Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2008 г. N А26-6552/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2009 г. N А26-6552/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия - Кузнецов Р.Г. (доверенность от 16.07.2008), от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - Янушко Р.Л. (доверенность от 17.01.2008),
рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2008 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 (судьи Кашина Т.А., Марченко Л.Н., Шестакова М.А.) по делу N А26-6552/2007
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Шала" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 43 п. Шальский (далее - Детский сад), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), муниципальному образованию в лице администрации Пудожского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 164 860 руб. 20 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 2005 по 2007 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Законом Республики Карелия от 17 12 2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Расчетный Центр по отрасли "Образование".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму иска до 147 947 руб. 27 коп., из которых 5 137 руб. составляют расходы Предприятия, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам за апрель 2006 года, 142 810 руб. 27 коп. расходы, возникшие в результате предоставления льгот педагогам-пенсионерам за 2005, 2006 годы и с января по апрель 2007 года. Определением от 17.03.2008 суд принял иск к рассмотрению с учетом уменьшения исковых требований.
Определением от 14.04.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Минфина РФ и Республика Карелия в лице Минфина РК.
Решением от 27.05.2008 суд удовлетворил иск, с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу Предприятия взыскано 5 137 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот в апреле 2006 года, с Республики Карелия в лице Минфина РК в пользу Предприятия взыскано 142 810 руб. 27 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот педагогам -пенсионерам за 2005, 2006 годы и с января по апрель 2007 года, а также расходы по госпошлине. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска к Республике Карелия в лице Минфина РК. Податель жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком, а также, что обжалуемые судебные акты вынесены без учета правовой позиции Конституционного суда, выраженной в определении от 08.02.2007 N 322-О-П.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федерального казначейства по Республике Карелия просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2005, 2006 годах и с января по апрель 2007 года предоставляло педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в Детском саду, а также вышедшим на пенсию, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг во исполнение Закона об образовании и Закона Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержки отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия". В результате предоставление льгот, Предприятие понесло расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер расходов подателем жалобы не оспаривается.
Суды пришли к выводу, что расходы Предприятия частично подлежат удовлетворению за счет средств бюджета Республики Карелия, а частично - за счет средств федерального бюджета.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
В силу статьи 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Суды установили, что Предприятие предоставляло льготы в 2005, 2006 годах и с января по апрель 2007 года.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ), выраженной в определении от 01.03.2007 N 129-О-П (далее - определение N 129-О-П), следует, что подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 01.01.2005 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В определении от 08.02.2007 N 322-О-П Конституционный Суд РФ указал, что, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005 ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. С целью оказания необходимой помощи регионам федеральными законами от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год" (статья 40), от 26.12.2005 "О федеральном бюджете на 2006 год" (статья 40) и от 19.12.2006 "О федеральном бюджете на 2007 год" (статья 43) утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов соответственно на 2005, 2006 и 2007 годы, средства которого направляются в том числе на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на их получение, включая работающих и проживающих в сельской местности педагогических работников. Таким образом, оспариваемая заявителем норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов о том, что "предоставление педагогам, вышедшим на пенсию, и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг федеральным законодательством об образовании не предусмотрено".
Согласно письму Управления Федерального казначейства от 05.12.2007 N 10-12-01/3341 (лист дела 105 тома 2) из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений выделялась субсидия на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2005 году - 62 334 тыс. руб., в 2006 году - 46 311 тыс. руб., в 2007 году - 49 989 тыс. руб.
Суду следует оценить, каким образом выделенные средства были распределены, пошли ли они на погашение расходов от предоставления льгот работающим педагогам и проживающим в сельской местности и (или) педагогам, вышедшим на пенсию, и с учетом этого оценить требования истца как по праву, так и по размеру. Из обжалуемых судебных актов не ясно, на основании каких документов суд пришел к выводу, что 5 137 руб. составляют расходы от предоставления льгот педагогическим работникам, а 142 810 руб. 27 коп. - расходы, возникшие в результате предоставления льгот педагогам-пенсионерам.
Таким образом, решение и постановление подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу N А26-6552/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. N А26-6552/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника