Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Благодатских Г.В. и Симон Н.Б.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации) Самойлова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0031-01-2022-006322-73 по иску Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" к Политову Николаю Юрьевичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, обязании освободить и сдать служебное жилое помещение, о снятии с регистрационного учета
по кассационной жалобе Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего об отсутствии законных оснований для отмены судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю", Пограничное управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю, ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю") обратилось в суд с иском к Политову Н.Ю. о признании утратившим право пользования жилым помещением, обязании освободить и сдать служебное жилое помещение, о снятии с регистрационного учета, ссылалось на то, что Политов Н.Ю. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в подразделениях "данные изъяты", выслуга лет составила 20 лет 10 месяцев 7 дней. Из архивной выписки установлено, что в листе беседы перед увольнением отражено: "Обеспеченность жилплощадью: обеспечен служебным жильем по нормам действующего законодательства, вопрос по приобретению жилья будет решать после увольнения с военной службы путем получения ГЖС". При обращении в жилищную комиссию управления с вопросом признания нуждающимся в жилых помещениях в 2012 году Политов Н.Ю. не представил весь необходимый перечень документов, данное решение до настоящего времени не оспорено. 16 ноября 2017 г..Политов Н.Ю. направил в управление обращение по вопросу сохранения за ним статуса нуждающегося в жилом помещении, дан ответ об отсутствии у него указанного права. Дальнейших действий по решению вопроса о признании нуждающимся в жилых помещениях не предпринимал, в связи с чем до настоящего времени на учете нуждающихся в жилых помещениях в управлении не состоял. Политов Н.Ю. не отнесен ни к одной из категорий граждан, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения. С ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения, жилье предоставляется на период прохождения службы, договор подлежит расторжению в связи с окончанием срока военной службы.
Жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю" с 27 марта 2018 года. 11 августа 2022 г..Политову Ю.Н. вручено уведомление с просьбой освободить занимаемое служебное помещение, однако до. настоящего времени принимаемые меры не принесли результата.
С учетом уточнений требований истец просил признать Политова Н.Ю. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", и выселить из указанной квартиры без предоставления другого помещения, обязать сняться с регистрационного учета и представить в Службу в "адрес" документы об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.
Решением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, Политов Н.Ю. признан утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселен из служебного жилого помещения, расположенного по "адрес", без предоставления другого жилого помещения, указано, что решение суда является основанием для снятия Политова Н.Ю. с регистрационного учета по "адрес". Политов Н.Ю. обязан в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Службу в "адрес" документы об отсутствии задолженности по коммунальным платежам. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С Политова Н.Ю. в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 апреля 2023 г. решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 2 декабря 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю" отказано.
В кассационной жалобе Пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 апреля 2023 г, как незаконного.
"адрес" поданы возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023г. Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю отказано в удовлетворении ходатайства об организации судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Читы, Ингодинского районного суда г. Читы или иного суда г. Читы ввиду отсутствия технической возможности. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, Политов Н.Ю. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по 4 октября 2011 г. в качестве военнослужащего в подразделениях Забайкальского регионального управления ФСБ России (правопреемник - ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю).
Первый контракт заключен с ДД.ММ.ГГГГ (приказ начальника ОКПП "Забайкальск" N-лс от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом начальника Службы в селе Даурия ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N-лс старший прапорщик Политов Н.Ю, уволенный с военной службы приказом Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N-лс по подпункту "б" пункта 1 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", исключен из личного состава службы с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составила: календарная - 20 лет 10 месяцев 07 дней, льготная ? 07 лет 11 месяцев 01 дней, всего - 28 лет 09 месяцев 08 дней.
В Представлении к увольнению с военной службы указано "Обеспеченность жилплощадью: обеспечен служебным жильем по нормам действующего законодательства, вопрос по приобретению жилья будет решать после увольнения с военной службы путем получения ГЖС".
Решением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 26 сентября 2013 г. по гражданскому делу N 2-601/2013 установлен факт проживания Политова Н.Ю. в период с 23 июля 1992 г. по 19 января 1995 г. по "адрес".
Политов Н.Ю. с 19 января 1995г. имеет регистрацию по месту жительства по "адрес".
Квартира с кадастровым номером N, общей площадью 48, 1 кв.м, расположенная по "адрес", является собственностью Российской Федерации, право зарегистрировано 5 апреля 2017 г, N регистрации N; находится в оперативном управлении ФГКУ "ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю", зарегистрировано 27 марта 2018 г, N регистрации N.
28 июля 2008 г. ГУ "Пограничное управление по Республике Бурятия и Читинской области ФСБ РФ" в лице командира войсковой части 2092 (наймодатель) и Политов Н.Ю. (наниматель) заключили договор найма служебного жилого помещения N, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2 комнат, общей площадью 48, 1 кв.м, расположенное по "адрес", для проживания в нем; жилое помещение предоставляется на период прохождения службы; совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО1, мать; настоящий договор прекращается в связи с окончанием срока службы, в этом случае наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании указанного договора на имя Политова Н.Ю. был открыт финансово-лицевой счет.
В декабре 2011 г. Политов Н.Ю. и Служба в "адрес" подписали обязательство о сдаче жилого помещения, в соответствии с которым в связи с предоставлением (выделением) жилого помещения по договору социального найма в "адрес" должник обязался жилое помещение по "адрес", занимаемое на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного войсковой частью 2092, после заключения договора социального найма жилого помещения освободить со всеми проживающими с ним членами семьи и сдать в установленном законодательном порядке. Должник обязуется с момента подписания настоящего обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи.
Установлено, что на момент увольнения со службы Политов Н.Ю. был обеспечен спорным служебным жильем; в ЕГРН, МУП "БТИ г. Иркутска" отсутствуют сведения о наличии у Политова Н.Ю. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества (жилого или нежилого назначения) на территории Российской Федерации.
Политов Н.Ю. в администрации муниципального района "Забайкальский район" на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и признании его в установленном порядке малоимущим не значится.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от 5 октября 2012 г. рассмотрены заявления Политова Н.Ю. от 4 июля 2012 г. N, от 3 октября 2012 г. N о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в пгт. Забайкальск с составом семьи два человека (он, мать ФИО1), отказано в принятии на учет в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (в представленных документах отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N).
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю N от 12 декабря 2013 г. рассмотрено заявление Политова Н.Ю. от 21 ноября 2013 г. N о признании нуждающимися в жилом помещении и приятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Чите с составом семьи два человека (он, мать ФИО1) и постановлено признать старшего прапорщика запаса Политова Н.Ю. и члена семьи мать ФИО1 нуждающимися в жилом помещении и принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Чите с 21 ноября 2013 г.
11 марта 2014 г. Политовым Н.Ю. подано председателю жилищной комиссии заявление, в котором он и член его семьи отказались от предложенной квартиры, расположенной по "адрес", общей площадью 41, 8 кв.м, в связи с малой жилой площадью, по норме предоставления жилья ему и членам его семьи положено не менее 54 кв.м.
В соответствии с выпиской из протокола N заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю от 20 марта 2014 г. во взаимосвязи с решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю N от 30 июня 2016 г. на основании заявления Политова Н.Ю. от 3 марта 2014 г. N и предоставленных документов Политов Н.Ю. с составом семьи 1 человек (мать умерла) включен в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в связи с отселением из закрытого военного городка.
Согласно ответу от 20 июля 2016 г. N на заявление Политова Н.Ю. по вопросу предоставления субсидии для приобретения жилого помещения ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю сообщило, что Политов Н.Ю. включен в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, который направлен в управление развития Пограничной службы ФСБ России, при поступлении бланка сертификата будет дополнительно уведомлен о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.
28 декабря 2016 г. Политов Н.Ю. обратился в ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю с заявлением N, в котором указал, что не желает, чтобы его право на предоставление жилого помещения было реализовано посредством участия в Подпрограмме, изъявив желание быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членам их семей, введенным в действие приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. N.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю N от 1 февраля 2017 г. отменено решение жилищной комиссии Пограничного управления N от 20 марта 2016г. в части, касающейся включения Политова Н.Ю. в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", Политов Н.Ю. исключен из списков граждан изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы", а также исключен из списков нуждающихся в жилом помещении.
Заключением межведомственной комиссии от 11 декабря 2019 г. многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным, непригодным для проживания, а заключением межведомственной комиссии от 20 октября 2020 г. многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным, непригодным для проживания, дом достиг ветхого состояния, несущая способность здания полностью исчерпана, проведение мероприятий по восстановлению и усилению технически невозможно и нецелесообразно, существует опасность обрушения.
11 августа 2022 г. ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю вручило Политову Н.Ю. уведомление об освобождении служебного жилого помещения, предложено в срок до 1 сентября 2022 г. передать в установленном порядке служебное жилое помещение Службе в "адрес" и осуществить оплату за коммунальные услуги с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности.
Политовым Н.Ю. указанное уведомление исполнено не было.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Политов Н.Ю. уволен из ПУ ФСБ России по Забайкальском краю, то подлежит прекращению его право пользования служебным жилым помещением, а ответчик - выселению.
Учитывая переходные положения Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что Политов Н.Ю. не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, поскольку на момент разрешения спора он не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имел права состоять на таком учете.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитав их постановленными с нарушением норм материального права и не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, отменила решение суда с принятием нового об отказе в иске.
Руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктами 27 - 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам Федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N (далее - Типовое положение), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при увольнении с военной службы Политов Н.Ю, имея выслугу более 20 лет, изъявил желание быть обеспеченным жильем, между сторонами в декабре 2011г. было подписано обязательство, согласно которому Политов Н.Ю. освобождает спорное жилое помещение только после заключения с ним договора социального найма жилого помещения.
Кроме того, апелляционный суд указал, что решением жилищной комиссии 1 февраля 2017 г. Политов Н.Ю. исключен из Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г N, из списков граждан, изъявивших желание участвовать в Подпрограмме, и из списков нуждающихся в жилых помещениях, однако заявление Политова Н.Ю. от 28 декабря 2016 г. N, в котором он указывал, что желает быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим ? гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членам их семей, введенным в действие приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. N, фактически не рассмотрено, тогда как Политов Н.Ю. однозначно изъявил желание быть обеспеченным жильем, при том, что доказательства обеспечения Политова Н.Ю. жильем предоставлены не были.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из этого Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Статья 13 указанного выше закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Правоотношения по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями регулируются Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с данным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих (членов их семей) на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, задающим общие параметры в этой сфере правового регулирования (определения от 28 июня 2018 года N 1570-О, от 27 сентября 2018 года N 2332-О, от 29 мая 2019 года N 1364-О). Положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" направлены на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты определенного круга членов семьи военнослужащего, они не регламентируют условия предоставления дополнительных жилищных гарантий и круг их получателей (определения от 24 апреля 2018 года N 1016-О, от 28 ноября 2019 года N 3050-О).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с поименованным кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Приведенные требования закона и актов его толкования были применены судом апелляционной инстанции в настоящем деле.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю, суд апелляционной инстанции учел, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Апелляционный суд установили подтверждается материалами дела, что Политов Н.Ю. с 1992 г. проживает в служебном жилом помещении, о выселении из которого заявлено истцом, каких-либо прав на иные жилые помещения не приобрел, на момент увольнения со службы не был обеспечен жильем и нуждался в его предоставлении, с 2013г. состоял на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, был включен в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", в 2017г, будучи не обеспеченным жилым помещением, был исключен из списков граждан изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы", а также исключен из списков нуждающихся в жилом помещении.
Кроме того, апелляционным судом учтено, что Политов Н.Ю. в 2016г. однозначно изъявил желание быть обеспеченным жильем.
Так, в заявлении Политова Н.Ю. от 28 декабря 2016 г. N указано, что желает быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим ? гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членам их семей, введенным в действие приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. N, фактически не рассмотрено.
Кроме того, апелляционный суд учел, что в 2011 г. между сторонами спора достигнуто соглашение о том, что Политов Н.Ю. обязался после заключения договора социального найма жилого помещения освободить занимаемое служебное помещение и сдать в установленном законодательном порядке, до настоящего времени жилое помещение на условиях социального найма ответчику предоставлено не было.
Установленные обстоятельства в своей совокупности позволили суду апелляционной инстанции сделать верный вывод о том, что Политов Н.Ю, имеющий выслугу более 20 лет, обладает статусом нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и не может быть выселен из служебного жилого помещения, являющегося для него единственным местом жительства, без предоставления другого жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю об отсутствии доказательств того, что ответчик состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами, которым судом апелляционной инстанции дана соответствующая оценка.
То обстоятельство, что ответчик отказался от жилого помещения в предлагаемой ему квартире в "адрес", о чем указывает кассатор, на выводы суда не влияет.
Из материалов дела усматривается, что данный отказ был вызван тем, что предоставляемое в 2014г. жилое помещение, расположенное по "адрес", общей площадью 41, 8 кв.м, не соответствовало нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств, исходя из материалов дела, отсутствуют. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом апелляционной инстанций допущено не было.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.