Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1277/2022 по иску Тингаевой Кристины Юрьевны к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на предоставление социальной выплаты, о восстановлении в списке участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты
по кассационной жалобе Тингаевой Кристины Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тингаева К.Ю. обратилась с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, в котором просила: восстановить молодую семью Тингаевых в составе 4 человек в списке претендентов участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы"; признать право молодой семьи Тингаевых в составе 4 человек на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы".
В обоснование заявленных исковых требований указывала, что на основании заявления Тингаевой К.Ю. от 24 сентября 2020 года ее молодая семья, включая также малолетних детей, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы". В июле 2021 года это решение было пересмотрено и молодой семье Тингаевых было отказано в признании участницей Окружного мероприятия, истец исключена из списка претендентов участников мероприятия. Данное решение ответчика истец полагала незаконным, нарушающим ее права.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.
За молодой семьей Тингаевых в составе четырех человек Тингаевой К.Ю, несовершеннолетних "данные изъяты", признано право на участие в подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы".
Семья Тингаевых, в составе четырех человек "данные изъяты", восстановлена в списках участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы" по дате подачи заявления 24 сентября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тингаева К.Ю. просит об отмене вышеуказанного апелляционного определения, считая его незаконным. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что семья Тингаевых получила финансовую помощь взамен земельного участка, что не тождественно получению финансовой или имущественной помощи. Указывает на то, что на момент подачи заявления 24 сентября 2020 года семья Тингаевых не стояла на учете граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий. Кроме того, семья Тингаевых могла самостоятельно продать данный земельный участок и купить на вырученные денежные средства недвижимое имущество. Также ссылается на то, что с момента предоставления финансовой помощи прошло более 5 лет.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска просит апелляционное определение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 сентября 2020 года Тингаева К.Ю. обратилась Департамент имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, в котором просила включить ее и ее детей "данные изъяты" как молодую семью в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2015 годы".
15 октября 2020 года Департаментом имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска приняты решения о признании молодой семьи Тингаевых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, о признании молодой семьи Тингаевых нуждающейся в жилых помещениях и о признании молодой семьи Тингаевых, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Решением Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска от 19 октября 2021 года отказано в признании молодой семьи Тингаевых участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Основанием для отказа послужил факт отнесения семьи Тингаевой К.Ю. к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, поскольку в 2016 году Тингаева К.Ю. и ее сыновья получили социальную выплату взамен предоставления бесплатно земельного участка.
Разрешая заявленные Тингаевой К.Ю. требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1099-П, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 N 112-П, ч. 1 и п.п. 1 ч. 2 ст. 15 -1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 N 36-3AO "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало- Ненецком автономном округе", исходил из того, что ранее истцу и ее детям была предоставлена социальная выплата взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, что не тождественно получению финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий. Также суд указал на отсутствие доказательств того, что семья истца перестала быть нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Тингаева К.Ю. и ее несовершеннолетние дети не могут быть отнесены к категории граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет средств окружного бюджета, и посчитал возможным признать за истцом и ее детьми право на участие в указанной подпрограмме, восстановить их в списках участников подпрограммы с даты подачи заявления.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, пришел к выводу, что семья Тингаевых, ранее получившая финансовую помощь на приобретение жилого помещения за счет средств окружного бюджета, не вправе получать социальную выплату в рамках подпрограммы 1 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2, п. 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, апелляционное определение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.
Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы", подпрограммой 1 указанной государственной программы является "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
Цель Государственной программы - повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации.
Целью подпрограммы является: 1) стимулирование спроса на рынке доступного жилья, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения повышения доступности жилья; 2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
В целях реализации указанной подпрограммы, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - Порядок), который определяет механизм реализации указанных мероприятий
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка молодая семья имеет право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.
Социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета (п.1.3 Порядка).
Участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
а) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;
б) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);
в) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;
г) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Следовательно, основанием для признания семьи Тингаевой К.Ю. участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" явилось признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, снятие семьи с данного учета предполагает отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (п. 4);
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (п. 5).
Из материалов дела следует, что в 2016 году в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 года N 110-П, молодой семье Тингаевых в составе Тингаевой К. Ю, "данные изъяты" предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения по адресу: "данные изъяты".
23 сентября 2016 года истцу Тингаевой К. Ю. на состав семьи 4 человека выдано свидетельство N "данные изъяты" о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Размер социальной выплаты составил 1 032 566 рублей 40 копеек. Срок действия свидетельства определен до 01 декабря 2016 года.
Данную социальную выплату Тингаева К. Ю. была вправе использовать:
а) на приобретение (строительство) жилого помещения (путем заключения договора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, предоставленного юридическим лицом, направленного на приобретение (строительство) жилого помещения по договору на приобретение (строительство) жилого помещения.
Размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого дома не может превышать стоимости приобретаемого жилого помещения.
На основании приказа Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2016 года N 349-од Тингаевой К. Ю. с учетом членов семьи: "данные изъяты" предоставлена социальная выплата в размере 1 032 566 руб.40 коп. на приобретение (строительство) жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты"
На основании договора купли-продажи комнаты от 01 октября 2016 года истец Тингаева К. Ю. и ее дети приобрели в общую долевую собственность комнату, общей площадью 17, 5 кв.м, расположенную по адресу: г. "данные изъяты", стоимостью 1 382 566 руб. 40 коп.
Данная комната приобретена, в том числе с использованием денежных средств за счет социальной выплаты в размере 1 032 566 руб. 40 коп.
Право общей долевой собственности истца и членов ее семьи (по 1/4 доли каждому) на указанную комнату зарегистрировано в установленном законом порядке, и 12 октября 2016 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие сведения.
Учитывая, что семья Тингаевых имеет троих несовершеннолетних детей, предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома не являлось основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из состава граждан - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы".
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 7-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 годаN 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет граждан, включенным в один из списков, указанных в пунктах 1, 2 части 3 статьи 7-2 настоящего Закона, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 2 Закона автономного округа от 01 декабря 2015 года N 122-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их письменного согласия предоставляется социальная выплата. Размер, условия и порядок предоставления социальной выплаты устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, не влияет на осуществление указанной категорией граждан жилищных прав, в силу п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что нуждаемость в улучшении жилищных условий, установленная семье Тингаевых, на день снятия ее с учета отпала, в материалы дела не представлено, ввиду чего предоставление социальной выплаты взамен получения в собственность земельного участка не может рассматриваться как улучшение жилищных условий молодой семьи.
Исходя из положений ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае получения молодой семьей земельного участка, а не социальной выплаты взамен его предоставления, семья Тингаевых не подлежала бы снятию с учета нуждающихся в жилом помещении, что по отношению к Тингаевой К.Ю. и членам ее семьи не обеспечивает соблюдение конституционного принципа равенства прав граждан, находящихся в одинаковых условиях. Получение многодетной семьей социальной выплаты взамен предоставления земельного участка не может уменьшать объем прав этой семьи.
Признание государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в качестве конституционных ценностей Российской Федерации как социального государства предполагает возложение на органы государственной власти обязанности изыскивать средства и создавать другие предпосылки для повышения государственных пособий и субсидий, имея в виду необходимость их установления, в конечном счете, на уровне, отвечающем социальному предназначению и конституционной природе этих выплат.
При указанных обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о том, что семья Тингаевых, ранее получившая финансовую помощь на приобретение жилого помещения за счет средств окружного бюджета, не вправе получать социальную выплату в рамках подпрограммы 1 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", нельзя признать обоснованными.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о разумных сроках судопроизводства, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.