Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2007 г. N А42-1412/02-22
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 декабря 2005 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Харченко О.В. (доверенность от 09.01.07 N 80-14-30-04102),
рассмотрев 25.09.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 на определение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2007 (судья Спичак Т.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 (судьи Петренко Т.И., Будылева M.B., Загараева Л.П.) по делу N А42-1412/02-22,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская ГМК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция по городу Мурманску), выразившегося в невозврате излишне уплаченных Обществом 178 000 000 руб налога на прибыль, и обязании Инспекции по городу Мурманску перечислить 18 940 377 руб. 41 коп. процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенного излишне уплаченного в местный бюджет (бюджет города Мурманска) налога на прибыль: обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - Инспекция по городу Мончегорску) перечислить на расчетный счет Общества 20 004 582 руб. 68 коп. процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенного излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль (с учетом уточнения предмета спора).
Определением суда от 26.04.2004 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Инспекция по городу Мончегорску
Решением суда от 06.05.2005. оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2005. заявленные требования Общества удовлетворены.
Инспекция по городу Мончегорску 03.04.2006 обратилась с заявлением о ее замене на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 города Москвы (далее - Инспекция N 5).
Определением от 02.06.2006 суд удовлетворил заявление Инспекции по городу Мончегорску: произвел замену должника на Инспекцию N 5 на стадии исполнения судебного акта.
Постановлением апелляционного суда от 19.10.2006 определение суда от 02.06.06 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2007 определение от 02.06.2006 и постановление от 19.10.2006 оставлены без изменения.
Инспекция по городу Мурманску 22.06.2006 также обратилась с заявлением о ее замене на Инспекцию N 5.
Определением от 21.03.2007 суд удовлетворил заявление Инспекции по городу Мурманску: произвел замену должника на Инспекцию N 5 на стадии исполнения судебного акта.
Постановлением апелляционного суда от 25.06.2007 определение суда от 21.03.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 5 просит отменить определение суда от 21.03.2007 и постановление апелляционного суда от 25.06.2007 и отказать Инспекции по городу Мурманску в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, оснований для процессуального правопреемства не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция по городу Мурманску просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции по городу Мурманску отклонил доводы кассационной жалобы.
Представители Инспекции N 5, Инспекции по городу Мончегорску, отдела судебных приставов города Мончегорска Мурманской области и Общества надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, заявитель ранее состоял на налоговом учете в Инспекции по городу Мурманску. Общество с 27.05.2002 изменило местонахождение и встало на учет в Инспекцию по городу Мончегорску, а с 01.08.2005 поставлено на налоговый учет (налоговое администрирование) в Инспекцию N 5, которой переданы его лицевые счета по налогу на прибыль.
Арбитражный суд 25.04.2006 выдал Обществу исполнительный лист N 089413. согласно которому Инспекция по городу Мурманску обязана была перечислить на расчетный счет Общества 18 940 377 руб. 41 коп. процентов, начисленных на сумму излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль по день фактического возврата.
Инспекция по городу Мурманску обратилась в арбитражный суд с заявлением о проведении процессуального правопреемства и замене должника по исполнительному листу N 089413.
Судебные инстанции удовлетворили заявление Инспекции по городу Мурманску, произведя в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замену должника по исполнительному производству - Инспекции по городу Мурманску на Инспекцию N 5 При этом суды указали, что оба налоговых органа являются подразделениями Министерства Федеральной налоговой службы и к Инспекции N 5 с даты постановки Общества на налоговый учет (01.08.2005) перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением им законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) действий в отношении Общества как налогоплательщика, в том числе перечисления на (расчетный счет процентов, начисленных на сумму излишне уплаченного налога на прибыль.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица и другие случаи перемены лиц в обязательстве) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии процесса.
В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Следовательно, исполнение судебных актов является одной из стадий арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 НК РФ одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.05 N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (приложение N 2 пункт 1) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы России и ей подконтрольна
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом абзацем 3 пункта 1 статьи 83 Кодекса установлено, что Министерство по налогам и сборам Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Это право реализовано в порядке, предусмотренном статьей 4 НК РФ.
Согласно приказу Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 31.08.01 N БГ-3-09/319 "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" отдельные категории налогоплательщиков, подпадающих под критерии установленные данным приказом, подлежат налоговому администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам. Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.09.01. регистрационный номер 2950.
Пунктом 2 приказа Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 10.08.01 N БГ-3-08/279 "Об утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц, подлежащих налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровней", пунктом 5 приказа Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 16.04.04 N САЭ-3-30/290 "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц, подлежащих налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" установлено, что организации, подпадающие под критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам на федеральном уровне и осуществляющие деятельность в сфере добычи металлических руд, подлежат налоговому администрированию в Инспекции N 5.
Поскольку Общество принадлежит к названной категории налогоплательщиков, постановка его на налоговый учет в Инспекции N 5 соответствует требованиям пункта 1 статьи 83 НК РФ и как крупнейшего налогоплательщика по отраслевому принципу.
Анализ статей 11, 21, 23, 83, 84 Кодекса с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.03 N 185-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые приказы не исключают возможности учета крупнейших налогоплательщиков и в налоговом органе по месту нахождения организации, такие налогоплательщики не лишены возможности реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика, в том числе по месту нахождения филиала, имущества и т.д.
Ранее выданное свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту его прежнего нахождения на территории Российской Федерации признается недействительным с даты получения налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица в межрегиональной инспекции.
Материалами дела подтверждены постановка Общества на учет в Инспекции N 5, закрытие лицевых счетов заявителя Инспекцией по городу Мурманску и Инспекцией по городу Мончегорску и передача документов в Инспекцию N 5.
Поскольку Инспекция по городу Мурманску и Инспекция N 5 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, суд сделал обоснованный вывод, что они должны в пределах своей компетенции исполнять возложенные на них обязанности.
Кроме того, в пункте 2 статьи 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) законодатель конкретизировал, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что обязанность по исполнению судебного акта в части начисления процентов на сумму излишне уплаченного налога на прибыль перешла к Инспекции N 5. и произвели процессуальную замену должника по исполнительному листу.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, то оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по делу N А42-1412/02-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г. N А42-1412/02-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника