Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2009 г. N А26-660/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от муниципального учреждения "Жилищный контроль" Петровой С.А. (доверенность от 11.01.2009), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 16.07.2008),
рассмотрев 13.01.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Карелия и Министерства финансов Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А26-660/2007 (судьи Черемошкина В.В., Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.),
установил:
Муниципальное учреждение "Жилищный контроль" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) с иском о взыскании 2 260 297 руб. 07 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе 18 218 руб. 68 коп. во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), 9 323 руб. 80 коп. во исполнение Закона Республики Карелия от 25.07.1995 N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" (далее - Закон Республики Карелия), 170 руб. 28 коп. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ), 2 232 584 руб. 31 коп. во исполнение Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Петрозаводска.
Определением от 27.04.2007 по ходатайству истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) размер иска увеличен до 2 555 901 руб. 50 коп.
Определением от 17.07.2007 размер иска увеличен до 2 570 089 руб. 14 коп.
Определением от 23.07.2007 дело N А26-6353/2006-13 объединено в одно производство с делом N А26-660/2007 с присвоением делу номера А26-660/2007.
Определением от 11.10.2007 дело N А26-6812/2006 объединено в одно производство с делом N А26-660/2007 с присвоением делу N А26-660/2007. Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа ранее вынесенные решение по названным делам отменены и направлены на новое рассмотрение.
С учетом объединения дел в одно производство по ходатайству истца к рассмотрению было принято требование о взыскании с надлежащего ответчика 32 211085 руб. 59 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, включая 23 369 755 руб. 08 коп. расходов, возникших в результате исполнения Закона о ветеранах, 5 157 712 руб. 68 коп. в соответствии с Законом Республики Карелия, 1 784 765 руб. 04 коп. в соответствии с Указом, 1 898 852 руб. 78 коп. в соответствии с Законом о реабилитации.
Решением от 18.12.2007 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2008 решение от 18.12.2007 отменено, с Минфина РК в пользу Учреждения за счет средств казны Республики Карелия взыскано 4 973 370 руб. 31 коп., с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 26 139 949 руб. 05 коп. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить постановление апелляционной инстанции в части взыскания расходов Учреждения за счет средств казны Российской Федерации и оставить в этой части решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что расходы должны возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, Российская Федерация в лице Минфина РФ не является надлежащим ответчиком по делу. Минфин РФ полагает, что наличие у истца задолженности перед предприятиями, фактически оказывавшими жилищно-коммунальные услуги, не может служить доказательством несения истцом расходов в связи с предоставлением гражданам предусмотренных законодательством льгот. Податель жалобы также не согласен с суммой иска. Минфин РФ ссылается на то, что истцом пропущен срок исковой давности.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить постановление апелляционной инстанции и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске к Минфину РК. Податель жалобы считает, что истец пропустил срок исковой давности по требованиям за январь-ноябрь 2004 года, а также ссылается на то, что суд не оценил заявленные истцом требования по размеру.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Согласно уставу Учреждения оно создано для управления объектами муниципального жилищного фонда города Петрозаводска и расположенными в них нежилыми муниципальными помещениями, их инженерной инфраструктурой и объектами внешнего благоустройства, а также территориями, на которых расположены указанные объекты, и территориями, закрепленными для управления Учреждением. Одной из целей деятельности Учреждения является обеспечение предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными нормативными параметрами (качество, количество, стоимость), обеспечивающих комфортные условия проживания в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Для достижения указанных целей Учреждение заключает договоры с обслуживающими организациями на поставку (оказание) ими услуг жилищно-коммунального назначения заданного качества, количества и стоимости (коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту объектов жилищной сферы и территорий) исходя из объема финансовых ресурсов (лист дела 169 тома 1).
Как следует из материалов дела, Учреждение заключило договоры с предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Лифты и аварийное обслуживание", муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 1", муниципальное предприятие "Петрозаводскводоканал", государственное унитарное предприятие Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги, Предприятие тепловых сетей города Петрозаводска). В соответствии с названными договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг Учреждение обязалось оплатить предоставленные услуги путем перечисления платежей, поступивших Учреждению как от населения, так и за счет бюджета (возмещение сумм льгот и субсидий, предоставленных населению; листы дела 25-44 тома 4).
Между Учреждением (заказчик) и Петрозаводским муниципальным унитарным предприятием "Петрозаводский городской информационный центр" (далее - Предприятие, агент) заключен агентский договор от 01.01.2004 N 1, согласно которому заказчик поручает, а агент принимает на себя обязательства по выполнению юридических и фактических действий по сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей и взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги с потребителей этих услуг.
Пунктом 2.1.2 названного договора предусмотрено, что агент обязан осуществлять правильное начисление льгот и субсидий, предоставляемых гражданам в соответствии с действующим законодательством; формировать реестры получателей льгот в соответствии с действующим законодательством; предоставление льгот и субсидий осуществлять только при наличии у Агента документа (его копии), удостоверяющего право на получение льготы или субсидии. Агент обязан обеспечить хранение копий документов, удостоверяющих право на получение льгот или субсидий, в течение пяти лет (лист дела 2 тома 5).
Поскольку Учреждение не оплатило услуги, задолженность была взыскана решениями арбитражного суда в пользу предприятий, фактически оказывающих жилищно-коммунальные услуги (листы дела 13-24 тома 4).
При начислении платы за жилищно-коммунальные услуги Учреждение учитывало льготы в соответствии с Законом о ветеранах, Законом Республики Карелия, Указом, Законом о реабилитации.
Ссылаясь на то, что у Учреждения в результате предоставления льгот возникли некомпенсированные расходы, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца не доказано ни по праву, ни по размеру, и отказал в удовлетворении иска. Поскольку Учреждение не оказывает жилищно-коммунальные услуги и не представило доказательств возмещения предприятиям, фактически оказывающим эти услуги, за счет собственных средств расходов, связанных с предоставлением льгот, суд посчитал, что Учреждение не доказало наличие убытков в заявленном размере.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и посчитала, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Суд апелляционной инстанции указал, что в деле имеются реестры граждан за 2004 год, составленные за каждый месяц по каждому закону, заверенные Предприятием, с отметкой, что они сверены с базой льготополучателей, договоры между Администрацией и Учреждением на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оказанию жилищно-коммунальных услуг, счета-фактуры, справки о недофинансировании льгот в 2004 году, подписанные представителем Администрации. Таким образом, апелляционная инстанция посчитала, что Учреждение доказало свои требования.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия в редакции, действовавшей в 2004 году, социальная защита лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", обеспечивается на территории Республики Карелия мерами социальной защиты, предусмотренными Законом о ветеранах.
Статьей 4 Закона Республики Карелия предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых Законом, производится за счет средств республиканского бюджета. Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Республики Карелия.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о ветеранах в редакции, действовавшей в спорный период, для ветеранов труда установлены следующие льготы: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Указанные льготы предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Пунктом 2 Указа предусмотрено, что льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Статьей 10 Закона о ветеранах в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "ж" статьи 16 Закона о реабилитации в редакции, действовавшей в период предоставления льгот, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 17 названного Закона порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Правила), действие которых продлено на 2003, 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств Федерального фонда компенсаций.
Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, установил, что в материалах дела не представлены доказательства того, что из федерального бюджета выделялось достаточно средств на реализацию льгот, установленных Законом о ветеранах и Указом. Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция отклоняет довод Минфина РФ о том, что Российская Федерация не является надлежащим ответчиком и расходы Учреждения должны возмещаться полностью за счет средств бюджета Республики Карелия.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что наличие у истца задолженности перед предприятиями, фактически оказывавшими жилищно-коммунальные услуги, не может служить доказательством несения истцом расходов в связи с предоставлением гражданам предусмотренных законодательством льгот, поскольку вывод о несении истцом расходов в связи с предоставлением гражданам льгот сделан судом апелляционной инстанции на основании всех представленных в материалы дела доказательств.
Довод подателя жалобы о том, что истец не доказал свои расходы по размеру, кассационная инстанция отклоняет, поскольку податель жалобы не опроверг представленный расчет.
Довод Минфина РФ и Минфина РК о том, что истец пропустил срок исковой давности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление принято с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствует обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А26-660/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Республики Карелия и Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2009 г. N А26-660/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника