Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1162/2022, УИД: 04RS0018-01-2021-009732-96 по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной Алёны Сергеевны к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными с возложением обязанности по начислению премий, взыскании недоплаченной заработной платы, по кассационным жалобам федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационные жалобы подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной Алёны Сергеевны обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными с возложением обязанности по начислению премий, взыскании недоплаченной заработной платы.
В обоснование заявленных требований заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона указал, что Батурина А.С. работает в войсковой части 01229 в должности экспедитора специальной связи и ей начисляется и выплачивается заработная плата менее установленного законом минимального размера оплаты труда. Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" ежемесячно выплачивает премию, определённую приказом Министра обороны Российской Федерации N 1010 от 26 июля 2010 г. и с учётом размера выплачиваемой премии зарплата Батуриной А.С. соответствует минимальному размеру оплаты труда.
Прокурор полагает, что действия Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" по включению премии в состав заработной платы незаконны, т.к. премия не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части и является дополнительным материальным стимулированием, соответственно премия подлежит начислению сверх заработной платы.
На основании изложенного, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона просил признать незаконными действия Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанные с включением премии, выплачиваемой на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, в состав минимального размера оплаты труда, с возложением обязанности начислить указанную премию без учёта её в составе минимального размера оплаты труда, взыскать в пользу Батуриной А.С. недоплаченную заработную плату за период - июль 2020 г. и с февраля по июль 2021 г. в размере 7 220, 80 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Войсковая часть 01229.
Заочным решением суда от 20 декабря 2021 г. требования прокурора были удовлетворены.
На основании заявления представителя ответчика, определением суда от 10 февраля 2022 г. заочное решение отменено, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 февраля 2022 г. исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной А.С. к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными с возложением обязанности по начислению премий, взыскании недоплаченной заработной платы удовлетворены.
Признаны незаконными действия Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанные с включением премии, выплачиваемой Батуриной А.С. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, в состав минимального размера оплаты труда, с возложением обязанности начисления указанной премии без её учёта в составе минимального размера оплаты труда.
С Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в пользу Батуриной А.С. взыскана недоплаченная заработная плата (премия) за период с июля 2020 г. по июль 2021 г. в размере 7 220, 80 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2022 г. суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 01229.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 февраля 2022 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной А.С. к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании действий незаконными с возложением обязанности по начислению премий, взыскании недоплаченной заработной платы удовлетворены.
Признаны незаконными действия Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанные с включением премии, выплачиваемой Батуриной А.С. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, в состав минимального размера оплаты труда, с возложением обязанности не включать указанную премию в состав минимального размера оплаты труда.
С Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в пользу Батуриной А.С. взыскана недоплаченная заработная плата за период с февраля по июль 2021 г. в размере 10 342, 08 руб.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" и Министерство обороны Российской Федерации просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г.
На кассационную жалобу федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, в письменных возражениях Военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Батурина А.С. с 1 декабря 2011 г. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 01229 в должности экспедитора (специальной связи). Трудовой договор заключён на неопределённое время, по основному месту работы.
По условиям трудового договора, в редакции дополнительного соглашения N от 1 апреля 2019 г. к трудовому договору, за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад (тарифная ставка) в размере 6 407 руб. в месяц; компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) на основании подпункта "в" пункта 4 приложения N 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 255: за работу в местностях с особыми климатическими условиями в зависимости от стажа работы и возраста - 30%, районный коэффициент до 30%; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличений объёма работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника) из экономии фонда оплаты труда; стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, другие виды выплат) могут выплачиваться работнику с учётом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы: надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы до 100%; надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны до 40%; премиальные выплаты по итогам работы согласно Положению о премировании работников до 25%; единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год согласно Положению о выплате ЕДВ (пункты 5.1-5.3.2, 5.4-5.4.4 трудового договора).
Согласно представленным в материалы дела расчётным листкам за спорный период времени - июль 2020 г. и с февраля по июль 2021 г. Батуриной А.С. начислялась премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" в следующих размерах: в июле 2020 года - 3 123 руб, в 2021 году: в феврале -3 869 руб, в марте - 3 844 руб, в апреле - 3 600 руб, в мае - 3 368 руб, в июне - 3 453, 69 руб, в июле - 3 762, 18 руб.
Также из расчётных листков следует, что Батуриной А.С. ежемесячно производилась доплата до минимального размера оплаты труда.
Указывая на то, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" не является обязательной составной частью заработной платы Батуриной А.С, в связи с чем была необоснованно включена в ту часть заработной платы Батуриной А.С, которая менее минимального размера оплаты труда, заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов Батуриной А.С.
Разрешая спор и удовлетворяя требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной А.С, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 01229, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Определяя размер задолженности по заработной плате, суд первой инстанции согласился с представленным стороной истца расчётом, признав его верным.
Также суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что срок обращения в суд, установленный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено стороной ответчика, истцом не пропущен.
Определяя надлежащего ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование войсковой части 01229 производит ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по забайкальскому краю" без открытия лицевого счёта в органах Федерального казначейства, финансовый орган, бухгалтерия в войсковой части отсутствуют, в связи с чем пришёл к выводу о том, что иск предъявлен к надлежащему ответчику - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по забайкальскому краю".
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам производства суда первой инстанции, без учёта особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, в связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права, а именно в связи с не привлечением войсковой части 01229 к участию в деле в качестве соответчика, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных заместителем военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Батуриной А.С. требований о признании действий ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по забайкальскому краю" незаконными с возложением обязанности по начислению премий, взыскании недоплаченной заработной платы, исходил из того, что дополнительные выплаты, установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", к обязательным выплатам не относятся, носят разовый, поощрительный характер, данные выплаты не должны состоять в зависимости от решения работодателя на их выплату и наличия ограничений к их выплате, в противном случае суммарный заработок работника зависит от волеизъявления работодателя и может составить значение, меньше чем минимальный размер оплаты труда, что влечёт нарушение прав работника.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что право работника Батуриной А.С. на вознаграждение за труд в соответствии с предусмотренной законом системой оплаты труда за оспариваемый период ответчиком нарушено и должно подлежать восстановлению путём признания незаконными действий ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанных с включением премии, выплачиваемой Батуриной А.С. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", в состав минимального размера оплаты труда и возложения на ответчика обязанности не учитывать указанную премию в составе минимального размера оплаты труда, выплатить Батуриной А.С. недополученную сумму заработной платы.
Принимая во внимание заявление ответчика о пропуске срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за июль 2020 г. истцом пропущен.
Определяя размер задолженности по заработной плате за период с февраля 2021 г. по июль 2021 г. в размере 10 342 руб. 08 коп, суд апелляционной инстанции принял во внимание представленный ответчиком расчёт задолженности, признав его правильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращённое, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учёта (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определённые трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведённых нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации).
На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
При этом ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации") предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учётом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утверждённых контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Частично удовлетворяя заявленные заместителем военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Батуриной А.С. требования о признании действий ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", связанных с включением премии, выплачиваемой на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, о взыскании в пользу Батуриной А.С. недополученной заработной платы (премии) за период с февраля 2021 г. по июль 2021, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов, в связи с чем, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части, а потому подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Однако, указанные выводы сделаны судом апелляционной инстанции без учёта положений вышеприведённых правовых норм материального права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности и взаимосвязи.
Так, суд апелляционной инстанции не учёл, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающей в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Исходя из анализа положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счёт средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим, выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части заработной платы, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объёма, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить её в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
При таком положении, выводы суда апелляционной инстанции о том, что премия, выплачиваемая на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 69647, в связи с чем подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, нельзя признать законными.
Для разрешения вопроса о выполнении работодателем конституционного требования об обеспечении работнику Батуриной А.С. выплаты заработной платы не ниже определённого законом минимального размера оплаты труда, суду апелляционной инстанции надлежало установить соответствовал ли размер заработной платы с начисленными премиями размеру заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Учитывая изложенное, апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г. отменить, направить дело в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.