Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3573/2022 по иску Власюка Вячеслава Ярославовича к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об обязании совершить определённые действия, направленные на приведение размеров выслуги лет и размеров ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет к единым с прокурорскими работниками и сотрудниками Следственного комитета размерам выслуги лет и размерам ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, по кассационной жалобе Власюка Вячеслава Ярославовича на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Власюк В.Я обратился в суд с исковым требованием к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", просил обязать ответчика совершить действия, направленные на привидение размеров выслуги лет и размеров ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет для него, как военнослужащего к единым с прокурорскими работниками и сотрудниками Следственного комитета размерам выслуги лет и размерам ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он, имея выслугу в календарном исчислении более 25 лет, перешёл в статус военного пенсионера Министерства обороны в ДД.ММ.ГГГГ г. Денежное довольствие для исчисления военной пенсии включало оклады по должности и воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет в размере 70 %.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет начислялась в размере 70 %, а с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет уменьшилась до 40 %. Изменение норм законодательства и уменьшение размера ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, введённое часть тринадцатой 13 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г..N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" противоречит и нарушает часть первую статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права человека и гражданина. Изменение норм законодательства и уменьшение размера ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, введённое частью тринадцатой статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г..N 306-ФЗ, противоречит и нарушает конституционно-правовой смысл положений статей 2 и 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г..N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Согласно статье 2 указанного закона система федеральной государственной службы включает военную службу как особый вид федеральной государственной службы и службу в прокуратуре и Следственном комитете Российской Федерации как виды федеральной государственной гражданской службы, что следует из статей 3 и 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В силу статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г..N 58-ФЗ к федеральным государственным служащим относятся граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета. Конституционно-правовой смысл положений статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г..N 58-ФЗ указывает на обязательность законодательного закрепления единого подхода к организации федеральной государственной службы.
Положения части тринадцатой статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г..N 306-ФЗ, определяющие размер выслуги и размер процентной надбавки за выслугу лет, не соответствуют аналогичным положениям статьи 44 (абз. 18-23 ч. 1) Федерального закона от 17 января 1992 г..N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и статье 35 (ч.5) Федерального закона от 28 декабря 2010 г..N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в силу конституционно-правового смысла положений статей 2, 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г..N 58-ФЗ об их системной взаимосвязи и затрагивают единый комплекс правоотношений, имеющих один предмет регулирования - выслугу лет. Различиями, установленными указанными выше правовыми нормами в определении выслуги лет и размеров ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, в отношении истца нарушены положения Конституции Российской Федерации с точки зрения защищаемых ею целей и ценностей.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 ноября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Власюка В.Я. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец получил судебное извещение, направленное заказным почтовым отправлением, 27 января 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 16 января 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Власюк В.Я, "данные изъяты", проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N Власюк В.Я. уволен с военной службы в запас на основании п. "е" статьи 59 Постановления Совмина СССР от 18 марта 1985 г. N 240 "Об утверждении Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооружённых Сил СССР" (в связи с переходом на работу в гражданское министерство, ведомство (организацию) без оставления на действительной военной службе, с должности старшего преподавателя цикла общекорабельных систем войсковой части N.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ Власюк В.Я. исключён из списков личного состава части.
Пенсия по линии Министерства обороны Власюку В.Я. назначена с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьёй 46 Закона СССР от 28 апреля 1990 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих" пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.
Согласно статье 108 Приказа Министра обороны СССР от 22 декабря 1990 г. N 500 "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий, организации пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и социального обслуживания пенсионеров в Министерстве обороны СССР" пенсии, назначаемые уволенным из Вооружённых Сил СССР военнослужащим, исчислялись из денежного довольствия, указанного в статьях 109-111 настоящего Положения, которое выплачивалась военнослужащим на день увольнения с действительной военной службы.
Денежное довольствие на день увольнения указывалось в расчётных книжках военнослужащих, которые при назначении пенсии приобщались в пенсионные дела и служили документальным основанием для расчёта пенсии.
Согласно записям в расчётной книжке истца (серия N N) на день увольнения из Вооружённых Сил ССР процентная надбавка выплачивалась истцу в размере 30 % за выслугу более 25 лет.
Размеры процентной надбавки за выслугу лет на дату назначения пенсии определялись в соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введённого в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1974 г. N 075.
В связи с принятием Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 пенсии пенсионерам Министерства обороны подлежали перерасчёту с 1 февраля 1993 г, при этом внесены изменения и в правила исчисления процентной надбавки за выслугу лет.
Как следует из справки, представленной стороной ответчика, Власюку В.Я. процентная надбавка за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 40 % за выслугу более 25 лет.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в первоначальной редакции) было предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге, в частности от 25 лет и более - 40 процентов.
Порядок исчисления и выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" размер процентной надбавки за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при выслуге более 25 лет предусмотрен в размере 70 %.
Факт изменения с ДД.ММ.ГГГГ процентной надбавки за выслугу лет до 70 % подтверждён материалами дела и не оспаривался истцом в судебном заседании.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в пункте 13 статьи 2 которого установлено, что ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
В настоящее время процентная надбавка за выслугу лет исчислена истцу в соответствии с указанным Федеральным законом, в размере 40 процентов.
С учётом установленных по делу обстоятельств, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, государственные пенсии и социальные пособия, согласно её статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Законодатель, исходя из экономических возможностей государства, в целях определения уровня пенсионного обеспечения граждан устанавливает правовые основания, порядок исчисления и назначения пенсий и их размеры.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1), который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, в том числе исчисление выслуги лет необходимой для приобретения права на пенсию, порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статьи 1 этого Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 (введена Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Таким образом, в структуре денежного довольствия военнослужащих при уменьшении процентной надбавки за выслугу лет в абсолютном исчислении происходит существенный рост её размера за счёт значительного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих.
Согласно части второй статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 396-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", с 1 января 2022 г. составляет 74, 0 процента, с 1 октября 2022 г. 85, 47 процента от размера указанного денежного довольствия.
Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), регламентируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" соответственно.
В соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2011) доплата за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника в размере свыше 20 лет - 70 процентов.
Аналогичный размер доплаты за выслугу свыше 20 лет установлен в статье 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Согласно указанным федеральным законам до 1 января 2012 г. действующим прокурорским работникам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации доплата или процентная надбавка за выслугу более 20 лет была установлена в размере 70 процентов к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника (сотрудника Следственного комитета).
Надбавка за выслугу лет в размере 70 процентов выплачивалась действующим сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета.
При этом пенсионерам из числа указанных лиц пенсия исчислялась с учётом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40 процентов.
Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части установления процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой в составе денежного довольствия для исчисления пенсии пенсионерам из числа именно прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета, в размере 70 процентов.
В соответствии с частью шестой статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ положения части второй статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. 4468-1 (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8-11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. При этом пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчёте размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью пятой статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Таким образом, прокурорским работникам и сотрудникам Следственного комитета размер пенсий пересмотру не подлежит.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27 марта 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов (ч. 1). Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (ч. 3). Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации (ч. 4).
Указанный Федеральный закон, устанавливая различные виды государственной службы, составляющие её единую систему, в том числе и военную службу, определяет единые подходы к организации, функционированию и прохождению государственной службы. При этом предусматривается возможность для нормативного выделения особенностей, принципов и отличий, определяющих специфику каждого вида государственной службы в данной системе.
Вместе с тем, при законодательном установлении основных условий прохождения государственной службы не исключается возможность введения различий в правовом статусе лиц, проходящих государственную службу на должностях государственной службы различных видов, в том числе определения особых правил, касающихся условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, в целях справедливого, обоснованного учёта специфических факторов служебной деятельности государственных служащих.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчёт и выплата истцу пенсии за выслугу лет произведены в полном соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего порядок расчёта и выплаты пенсионного обеспечения лицам, проходившим военную службу, в том числе с учётом изменений, внесённых в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец, в рамках произведённого с 1 января 2012 г. реформирования системы денежного довольствия военнослужащих, в результате которого произошло изменение правил исчисления пенсий. При этом ухудшения прав истца в данном случае не произошло, о чём свидетельствуют имеющиеся в деле сведения о перерасчёте пенсии и о размере выплачиваемой истцу пенсии.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришёл к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной истцом апелляционной жалобы.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы истца о том, что система федеральной государственной службы включает военную службу, как особый вид федеральной государственной службы и службу в Прокуратуре и в Следственном комитете Российской Федерации как виды федеральной государственной гражданской службы, в связи с чем должен применяться единый подход для установления размера процентной надбавки за выслугу лет для военнослужащих, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета, отклоняются как противоречащие приведённым выше нормативным положениям.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что при определении размера и перерасчётах пенсии, назначенной истцу, процентных надбавок, органом пенсионного обеспечения правильно применялись положения специального закона.
Вопросы, требующие внесения в законодательство соответствующих изменений, относятся к дискреционным полномочиям законодателя и не входят в компетенцию пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 19.06.2002 N 11-П, от 27.11.2008 N 11-П, определение от 11.07.2002 N 191-О), само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказал истцу в удовлетворении ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил, так как из материалов дела усматривается, что Власюк В.Я. самостоятельно обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого вынесено Определение Конституционного Суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власюка В.Я, в котором разъяснено, что жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применении оспариваемого нормативного акта его конкретном деле. Выводы в этой части соответствуют и положениям статьи 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Учитывая существо исковых требований, круг лиц, участвующих в деле, судом определён правильно.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не было разрешено ходатайство о замене ответчика на надлежащего, не указывают на нарушения норм процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора. В ходатайстве, на которое ссылается истец, он указал на согласие на замену ответчика на надлежащего, данное ходатайство поступило после ознакомления истца с отзывом ответчика относительно доводов его иска.
Ссылка представителя ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в отзыве на исковое заявление на то, что пенсионные органы неправомочны решать вопросы пенсионного обеспечения в ином порядке, чем это предусмотрено законом, является выражением мнения стороны относительно заявленных требований, и не указывала на необходимость обсуждения в соответствии со статьями 40, 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопроса о надлежащем ответчике. Каких-либо самостоятельных ходатайств о привлечении иных лиц либо органов к участию в деле от истца не поступило.
Все ходатайства, заявленные истцом, судом разрешались в соответствии с положениями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела созданы достаточные условия для реализации всеми участвующими в деле лицами процессуальных прав и установления фактических обстоятельств. Истец не был неосновательно ограничен в реализации судебного права на защиту, которое бы повлияло, в том числе, на исход дела. Документы, относящиеся к пенсионному обеспечению истца, судом первой инстанции истребованы и проанализированы в полном объёме.
Оснований, предусмотренных законом, для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Власюка Вячеслава Ярославовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.