Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-239/2023 по иску Базаевой Екатерины Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании пенсионного права, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Базаева Е.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии в связи с получением новых сведений о заработке с 18 февраля 2013 года по 28 февраля 2022 года включительно и в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В. с 18 февраля 2013 года по 31 марта 2022 года.
В обоснование требований указала, что с 18 февраля 2013 года является пенсионером по старости, размер пенсии ей был установлен очень низкий. Неоднократные обращения истца в пенсионный орган о разъяснении размера пенсии, а также о том, какие документы следует предоставить для увеличения размера пенсии, оставлены без удовлетворения. В октябре 2021 года в пенсионный орган был направлен составленный юристом письменный запрос о расчете пенсии с просьбой разъяснить причины ее маленького размера. После получения официального письменного ответа стало понятно, что в пенсионном органе имелись не все сведения о заработной плате, а также исключен стаж работы в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В. с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года. Далее были написаны еще ряд обращений, после которых произведен перерасчет пенсии по справке о заработной плате с 01 марта 2022 года, надбавка составила 265 руб. 08 коп. За период работы в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства перерасчет произведен с 01 апреля 2022 года, надбавка составила 505 руб. 44 коп. Полагает, что её право на тот размер пенсии, который был начислен в марте 2022 года и в апреле 2022 года, возникло с момента её обращения в пенсионный фонд. Перерасчет пенсии должен быть произведен с 18 февраля 2013 года, поскольку это предусмотрено действующим законодательством.
Решением Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 мая 2023 года исковые требования Базаевой Е.И. удовлетворены. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Базаевой Е.И. в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, а также с учетом заработной платы с января 1984 года по июль 1984 года с момента возникновения права на пенсию, то есть с 18 февраля 2013 года.
Определением Нагайбакского районного суда Челябинской области от 24 июля 2023 года об исправлении описки внесены исправления в решение суда, в тексте мотивировочной и резолютивной частей решения суда вместо периода с января 1984 года по июль 1984 года указан период с марта 1986 года по январь 1991 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2023 года об исправлении описки, определение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 24 июля 2023 года об исправлении описки отменено.
Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 мая 2023 года изменено в части перерасчета размера страховой пенсии Базаевой Е.И. в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, а также с учетом заработной платы с января 1984 года по июль 1984 года, с момента возникновения права на пенсию, то есть с 18 февраля 2013 года, в указанной части принято новое решение.
На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Базаевой Е.И. в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, с учетом заработной платы с марта 1986 года по январь 1991 года, с момента возникновения права на пенсию, то есть с 18 февраля 2013 года по 01 марта 2022 года.
На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Базаевой Е.И. в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, с учетом заработной платы с марта 1986 года по январь 1991 года, с момента возникновения права на пенсию, то есть с 01 марта 2022 года по 01 апреля 2022 года.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 февраля 2013 года Базаева Е.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости.
В перечне предоставленных заявителем Базаевой Е.И. документов значатся следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность (паспорт), копия трудовой книжки, копия СНИЛС, копия диплома, справка об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации от 19 ноября 2012 года за период с 03 марта 1998 года по 31 декабря 2000 года, выданная Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе.
В трудовой книжке отражена трудовая деятельность истца с 11 апреля 1978 года по 23 августа 1985 года в Учебно-опытном хозяйстве "Ново-Троицкое", с 26 августа 1985 года по 10 марта 1992 года - в совхозе "Кассельский", указано, что 10 марта 1992 года Базаева Е.И. была уволена по собственному желанию в связи с выходом из совхоза для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме указанных документов, в материалах пенсионного дела Базаевой Е.И. имеются: свидетельство о государственной регистрации предприятия крестьянского (фермерского) хозяйства Базаева А.В, где членом хозяйства указана Базаева Е.И... Имеется постановление главы администрации Нагайбакского района от 30 июля 1993 года N 580 о предоставлении земельного участка для создания фермерского (крестьянского) хозяйства Базаевой Е.И.
На основании решения пенсионного органа Базаевой Е.И. назначена пенсия по старости на общих основаниях с 18 февраля 2013 года пожизненно. Страховой стаж установлен в 25 лет 5 мес. 3 дня, размер пенсии 5 469 руб. 60 коп.
На основании заявления Базаевой Е.И. от 14 февраля 2022 года и справки о заработной плате за период с марта 1986 года по февраль 1991 года произведен перерасчет пенсии с 01 марта 2022 года.
На основании заявления Базаевой Е.И. от 31 марта 2022 года произведен перерасчет пенсии с учетом периодов работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года с 01 апреля 2022 года.
Согласно справке от 31 марта 2022 года, выданной Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области индивидуальному предпринимателю (главе КФХ) Базаеву А.В, им произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за члена хозяйства Базаеву Е.И. за период с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Базаевой Е.И, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 5, 7, 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статей 17, 18, 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 11, 14, 22, 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 2 и 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, пунктами 1, 20, 73 приказа Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 года N 1521н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, исходил из того, что истец при подаче заявления о назначении пенсии 18 февраля 2013 года представила все необходимые документы, а также приложила сведения о своей работе в крестьянском фермерском хозяйстве; ответчик не имел права требовать у истца в момент обращения за установлением трудовой пенсии предоставления сведений об уплате за период с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку сведения о том, что она являлась членом крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В. и им
перечислялись страховые взносы имелись у ответчика, что подтверждается выданной 31 марта 2022 года Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области справкой; пенсионный орган не разъяснил истцу необходимость предоставления сведений о начисленной заработной плате, в связи с чем пришел к выводу, что перерасчет размера пенсии должен быть осуществлен со дня первоначального обращения за назначением пенсией - с 18 февраля 2013 года, размер пенсии пенсионным органом по независящим от Базаевой Е.И. обстоятельствам был установлен ниже положенного ей размера.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что перерасчет пенсии должен быть произведен Базаевой Е.И. с момента первоначального обращения, то есть с 18 февраля 2013 года.
Приходя к выводу о наличии оснований для отмены определения Нагайбакского районного суда Челябинской области от 24 июля 2023 года об исправлении описки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что изменения, которые внес суд первой инстанции в решение суда и указание на то, что перерасчет пенсии должен быть произведен с учетом заработной платы истца за период с марта 1986 года по январь 1991 года, вместо периода с января 1984 года по июль 1984 года, не являются опиской, поскольку затрагивают существо дела. Поскольку определение Нагайбакского суда Челябинской области от 24 июля 2023 года не является судебным постановлением, разрешающим спор по существу, следует судьбе оспариваемого решения, то оно подлежит отмене, а решение Нагайбакского суда Челябинской области от 26 мая 2023 года изменению в части указания периодов работы, за который необходимо произвести перерасчет пенсии истцу Базаевой Е.И. с указанием правильного периода учета заработной платы с марта 1986 года по январь 1991 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о ненадлежащем исполнении пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу прав, касающихся пенсионного обеспечения.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Базаевой Е.И. трудовой пенсии по старости порядок обращения за трудовой пенсией был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб (далее - Правила обращения за пенсией). Эти правила действовали до 1 января 2015 года и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 Правил обращения за пенсией при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил обращения за пенсией).
Пунктом 13 Правил обращения за пенсией предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Согласно пункту 17 Правил обращения за пенсией, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав.
С 1 января 2023 года обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Разрешая исковые требования суды, дав оценку представленным доказательствам, обоснованно исходили из того, что пенсионным органом обязанность по разъяснению Базаевой Е.И. при ее обращении с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно, не исполнена; пенсионный орган располагал документами о периоде работы в крестьянском фермерском хозяйстве с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года, в том числе об оплате страховых взносов.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что перерасчет пенсии Базаевой Е.И. не может быть произведен с даты назначения пенсии (с 18 февраля 2013 года), поскольку истцом при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии не был заявлен период работы в крестьянском фермерском хозяйстве с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года; в представленной трудовой книжке и в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица истца данный период не указан; справка, выданная Базаеву А.В. при назначении ему пенсии, не может быть принята судом во внимание, поскольку данный документ относится к пенсионному делу Базаева А.В.; к заявлению о назначении пенсии от 18 февраля 2013 года истцом не были приложены: свидетельство о государственной регистрации предприятия крестьянского (фермерского) хозяйства Базаева А.В, в котором членом хозяйства являлась Базаева Е.И, постановление главы администрации Нагайбакского района от 30 июля 1993 года N 580 о предоставлении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства Базаевой Е.И, указанные документы предоставлены Базаевой Е.И. при обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии в марте 2022 года, и именно с этого момента имеются в материалах пенсионного дела, судебной коллегией отклоняются, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что сведения об увольнении истца для организации крестьянского (фермерского) хозяйства имеются в трудовой книжке Базаевой Е.И.; пенсионный орган располагал сведениями об уплате страховых взносов в отношении Базаевой Е.И. за спорный период.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что, возлагая на ответчика обязанность по перерасчету пенсии Базаевой Е.И. с 01 января 2022 года, судом апелляционной инстанции допущены нарушения правовых норм.
Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена частью 7.2.
Согласно части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26 мая 2021 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2022 года.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Проверка материалов дела показывает, что возлагая на ответчика обязанность по перерасчету пенсии Базаевой Е.И. с 01 января по 01 апреля 2022 года, суд апелляционной инстанции не дал оценки и не проверил доводы ответчика о том, что перерасчет пенсии истцу с учетом заработной платы с марта 1986 года по январь 1991 года и периода работы в крестьянском фермерском хозяйстве с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года был произведен первоначально с 01 марта 2022 года и с 01 апреля 2022 года соответственно, а затем с 01 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, не может быть произведен повторно с 01 января 2022 года по 01 апреля 2022 года.
Кроме того, сама резолютивная часть мотивированного апелляционного определения содержит противоречивые выводы, поскольку суд апелляционной инстанции в абзаце третьем указал на возложение на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии с момента возникновения права на пенсию с 18 февраля 2013 года, при этом в следующем абзаце момент возникновения права на пенсию указал - 01 марта 2022 года.
Содержание абзаца третьего резолютивной части, оглашенной в судебном заседании, не соответствует резолютивной части мотивированного апелляционного определения.
Так в абзаце третьем резолютивной части, оглашенной в судебном заседании, указано о возложении на ОСФР по Челябинской области возложена обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Базаевой Е.И. в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, с момента возникновения права на пенсию, то есть с 01 марта 2022 года по 01 апреля 2022 года, тогда как в резолютивной части мотивированного определения в абзаце третьем указано на возложение такой обязанности в связи с зачетом стажа работы с 18 ноября 1993 года по 10 марта 1998 года в качестве члена крестьянского фермерского хозяйства Базаева А.В, а также с учетом заработной платы с марта 1986 года по январь 1991 года.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года, с учетом определения об исправления описки от 20 октября 2023 года, нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года, с учетом определения об исправления описки от 20 октября 2023 года, отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.