Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Лядова В.Л. и Гусейнова Т.Г. при секретаре судебного заседания Куропаткина Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-47/2022 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны на решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 28 июля 2022 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Степановой Натальи Анатольевны об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), выразившегося в непринятии мер по учету на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) инвестиционного дохода.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, административный иск Степановой Н.А. удовлетворен.
Суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в непринятии мер по учету на ИНС участника НИС инвестиционного дохода за период с 10 июня 2013 г. по 31 декабря 2021 г, и обязал ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчёт инвестиционного дохода, размер которого должен быть не менее "данные изъяты" истребовать из Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере этого дохода и учесть их на ИНС Степановой Н.А.
Также судом возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" суммы недоначисленного административному истцу инвестиционного дохода за период с 10 июня 2013 г. по 31 декабря 2021 г. в размере не менее "данные изъяты".
Кроме того, в пользу административного истца взысканы судебные расходы в размере 10 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной 28 октября 2022 г, представитель заинтересованного лица, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование заявитель утверждает, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" сумм инвестиционного дохода, подлежащих учету на ИНС административного истца, противоречит требованиям бюджетного законодательства. Кроме того каких-либо нарушений прав административного истца со стороны Министерства обороны Российской Федерации, как указывает автор жалобы, не допущено.
Обращает внимание на то, что в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета участникам НИС, которые были включены в реестр участников несвоевременно, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 117)
В соответствии с ч. 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона N 117 учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона N 117 постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 Правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из материалов дела следует, что Степанова Н.А. включена в реестр участников НИС 25 декабря 2021 г. с датой возникновения основания - 10 июня 2013 г. (л.д.30).
Согласно сведениям, представленным ФГКУ "Росвоенипотека", ИНС участника НИС административному истцу открыт 30 января 2022 г. Целевой жилищный заем для приобретения жилья не предоставлялся. По состоянию на 1 марта 2022 г. на ИНС участника НИС инвестиционный доход за период с 10 июня 2013 г. по 28 февраля 2022 г. не учитывался. При этом размер инвестиционного дохода, подлежащего учета на ИНС участников НИС своевременно включенных в реестр в июне 2013 г. по состоянию на 1 января 2022 г. составляет "данные изъяты".
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о том, что бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в неучете на ИНС Степановой Н.А. инвестиционного дохода за период с июня 2013 г. по декабрь 2021 г, нарушает право административного истца на жилищное обеспечение, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ей для приобретения жилого помещения и ставит ее в неравное положение с военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность произвести расчет недочисленного административному истцу инвестиционного дохода в размере не менее "данные изъяты" поскольку именно в указанном размере инвестиционный доход подлежал учету на ИНС Степановой Н.А в случае ее своевременного включения в реестр участников НИС.
Вопреки доводу жалобы верными являются и выводы судов о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по перечислению сумм недополученного Степановой Н.А. инвестиционного дохода в ФГКУ "Росвоенипотека".
Указанные выводы обоснованно сделаны исходя из целей, задач и порядка их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Кроме того, в соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, гарантирующим принятие решений на основе закона, ответственный подход к оценке фактических обстоятельств, с которыми связано возникновение прав.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), допускающих такие различия, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 27 февраля 2012 года N 3-П, от 15 октября 2012 года N 21-П, от 19 февраля 2018 года N 9-П и др.).
Утверждение заявителя об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 28 июля 2022 г. по административному делу N 2а-47/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 6 декабря 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.Л. Лядов
Т.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.