Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Авериной Е.Г, Егоровой Е.С.
рассмотрев гражданское дело по иску Гришиной Е.П. к МБОУ СОШ N17 о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гришиной Е.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения директора МБОУ СОШ N17 - Семеновой М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришина Е.П. обратилась в суд с иском к МБОУСОШ N 17 о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что Гришина Е.П. с 01 сентября 2016 года состоит в трудовых отношениях с МБОУСОШ N 17 и осуществляет трудовую функцию в должности педагога - психолога. Работодателем 16 июля 2021 года издано Уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19. В Уведомлении указан период прохождения профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 23 июля 2021 года, а вторым компонентом в срок до 23 августа 2021 года. Уведомление вручено Гришиной Е.П. 06 сентября 2021 года, т.к. с 05 июля 2021 года по 06 сентября 2021 года истица находилась в отпуске. Однако работодателем 06 сентября 2021 года издан приказ N об отстранении Гришиной Е.П. от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19. В приказе указан период отстранения с 06 сентября 2021 года и до момента ее прохождения и нормализации эпидемиологической обстановки, отмены указанного постановления, а также указано о не начислении заработной платы на весь период отстранения. С данным приказом Гришину Е.П. ознакомили 06 сентября 2021 года. Расписываясь в приказе об ознакомлении с ним, она выразила свое несогласие с отстранением и неначислением заработной платы и готовность к исполнению своих обязанностей. Истец полагает, что приказом от 06 сентября 2021 года N работодатель незаконно отстранил истицу от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что ею не предоставлены документы, подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Гришина Е.П. просила суд признать приказ от 06 сентября 2021 года N об отстранении от работы незаконным, обязать допустить истицу к выполнению работ на территории ответчика в занимаемой должности с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства за время вынужденного прогула в размере, рассчитанном на момент принятия решения судом, но не менее произведенного истцом расчета в размере 54 245, 29 руб, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Гришиной Е.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2022 года решение суда первой инстанции и оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гришина Е.П, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятое по делу апелляционное определение и вынести новое постановление, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом не исследована уважительность причин пропуска установленного Трудовым кодексом Российской Федерации срока, не был установлен статус ответчика, полномочия представителя, не представлены устав, свидетельство о государственной регистрации, выписка из ЕГРЮЛ, а также считает, что работодатель незаконно отстранил истца от работы, поскольку положения действующего законодательства содержат указание на право граждан отказаться от профилактических прививок, при этом выполнение плана профилактических прививок на 80% более чем достаточно для неотстранения истца от трудовой деятельности.
Гришина Е.П, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явилась.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения директора МБОУ СОШ N17 - Семеновой М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01 сентября 2016 года истец трудоустроена у ответчика на основании трудового договора N от 01 сентября 2016 года в должности педагога-психолога.
На основании Постановления главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 12 октября 2021 года N 14 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям" главным санитарным врачом Краснодарского края было постановлено: в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10. Федерального закона от 17.09.1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работники медицинских организаций; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; государственные гражданские и муниципальные служащие; работники образовательных организаций; работники организаций общественного питания; работники торговли продовольственными и непродовольственными товарами; работники организаций туристской индустрии; работники транспортных организаций; работники организаций в сфере бытового обслуживания.
Из имеющегося в материалах дела информационного письма Управления образования администрации МО Апшеронский район N от 28 июня 2021 года следует, что на основании постановления главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 23 июня 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям", протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Краснодарского края N 86 от 16 июня 2021 года, приказа министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 февраля 2021 года N 47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н, ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации: работники образовательных организаций.
Согласно уведомлению МБОУСОШ N 17 Апшеронского района от 16 июля 2021 года, в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 23 июня 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям", упитывая нормы статьи 76 и главы 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Федерального закона от 17.09.1998г. N 157-ФЗ (ред. от 26.05.2021г.) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2021г. N 47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014г. N 125н", Гришиной Е.П. необходимо пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентом вакцины в срок до 23 июля 2021 года или однокомпонентной вакциной. Вакцинацию вторым компонентом необходимо завершить до 23 августа 2021 года. После вакцинации необходимо предоставить в МБОУ СОШ N 17 сертификат о вакцинации против коронавируса. Отказ от прививки возможен при медицинских противопоказаниях к прививке от коронавируса при предоставлении медицинской справки. В случае от отказа от вакцинации, при отсутствии противопоказаний. Гришина Е.П. будет отстранена от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления.
Приказом директора МБОУСОШ N 17 Апшеронского района N от 06 сентября 2021 года педагог-психолог Гришина Е.П. отстранена от работы в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COV1D-19 на период с "06" сентября 2021 года и до момента ее прохождения и нормализации эпидемиологической обстановки, отмены указанного постановления. С данным приказом работник Гришина Е.П. ознакомлена 06 сентября 2021 года, о чем имеется ее собственноручная подпись.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22, 56, 76, 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 (ред. от 31 января 2020 года) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125 н, Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 12 октября 2021 года N 14 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям", исходил из того, что Гришина Е.П. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, о вариантах прохождения вакцинации, о последствиях, наступающих в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказалась от прохождения вакцинации, при этом документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний не представила, с приказом об отстранении от работы была ознакомлена 06 сентября 2021 года, тогда как обращение в суд с настоящим исковым заявлением имело место лишь 16 декабря 2021 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Поскольку ответчиком было заявлено о пропуске срока, установленного статьей 392 ТК РФ, а наличие уважительных причин его пропуска судом не установлено, суд посчитал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, не усмотрел оснований для отмены судебного постановления, поскольку при рассмотрении дела были установлены действительные правовые основания для отстранения от работы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Как уже было ранее отмечено судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "SARS-CoV-2", включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с учетом изменений от 09.12.2020 N 1307н.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)" на территории Краснодарского края с 15 марта 2020 года введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Краснодарского края единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Во исполнение пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, а также Приказа N 125н, 27 июля 2021 года вынесено постановление Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 12 октября 2021 года N 14 "О проведении профилактических прививок отдельных групп граждан по эпидемическим показаниям" в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в регионе и продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с которым постановлено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Краснодарского края отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532 доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом, у работодателя имелись предусмотренные нормами действующего законодательства основания для отстранения Гришиной Е.П. от работы на весь период эпиднеблагополучия или до момента предоставления документов, предусмотренных уведомлением МБОУСОШ N 17 Апшеронского района от 16 июля 2021 года.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что истец сообщил работодателю о наличии у него медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, равно как и доказательств того, что Гришина Е.П. обязанность по выполнению требований санитарного законодательства исполнила, как в суды первой и апелляционной инстанций, так и работодателю истцом не представлены.
Учитывая изложенное, правовые основания для признания действий ответчика по отстранению Гришиной Е.П. от работы незаконными, у судов отсутствовали.
Действительно, действующее законодательство содержит право работника, включенного в "группу риска", отказаться от прохождения вакцинации, однако такой отказ, заявленный в отсутствие противопоказаний к вакцинации, влечет за собой отстранение от работы без сохранения заработной платы.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что Гришина Е.П. воспользовалась своим правом и отказалась от прохождения вакцинации, на законность отстранения истца от работы не влияет, при этом выполнение плана по вакцинации на 80% не освобождает работника от выполнения требований санитарного законодательства и не лишает ответчика права отстранять от работы лиц, не представивших сведения о выполнении таких требований.
То обстоятельство, что судом первой инстанции были необоснованно применены последствия пропуска срока исковой давности, предусмотренные положениями статьи 392 ТК РФ, на законность принятых судебных постановлений не влияет, поскольку настоящее гражданское дело было рассмотрено по существу, установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора и судом апелляционной инстанции вынесено верное, по своему существу, решение.
Также, вопреки доводам кассационной жалобы, судом верно определен круг лиц, участвующих в деле, установлены полномочия представителя ответчика.
При таких обстоятельствах, приведенные кассационной жалобе доводы основаны лишь на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, а также иное мнение о характере разрешения спора, изложенное в оспариваемом судебном постановлении, выводов суда не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гришиной Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.