Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-499/2023 по иску Шнитмана Евгения Владимировича к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 19" о взыскании заработной платы, по кассационной жалобе Шнитмана Евгения Владимировича на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 05 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шнитман Е.В. обратился с иском к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 19" (далее - ГКПТУ СО "ОПС N 19") о выплате недополученной заработной платы за 2017 год в размере 19 155 руб. 48 коп, за 2018 год в размере 25 331 руб. 89 коп, за 2019 год в размере 31 193 руб. 39 коп, за 2020 год в размере 32 408 руб. 52 коп, за 2021 год в размере 39 433руб. 27 коп, за 2022 год в размере 56 635 руб. 60 коп.
В обоснование исковых требований указал на то, что с 11 августа 2015 года работает в пожарной части N 19/3 ГКПТУ СО "ОПС N 19". Трудовым договором от 11 августа 2015 года N 179 и дополнительными соглашениями к нему установлены условия оплаты труда: должностной оклад; ежемесячная выплата за особые условия труда в размере 79% от должностного оклада; ежемесячная выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 5% от должностного оклада; ежемесячная выплата за стаж непрерывной работы в размере 10% от должностного оклада; ежемесячная премиальная выплата 20% от должностного оклада; районный коэффициент на оплату труда. При оплате труда за календарный месяц ГКПТУ СО "ОПС N 19" производится начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера к сумме должностного оклада, не доплачивая до минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного правительством Российской Федерации. Размер его должностного оклада ниже МРОТ и не может являться оплатой труда за календарный месяц, произведенной в нормальных условиях труда, при выполнении нормы рабочего времени. Полагает, что в результате допущенного нарушения его трудовых прав на справедливую оплату труда им недополучена сумма заработной платы за спорный период с 2017 года по 2022 год.
Определением суда от 21 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство общественной безопасности Свердловской области.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 05 июня 2023 года исковые Шнитмана Е.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение Белоярского районного суда Свердловской области от 05 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Шнитмана Е.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что величина МРОТ является основной государственной гарантией по оплате труда. При этом в соответствии частью 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оклад (должностной оклад) это фиксированный размер оплаты труда за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат, следовательно, выплаты за особые условия труда (компенсационные) и дополнительные трудозатраты (стимулирующие), которые являются оплатой труда в особых условиях и с дополнительной нагрузкой, подлежат начислению на МРОТ. Судами не учтено, что в соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации выполнение работ в условиях интенсивности и в особых условиях труда лиц, замещающих оперативные должности противопожарной службы, относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, за что работнику должна производится повышенная оплата. Полагает, что судами неправомерно производилось сравнение с величиной МРОТ полной оплаты труда за календарный месяц с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, не учитывая при этом, что повышенная оплата за выполнение работ в особых условиях и условиях повышенных трудозатрат не может быть включена в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ.
Истец Шнитман Е.В, представитель ответчика ГКПТУ СО "ОПС N 19", представитель третьего лица Министерства общественной безопасности Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно трудовому договору от 11 августа 2015 года N 179 Шнитман Е.В. принят в ГКПТУ СО "ОПС N 19" водителем автомобиля ПЧ N 19/3.
Пунктом 10 трудового договора установлен должностной оклад в размере 5 553 руб.; ежемесячная надбавка за высокие достижения в труде в размере 77% должностного оклада; ежемесячная надбавка за особые условия труда до 79% должностного оклада; ежемесячная надбавка за стаж до 30% должностного оклада; доплата работникам, замещающим оперативные должности, за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00); премия в размере 45% должностного оклада; районный коэффициент к заработной плате.
В соответствии с пунктом 14 "Другие условия договора, связанные со спецификой труда на данном предприятии" трудового договора работа сменная, связанная с тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Дополнительным соглашением от 29 сентября 2017 года N 3 к трудовому договору от 11 августа 2015 года N 179 Шнитману Е.В. установлен должностной оклад в размере 8 556 руб.; выплата за особые условия труда работникам, замещающим оперативные должности противопожарной службы Свердловской области, и принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ в размере 79% от должностного оклада; выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 5% от должностного оклада; выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет (производится на основании Протокола комиссии по установлению стажа ГКПТУ СО "Отряд противопожарной службы N 19" в размере 5% от должностного оклада; премиальная выплата по итогам работы (месяц) в размере 18% от должностного оклада; районный коэффициент в размере 15% от должностного оклада.
Дополнительным соглашением от 29 января 2020 года N 7 к трудовому договору от 11 августа 2015 года N 179 введен пункт 15 "Условия труда на рабочем месте" - "класс условия труда 4", пункт 10 дополнен, установлена выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% от должностного оклада.
Положением о порядке, условиях и размерах выплат ежемесячных надбавок, премий и материальной помощи работникам ГКПТУ СО "ОПС N 19", утвержденным приказом начальника ГКПТУ СО "ОПС N 19" от 09 января 2019 года N 7 (далее Положение о выплате надбавок), предусмотрено, что месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда, не может быть ниже минимального размера заработной платы, установленного в Свердловской области (пункт 4).
Пунктом 9 указанного Положения определены виды выплат компенсационного характера: за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда; за совмещение профессий (должностей); за особые условия труда работникам, замещающим оперативные должности противопожарной службы Свердловской области, перечень которых определяется Правительством Свердловской области, и принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ, в размере 79% от должностного оклада согласно приложению N 1.
Согласно пункту 8 Положения о выплате надбавок выплаты компенсационного характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда ГКПТУ СО "ОПС N 19".
К стимулирующим выплатам отнесены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, осуществляемые на постоянной основе в размере до 100% в зависимости от занимаемой должности и качества выполняемых работ; за стаж непрерывной работы (выслугу лет); премиальные выплаты по итогам года, за отчетный месяц, единовременные премии; за качество выполняемых работ, включающие, в том числе выплаты водителю за классность.
Согласно расчетным листкам за период с 2017 года по 2022 год и карточкам-справкам по форме N 417 заработная плата Шнитмана Е.В. определена с учетом должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 56, 129-1331, 135, 136, 149, 152- 154 Трудового кодекса, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 07 декабря 2017 года N 38-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П, Положением об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 05 апреля 2017 года N 230-ПП, приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 26 июня 2017 года N 212 "О реализации постановления Правительства Свердловской области от 05 апреля 2017 года N 230-ПП", в соответствии с которым с 01 октября 2017 года произведен переход на новую систему оплаты труда и проведены организационно-штатные мероприятия, связанные с введением новой системы оплаты труда, исходил из того, что начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера истцу производится исходя из должностного оклада, так, как это определено действующим Положением об оплате труда, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области. Проанализировав порядок начисления заработной платы Шнитману Е.В. по расчетным листкам и карточкам-справкам формы N 417 и установив, что в спорный период его заработная плата без учета начисленных доплат за отклонение от нормальных условий труда превышала установленный размер регионального МРОТ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с абз. 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника согласно абз. 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5). Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6).
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1). Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями - за счет собственных средств (часть 2). Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3), Согласно статье 1331 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
В силу положений статей 146-149 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливается в повышенном размере.
В соответствии со статьями 151-154 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата; сверхурочная работа, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время подлежит дополнительной оплате.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 07 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П, от 16 декабря 2019 года N 40-П, следует, что минимальный размер оплаты труда, являясь общей гарантией, предоставляемой работникам за равный труд в одинаковых условиях, не предусматривает включение в него выплат компенсационного характера (на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), поглощение указанных выплат минимальным размером оплаты труда, недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Вместе с этим, как верно отмечено судами, действующее законодательство не содержит запрета на установление окладов (должностных окладов), а соответственно и тарифных ставок, как составной части заработной платы работников, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда при условии, что соблюдается императивное требование закона о том, что заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени за месяц и выполнивших нормы труда, включающая в себя все элементы, за исключением повышенной оплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации). При этом способ выполнения данного требования закона работодатель вправе определять самостоятельно с учетом действующей у него системы оплаты труда.
Установив, что выплаты стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда (выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за выслугу лет, премии, за качество выполняемых работ, предусмотренные действующим у ответчика Положением об оплате труда), не подлежат исключению из заработной платы при сопоставлении ее с МРОТ в целях определения соблюдения гарантий, предусмотренных статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячно начисленная истцу заработная плата без учета выплат компенсационного характера за спорный период превышала размер МРОТ, установленный в соответствующие периоды, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ответчиком не было допущено нарушений при определении заработной платы истца, задолженности по выплате заработной платы у ответчика перед истцом не имеется, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически основаны на несогласии с выводами судов, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 05 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шнитмана Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.