы жалобы ОАО "Красавинский льнокомбинат" направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Кроме того, следует принять во внимание, что схожие обстоятельства имели место при рассмотрении Арбитражным судом Вологодской области дел N А13-7212/03-14, N А13-7209/03-26 и N А13-7211/03-14, в которых также участвует ООО "Техникаимпульс".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых Обществом судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7210/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красавинский льнокомбинат имени В.Грибанова" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2004 г. N А13-7210/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника