Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к Правительству "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") обратилось в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением к Правительству "адрес", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" об оспаривании архивной кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13786, 33 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную базу (площадью 13280, 53 кв. м.) и административное здание (площадью 505, 8 кв. м.), расположенного по адресу: "адрес", и об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2012 года равной 8331330 рублям. Кроме того, ООО " "адрес"" просило суд восстановить срок на оспаривание ставшей архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, которая на основании постановления Правительства "адрес" от 2 июля 2014 года N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории "адрес"" (далее - постановление "адрес" от 2 июля 2014 года N 205-пр) по состоянию на 1 января 2012 года была определена равной 40063488 рублям 57 копейкам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость указанного земельного участка, которая существенно превышает его рыночную стоимость, применялась для расчёта арендных платежей в период с 1 января 2015 года по 1 января 2019 года.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 13 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Хабаровска.
Решением Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года, административное исковое заявление ООО " "данные изъяты"" удовлетворено: административному истцу восстановлен срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13786, 33 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную базу (площадью 13280, 53 кв. м.) и административное здание (площадью 505, 8 кв. м.), расположенного по адресу: "адрес", установлена по состоянию на 1 января 2012 года в размере его рыночной стоимости - 8331330 рублей. Также в решении суда первой инстанции указывалось, что установленная кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до 1 января 2019 года; дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 28 декабря 2021 года.
17 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная 2 ноября 2022 года через Хабаровский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды необоснованно восстановили ООО " "данные изъяты"" пропущенный срок на оспаривание архивной кадастровой стоимости; административный истец не в праве применять результаты пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, к периоду 2015 - 2018 годов в связи с истечением срока исковой давности по спорам о размере арендных платежей.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, а также иная плата, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации.
Из содержания пунктов 4 и 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из разъяснений, приведённых в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), следует, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ООО " "данные изъяты"" на основании договора аренды от 25 октября 2006 года и дополнительного соглашения к нему от 30 октября 2013 года является арендатором земельного участка с кадастровым N, площадью 13786, 33 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: под производственную базу (площадью 13280, 53 кв. м.) и административное здание (площадью 505, 8 кв. м.), расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года утверждена постановлением Правительства Хабаровского краяот 2 июля 2014 года N 205-пр в размере 40063488 рублей 57 копеек; соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 января 2015 года.
Утверждённая по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка применялась при определении размера арендной платы в период с 2015 года по 2018 год.
Приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского краяот 21 сентября 2018 года N 42 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N, которая применялась с 1 января 2019 года.
Согласно приложенному административным истцом к административному исковому заявлению отчёту об оценке от 24 декабря 2021 года N N, составленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бизнес аудит оценка" (далее - ООО " "данные изъяты"") ФИО3, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляла 8331 330 рублей.
28 декабря 2021 года ООО " "данные изъяты"" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, которое было оставлено без рассмотрения в связи с пропуском административным истцом срока оспаривания кадастровой стоимости (уведомление от 29 декабря 2021 года N).
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Хабаровский краевой суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Федерального стандарта оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки N 7 "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611, проанализировав имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что приведённая в отчёте об оценке от 24 декабря 2021 года N 731/2021, составленном оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО3, величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 года (8331 330 рублей) является достоверной; расчёт рыночной стоимости земельного участка является мотивированным и корректным; отчёт об оценке содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и подходы, проведённые расчёты и иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки; оценщиком исследование проведено объективно, всесторонне и в полном объеме; отчёт об оценке не вводит в заблуждение, не вызывает сомнений, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости и допустимости доказательства по рассматриваемому административному делу.
Восстанавливая ООО " "данные изъяты"" срок для оспаривания архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд первой инстанции сослался на то, что действовавшим до 1 января 2020 года Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края, предоставленных без проведения торгов, утверждённым постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2009 года N 411-пр, предусматривалось, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", размер арендной платы подлежит перерасчёту, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Действующий в настоящее время Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края, предоставленных без проведения торгов, утверждённый постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2019 года N 565-пр, также предоставляет возможности пересмотра арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку срок, в течение которого заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением о перерасчёте арендной платы, нормативными правовыми актами Хабаровского края не установлен, у административного истца сохраняется право ставить вопрос о перерасчёте арендной платы за период 2015 - 2018 годов.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Из правовых позиций, приведённых Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, следует, что имеющееся преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, связано с тем, что соответствующая рыночная стоимость объекта недвижимости получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции обоснованно восстановлен административному истцу срок на обращение в суд, указанный в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
Подпунктом "а" пункта 11 статьи 1 Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 66-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
из части 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ исключено указание на то, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Как верно указали суды в решении и апелляционном определении, у ООО " "данные изъяты"" сохраняется право ставить перед арендодателем вопрос о перерасчёте ранее уплаченных арендных платежей в связи с произошедшим изменением кадастровой стоимости по решению суда, следовательно, административный истец сохраняет право на оспаривание кадастровой стоимости арендуемого им объекта недвижимости, ставшей архивной.
Доводы кассационной жалобы администрации города Хабаровска о том, что у ООО " "данные изъяты"" истёк срок исковой давности по спорам, связанным с размерами арендной платы, внесённой за период с 2015 года по 2018 год, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку в его рамках не рассматривается гражданско-правовой спор, касающийся величины арендных платежей за пользование земельным участком.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решении и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.