Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" - ФИО1 представителя Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" - ФИО2 судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", Общество, административный истец) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 5 910 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 64 220 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 7 550 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 24 760 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 15 090 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 4 880 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 9 690 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 9 510 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 5 440 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 9 600 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 17 810 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 9 370 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 1 640 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 25 860 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости равной 9 870 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором спорных земельных участков, арендная плата за который исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N326-13-566703/20:
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 13 507 603 рубля 20 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 242 922 451 рубль 20 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 17 253 942 рубля 72 копейки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 64 724 215 рублей 50 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 991 699 рублей 65 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 11 253 581 рубль 99 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 26 019 347 рублей 19 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 21 729 198 рублей 04 копейки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 10 684 632 рубля 40 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 21 939 631 рубль 45 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 46 574 511 рублей 02 копейки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 28 933 222 рубля 70 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 13 318 161 рубль 28 копеек, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 74 824 535 рублей 04 копейки, кадастровая
стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 881 862 рубля 72 копейки.
Согласно отчету об оценке оценщика ООО " "данные изъяты"" от 5 августа 2021 года N рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 5 910 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 64 220 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 7 550 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 24 760 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 15 090 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 4 880 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 690 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 510 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 5 440 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 600 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 17 810 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 370 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 640 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 25 860 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года; объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 870 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года.
17 августа 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Решениями ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года N в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости было отказано. Административный истец полагает, что принятие вышеуказанных решений является незаконным и необоснованным.
Решением Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года административное исковое заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" удовлетворено частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 5 864 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 50 373 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 7 135 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 23 203 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 15 642 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 4 860 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 9 511 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 9 691 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 5 489 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 9 754 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 17 814 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 8 585 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 1 940 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 24 317 000 рублей;
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2021 года, в размере 10 078 000 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" о признании решений ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными - отказано.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области и государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" просят отменить решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" - ФИО4 просила удовлетворить апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" - ФИО3. просила решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Нормой части 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Исходя из положений части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N П/0287 "Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.
Согласно частям 10 - 13 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года N 253-р "О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года N Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности:
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
-предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
-рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
-иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
-деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Из материалов дела следует, что ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N
Следовательно, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", права и обязанности которого как арендатора и плательщика арендных платежей затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Согласно вышеуказанному приказу кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 13 507 603 рубля 20 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 242 922 451 рубль 20 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 17 253 942 рубля 72 копейки;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 64 724 215 рублей 50 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 991 699 рублей 65 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 11 253 581 рубль 99 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 26 019 347 рублей 19 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 21 729 198 рублей 04 копейки;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 10 684 632 рубля 40 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 21 939 631 рубль 45 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 46 574 511 рублей 02 копейки;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 28 933 222 рубля 70 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 13 318 161 рубль 28 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 74 824 535 рублей 04 копейки;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 881 862 рубля 72 копейки.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, с приложением отчета, составленного ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки".
Согласно отчету оценщика ООО " "данные изъяты" от 5 августа 2021 года N21386 рыночная стоимость:
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 5 910 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 64 220 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 7 550 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 24 760 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 15 090 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 4 880 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 690 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 510 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 5 440 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 600 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 17 810 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 370 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 1 640 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 25 860 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года;
объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 9 870 000 рублей по состоянию на 6 мая 2021 года.
23 августа 2021 года бюджетное учреждение направило заявителю уведомления о поступлении указанных заявлений и принятии их к рассмотрению.
Решениями ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 8 сентября 2021 года N в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости было отказано.
Основанием к отказу в удовлетворении заявлений послужили следующие нарушения: в отчете использована информация о событиях после даты оценки, например даты выдачи документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественно-качественные характеристики объектов оценки. Нарушение п.8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1ё)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297. В отчете не отражена доступная информация о рынке недвижимости г. Кстово, где расположены объекты оценки. Например, на дату оценки в свободном доступе на сайте gipernn.ru, использованном оценщиком как источник информации, размещены сведения о продаже земельных участков города Кстово, предназначенных для промышленного использования, с удельной стоимостью от 433 до 2 500 руб./кв.м. Указанная информация оценщиком проигнорирована, что привело к введению в заблуждение пользователей отчета об оценке о диапазоне цен на аналогичные объекты. Нарушение п. 5 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299.
Обжалуя указанные решения ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" исходило из того, что они являются незаконными и необоснованными, а отчет об оценке оценщика ООО " "данные изъяты" от 5 августа 2021 года N соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченными должностными лицами в соответствии с представленными им компетенциями, с соблюдением установленных законом порядков и сроков, соответствуют формам, утвержденным приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года NП/0287, права и свободы административного истца при их вынесении не нарушены, препятствий к осуществлению прав и свобод не создано.
Определением Нижегородского областного суда от 12 января 2022 года назначена судебная эксперта, ее проведение поручено экспертам ФБУ "Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: 1. Соответствует ли отчет об оценке N от 5 августа 2021 года, составленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО5, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки? 2. Если не соответствует, и допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, то определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 6 мая 2021 года.
Определением Нижегородского областного суда от 11 июля 2022 года по делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты" ФИО6 от 5 сентября 2022 года N отчет об оценке N от 5 августа 2021 года, подготовленный ООО " "данные изъяты"" соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998 года, вместе с тем, не соответствует федеральным стандартам оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, не обоснованы, выявленные нарушения являются существенными, повлиявшими на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки. Аналогичные выводы содержит и заключение эксперта ФБУ " "данные изъяты" N от 15 апреля 2022 года ФИО7
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты" от 5 сентября 2022 года N рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 6 мая 2021 года составляет: земельного участка с кадастровым номером: N - 5 864 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N - 50 373 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 7 135 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 23 203 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 15 642 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 4 860 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 9 511 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 9 691 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 5 489 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 9 754 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 17 814 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 8 585 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 1 940 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 24 317 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером: N - 10 078 000 рублей.
Оценивая представленные доказательства по делу, разрешая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО8. от 5 сентября 2022 года N, поскольку заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объектах оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611 является ясным и полным, выводы эксперта не являются противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять заключению эксперта ООО " "данные изъяты" полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции повторной судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам проведения повторной судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на юридически значимую дату в вышеуказанных размерах, в связи с чем, находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.