Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 декабря 2009 г. N А48-1914/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "О" - К.Е.Н. - главного бухгалтера (дов. от 25.06.2009 г. б/н, пост.), Г.А.М. - представителя (дов. от 18.05.2009 г. б/н, пост.), К.В.А. - представителя (дов. от 30.01.2007 г. б/н, пост.); от ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Ч.О.Н. - главного специалиста (дов. 09.02.2007 г. N 06-12/06/719, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 г. по делу N А48-1914/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "О" (далее - ООО "О", Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС РФ, Фонд, страховщик) от 20.03.2009 г. N 21 с/с в части отказа в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования в сумме 138618,88 руб.
Решением арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе РО ФСС РФ просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, РО ФСС РФ осуществлена выездная проверка Общества по вопросам определения расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2008 г.
По результатам проверки составлен акт от 17.02.2009 г. N 21с/с и вынесено решение от 20.03.2009 г. N 21 с/с, согласно которому не приняты к зачету расходы в сумме 169134,65 руб., произведенные Обществом с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию и не подтвержденные документами в установленном порядке.
Кроме того, данным решением ООО "О" предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам ФСС РФ и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы России уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН.
Не согласившись с решением РО ФСС РФ от 20.03.2009 г. N 21 с/с в части непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в суммах 101353,33 руб. и 37265,55 руб. (всего - 138618,88 руб.), ООО "О"" обратилось в суд с соответствующем заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Основанием для непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в сумме 101353,33 руб. явилось допущенное Обществом нарушение порядка заполнения расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.
Пункт 5 ст. 243 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков ЕСН ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. N 111, а именно в расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ).
Согласно Порядку заполнения указанной расчетной ведомости, в таблице 3 раздела 1 ведомости "Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года" отражаются все расходы страхователя на указанные цели, в частности, в строке 5 таблицы 3 указываются расходы по выплате пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Одновременно в таблице 8 отражаются расшифрованные сведения из строки 5 таблицы 3, а именно, производится детализация выплат лицам, пострадавшим от радиационных воздействий (Чернобыльская АЭС и другие).
Положения Порядка заполнения расчетной ведомости по средствам ФСС РФ не запрещают возможность представления уточненной расчетной ведомости, а законодательство о социальном страховании и расходовании средств ФСС РФ не предусматривает такого последствия неверного заполнения расчетной ведомости как отказ в ее принятии или признание произведенных расходов за счет средств ФСС РФ страхования необоснованными.
В силу с пп. 4 п. 1 ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ (далее - Закон "Об основах обязательного социального страхования"), материнство признается одним из видов социальных страховых рисков (страховой случай), страховым обеспечением которого является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (пп. 6 п. 2 ст. 12 указанного Закона).
Статьями 3 и 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ (далее - Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств ФСС РФ (ст. 4 данного Закона).
В соответствии с п. 2 Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 г. N 542 финансирование расходных обязательств осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 г. N 439 "О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что финансирование расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется гражданам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет - за счет средств ФСС РФ федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС РФ для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (абз. 2 п. 9).
При этом финансирование расходов, связанных с выплатой указанным гражданам пособия в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год для выплаты пособия по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (абз. 4 указанного постановления).
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Отказывая ООО "О" в принятии к зачету расходов на социальное страхование в спорной части, РО ФСС РФ указало на то, что в расчетных ведомостях формы 4-ФСС РФ за 2007 - 2008 г.г. в строке 5 таблицы 3 и в таблице 8 не были отражены выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, произведенные женщинам, проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (Б.Е.А., Б.Е.А., К.Н.А., Т.Т.В.), в связи с чем, сумму 101353,33 руб. следует считать переплатой по обязательному социальному страхованию.
Факт неотражения сведений о выплате пособий в повышенном размере в специальных разделах представленных региональному отделению Фонда социального страхования расчетных ведомостей формы 4-ФСС РФ страхователем не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что Обществом были представлены Фонду уточненные расчетные ведомости за указанные периоды, в которых в соответствии с требованиями Порядка заполнения расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ были заполнены соответствующие строки в таблице 3 и таблице 8, с указанием суммы выплат пособий по уходу за ребенком до полутора лет, произведенных страхователем сверх установленных норм лицам, пострадавших от радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС (в том числе, Б.Е.А., Б.Е.А., К.Н.А., Т.Т.В.).
Сведения, подлежащие отражению в графе 5 таблицы 3 расчетной ведомости 4-ФСС "Расходы, в том числе выплаты сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством", являются производными от сведений, содержащихся в графе 4 "Расходы всего", так как расшифровывают частный показатель "В том числе" произведенных расходов от общего показателя "Всего".
Суд обоснованно указал что, поскольку отсутствие в расчетных ведомостях сведений о расходах, выплаченных сверх установленных норм выплат при наличии указания суммы понесенных расходов "Всего", не могло повлечь незаконной выплаты этих сумм или необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы по ЕСН, так как окончательная сумма, принимаемая к зачету, определяется на основании данных, отраженных в графе "Расходы всего", и доказательств того, что спорные выплаты произведены страхователем без наличия законных к тому оснований либо в сумме, превышающей установленные размеры, Фондом не представлено, у РО ФСС РФ отсутствовали основания для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 101353,33 руб., произведенных ООО "О" в спорном периоде.
Кроме того, судом учтено, что страхователь на основе представленных уточненных расчетных ведомостей не лишен возможности урегулировать взаимоотношения с федеральным бюджетом в соответствии с бюджетным законодательством.
Отказывая в принятии к зачету расходов Общества в сумме 37265,55 руб., РО ФСС РФ сослался на необоснованное преднамеренное завышение заработной платы работницы Л.Е.В., в целях исчисления ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в завышенном размере.
Признавая оспариваемое решение Фонда недействительным в указанной части, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 5.1 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию", с 01.01.2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Согласно ст. 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в соответствии с гл. 24 НК РФ.
В соответствии с нормами трудового законодательства (ст.ст. 129, 132, 135, 191 Трудового кодекса РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими системами оплаты труда. Кроме того, работодатель обязан осуществлять компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Из материалов дела усматривается, что в связи с расширением ассортимента реализуемых Обществом товаров, в январе 2007 г. в отдел по работе с документами на должность специалиста по сертификации в порядке перевода была принята Л.Е.В.
В соответствии с трудовым договором от 09.01.2007 г., заключенным Обществом с Л.Е.В., ей была установлена тарифная ставка - один минимальный размер оплаты труда, и предусмотрена возможность выплаты премий, условия и размер которых определяются в локальном нормативном акте.
Согласно п. 2 и 5 Положения о премировании от 01.07.2006 г., утвержденного директором ООО "О", премирование производится по результатам работы за месяц с учетом показателей в работе и личного вклада каждого работника, и максимальными размерами не ограничивается. Решение о выплате премий, согласно п. 6 названного Положения, принимается руководителем предприятия, который самостоятельно определяет необходимость премирования работников в зависимости от конкретных результатов деятельности подразделения.
Распоряжениями о поощрении работников отдела по работе с документами от 31.01.2007 г. и от 28.02.2007 г. за январь и февраль 2007 г., соответственно, Л.Е.В., в числе других сотрудников, была начислена премия за январь 2007 г. в сумме 4360 руб., за февраль 2007 г. - в суммах 3342,66 руб. и 11540 руб. Судом установлено, что вышеперечисленные суммы премии Л.Е.В. выплачены.
Учитывая, что обоснованность перечисления Л.Е.В. денежных средств в виде премий, учитываемых при исчислении пособия по уходу за ребенком, подтверждена документально, суд пришел к правильному выводу о неправомерном отказе Фонда принять к зачету расходы Общества на выплату пособия названному работнику.
Доводы кассационной жалобы РО ФСС РФ направлены на переоценку доказательств по делу, что находится вне компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения и постановления суда, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 г. по делу N А48-1914/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2009 г. N А48-1914/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании