Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" на решение Боровского районного суда Калужской области от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Обнинска Калужской области к администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район", администрации муниципального образования "Город Обнинск", администрации муниципального образования сельского поселения село совхоз "Боровский" об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, представителя правительства Калужской области Кузнецовой Е.М, не возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Обнинска Калужской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Обнинск", выразившегося в длительном необеспечении земельных участков в "адрес", предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, газоснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами); возложении на администрацию муниципального образования "Город Обнинск", администрацию муниципального образования муниципального района "Боровский район" в солидарном порядке обязанности по выделению денежных средств на обеспечение подключения к границам 137 земельных участков к ресурсам газоснабжения, водоснабжения и транспортной инфраструктуры (подъездным путям к вышеуказанным земельным участкам) в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; возложении на администрацию муниципального образования муниципального района "Боровский район" обязанности по подключению к границам земельных участков ресурсов водоснабжения и обеспечению транспортной инфраструктуры (подъездным путям) в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, газоснабжения в течение 60 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также по обустройству мест для сбора твердых коммунальных отходов, в пределах границ вышеуказанных земельных участков - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в силу.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены факты предоставления многодетным семьям земельных участков без обеспечения инженерной инфраструктурой: газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, в отсутствие автомобильной дороги местного значения, мест для сбора твердых коммунальных отходов, что свидетельствует о незаконном бездействии органов местного самоуправления.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 октября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. На администрацию муниципального образования муниципального района "Боровский район" возложена обязанность по выделению денежных средств на обеспечение земельных участков объектами газоснабжения, водоснабжения, транспортной инфраструктурой (подъездными путями) в течение года с момента вступления решения суда в законную силу; обязанность обеспечить указанные земельные участки объектами водоснабжения и транспортной инфраструктуры (подъездными путями) в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, объектами газоснабжения - в течение 60 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обустройством мест для сбора твердых коммунальных отходов в пределах границ земельных участков - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 24 апреля 2024 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования муниципального района "Боровский район" просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Повторяя приводимые в нижестоящих судах доводы, указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
Администрацией муниципального образования "Город Обнинск" представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу имеются предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 21 марта 2014 года между администрацией муниципального образования муниципального района "Боровский район" и администрацией муниципального образования "Город Обнинск" заключено соглашение N о формировании перечня земельных участков и предоставлении земельных участков на территории Боровского района многодетным гражданам, проживающим в муниципальном образовании "Город Обнинск", для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым район принимает обязательство по формированию перечня земельных участков и по предоставлению земельных участков, расположенных на территории Боровского района Калужской области и предназначенных для предоставления в порядке, предусмотренном Законом Калужской области от 26 апреля 2012 года N 275-03 "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Город Обнинск", в отношении которых принято решение о постановке их на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства; город принимает обязательство по ведению учета граждан, в том числе постановке и снятию с учета, формированию списка - реестра граждан в порядке, установленном постановлением правительства Калужской области от 27 июля 2012 года N 681 "О мерах по реализации статьи 3 Закона Калужской области "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей"; город обязуется передать району сформированный список - реестр граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории муниципального образования "Город Обнинск", в отношении которых принято решение о постановке их на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Реестр подается на бумажном и электронном носителях; город в рамках настоящего соглашения обязуется нести расходы, связанные с формированием земельных участков, в том числе с постановкой их на кадастровый учет, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, проживающим на территории муниципального образования "Город Обнинск".
Приказом министерства экономического развития Калужской области от 1 апреля 2014 года N 487 "О безвозмездной передаче в собственность муниципального образования "Боровский район" земельных участков, находящихся в государственной собственности Калужской области" передано безвозмездно из государственной собственности Калужской области в собственность муниципального образования муниципального района "Боровский район" 6 земельных участков общей площадью 189 485 кв. м из земель населенных пунктов согласно приложению. Приложением к указанному приказу установлен перечень передаваемых в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 31 581 кв. м, N площадью 31 582 кв. м, N площадью 31582 кв. м, N площадью 31 580 кв. м, N площадью 31 580 кв. м, N площадью 31 580 кв. м, расположенных по адресу: "адрес".
Акт приема-передачи земельных участков подписан сторонами 14 апреля 2014 года.
Решением районного Собрания муниципального района "Боровский район" Калужской области от 18 декабря 2014 года на основании запроса главы администрации муниципального образования "Город Обнинск" от 5 декабря 2014 года переданы безвозмездно в собственность муниципального образования "Город Обнинск" земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N общей площадью 189 485 кв. м, расположенные по адресу: "адрес", в целях их бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Обнинск" от 31 декабря 2014 года N земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N общей площадью 189 485 кв. м, расположенные по адресу: "адрес", в целях их бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приняты безвозмездно в собственность муниципального образования "Город Обнинск", о чем 2 февраля 2015 рода между сторонами подписан акт приема-передачи земельных участков.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Обнинск" от 12 мая 2015 года N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, в целях образования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N ориентировочной площадью 189 486 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), из земель населенных пунктов.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Обнинск" от 18 июня 2015 года N утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории: в кадастровом квартале N в целях их образования путем раздела земельного участка с кадастровым номером N на 140 самостоятельных земельных участков по адресу: "адрес", на землях населенных пунктов в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1). Образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров.
Постановлениями администрации муниципального образования "Город Обнинск" в 2015 году 135 многодетных семей, состоявших в списке-реестре, получили бесплатно земельные участки в "адрес".
В отношении 5 земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Обнинск".
Образованные земельные участки, в том числе предоставленные многодетным семьям, в "адрес" не обеспечены объектами водоснабжения, газоснабжения, транспортной инфраструктурой (подъездными путями), не обустроены местами для сбора твердых коммунальных отходов.
29 октября 2015 года исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования "Город Обнинск" в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области направлен запрос о возможности включения в государственную программу Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области" в подпрограмму "Чистая вода" строительство водозаборного узла для обеспечения питьевой водой земельных участков многодетных семей, расположенных на территории Боровского района, на что 24 ноября 2015 года министерством дан ответ, что в связи с ограниченностью финансовых ресурсов области, направленных на реализацию подпрограммы, включение мероприятий по строительству водозаборного узла не представляется возможным.
16 сентября 2016 года глава администрации муниципального образования "Город Обнинск" в письме, направленном в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, просил проинформировать о предполагаемых сроках выполнения работе по разработке проектной документации объекта "Газификация земельных участков, предоставленных многодетным семьям в районе деревни Тимашово Боровского района протяженностью 3, 2 кв. м" включенного в проект перечня проектирования объектов газификации Калужской области за счет средств областного бюджета на 2016 год, на что в ответе от 27 сентября 2016 года министерство сообщило, что государственным казенным учреждением Калужской области "Управление капитального строительства" конкурсные процедуры планируется провести в четвертом квартале текущего года.
В письмах от 23 января 2017 года, 11 апреля 2017 года глава администрации муниципального образования "Город Обнинск" повторно просил министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области проинформировать о предполагаемых сроках выполнения работ по разработке проектной документации объекта "Газификация земельных участков, предоставленных многодетным семьям в районе деревни Тимашово Боровского района протяженностью 3, 2 кв. м", на что в ответе от 24 января 2017 года и 3 мая 2017 года министерство сообщило, что в декабре 2016 году конкурсные процедуры по определению генеральной проектной организации приостановлены, ввиду отсутствия доведенных лимитов бюджетных средств на 2017 год, осуществления конкурсных процедур по определению генеральной проектной организации по объекту "Уличные газопроводы деревни Тимашово (3 этап) Боровского района" не представляется возможным.
15 января 2018 года глава администрации муниципального образования "Город Обнинск" направил в государственное казенное учреждение Калужской области "Управление капитального строительства" запрос о планируемых сроках проведения конкурсных процедур в 2018 году в отношении объекта "Газификация земельных участков, предоставленных многодетным семьям в районе деревни Тимашово Боровского района протяженностью 3, 2 кв. м", на что в ответе от 14 марта 2018 года управление рекомендует обратиться в управление газификации и газоснабжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
22 марта 2018 года глава администрации муниципального образования "Город Обнинск" в письме, направленном заместителю губернатора Калужской области, просит оказать содействие в решении вопроса в отношении объекта "Газификация земельных участков, предоставленных многодетным семьям в районе деревни Тимашово Боровского района протяженностью 3, 2 кв. м", на что министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 9 апреля 2018 года дан ответ, что в целях ускорения решения вопроса газификации земельных: участков, выделенных многодетным семьям в деревне Тимашово, рассматривается возможность включения объекта в подпрограмму "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития: индивидуального жилищного строительства" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным и услугами населения Калужской области".
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Обнинск" от 17 апреля 2018 года N изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу ориентира: "адрес", в соответствии со статьей 43 Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения село совхоз "Боровский" на код 12.0 "Размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства".
По заказу муниципального образования "Город Обнинск" обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторским бюро Вершина" в 2018 году выполнен проект планировки территории "Строительство дорожной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям города Обнинска в районе деревни Тимашово".
Глава администрации муниципального образования "Город Обнинск" 8 июня 2018 года в письме, направленном в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, просит рассмотреть возможность включения в государственную программу Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области в подпрограмму "Чистая вода в Калужской области" проектирование и строительство водозаборного узла и локальных очистных сооружений, для обеспечения питьевой водой земельных участков, расположенных на территории Боровского района, предоставленных многодетным семьям.
В ответе от 6 июня 2018 года министерство сообщило, что вопрос строительства указанных систем за счет средств областного бюджета будет рассмотрен министерством после определения администрацией муниципального образования "Город Обнинск" сметной стоимости строительства в рамках выполненного проектирования, кроме того, законодательным собранием Калужской области подготовлен проект постановления "Об обращении законодательного собрания Калужской области к Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А. по вопросу разработки государственной программы Российской Федерации по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделяемых многодетным семьям".
13 августа 2019 года между муниципальным казенным учреждением "Городское строительство", действующим от имени муниципального образования "Город Обнинск", и обществом с ограниченной ответственностью "Центрпроект" заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект "Строительство дорожной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям города Обнинска в районе деревни Тимашово", на основании которого исполнителем в 2019 году изготовлен проект планировки территории на объект "Строительство дорожной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям города Обнинска в районе деревни Тимашово".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к администрации муниципального образования "Город Обнинск", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что со стороны администрации муниципального образования "Город Обнинск" отсутствует бездействие по вопросу обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой, поскольку с 2015 года муниципальным образованием "Город Обнинск" неоднократно направлялись письменные обращения о включении в областные программы мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, о включении строительства водозаборного узла в подпрограмму "Чистая вода", также проведена работа по получению технических условий на газификацию и подключение к газопроводу высокого давления, разработан проект на строительство дорожной инфраструктуры к земельным участкам.
Удовлетворяя административные исковые требования к администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район", суды пришли к выводу, что обязанность по выделению денежных средств и обеспечению земельных участков объектами газоснабжения, водоснабжения, транспортной инфраструктурой (подъездными путями), обустройству мест для сбора твердых коммунальных отходов в пределах границ земельных участков, расположенных в деревне Тимашово, подлежит возложенною на муниципальное образование муниципального района "Боровский район", администрацией которого допущено незаконное бездействие по решению вопросов местного значения на территории сельского поселения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в силу следующего.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
По настоящему делу административный иск заявлен прокурором в порядке данной статьи в интересах неопределенного круга лиц, требованием являлось возложение на ответчиков обязанности осуществить финансирование и подключение к границам земельных участков водоснабжения, газоснабжения, транспортной инфраструктурй, обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов в пределах муниципального образования.
Частично удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, суд согласился с тем, что он действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку 5 земельных участков находятся в собственности муниципального образования "Город Обнинск", в связи с чем круг лиц, права которых нарушаются бездействием администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район", в настоящее время не определен.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О отмечено, что в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Таким образом, именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (Постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы публичной власти, в частности, на органы местного самоуправления, обязанность по организации обеспечения граждан, которым предоставлены земельные участки в качестве меры социальной поддержки, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 135 земельных участков, расположенных в деревне Тимашово Боровского района Калужской области, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Обнинск", предоставлены администрацией муниципального образования "Город Обнинск" бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, проживающим на территории муниципального образования "Город Обнинск", без снабжения необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой.
В рассматриваемом случае органом публичной власти, осуществляющим меры социальной поддержки многодетных семей, является администрация муниципального образования "Город Обнинск", которая приняла в собственность муниципального образования земельные участки для целей последующей передачи в собственность гражданам бесплатно, что подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением пригодности данных земельных участков для тех целей, ради которых происходила их передача в собственность муниципального образования.
Вместе с тем, возлагая обязанность по выделению денежных средств и обеспечению земельных участков, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки, водоснабжением, газоснабжением, транспортной инфраструктурой на администрацию муниципального образования муниципального района "Боровский район", суды нижестоящих инстанций соответствующие обстоятельства не учли.
Несмотря на то, что системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки, это не освобождает публичный орган, осуществивший реализацию таких мер, от выполнения обязанностей по организации обеспечения необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой соответствующих земельных участков.
Если имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
Между тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1, пункте 3 статьи 86, а также статей 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; Определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Исходя из приведенных выше положений закона и его смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, организация публичным органом обеспечения необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой должна осуществляться в отношении граждан, которым уже предоставлены земельные участки в качестве меры социальной поддержки.
Однако, возлагая на орган местного самоуправления обязанность выделить денежные средства и обеспечить необходимой инфраструктурой земельные участки с кадастровыми номерами 40:03:030702:305, 40:03:030702:236, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Город Обнинск", суды не привели нормы материального права, которыми руководствовались при разрешении настоящего спора в указанной части.
Кроме того, поскольку в настоящее время все земельные участки, об обеспечении которых необходимой инфраструктурой просит прокурор, находятся в собственности либо муниципального образования, либо лиц, которым они были распределены, и которые самостоятельно не предъявляли каких-либо требований, суду следовало не просто констатировать, что нарушаются права неопределенного круга лиц, но и указать, какие конкретно права нарушены.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций приведенным требованиям не соответствуют.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Боровского районного суда Калужской области от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 октября 2023 года подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит принять во внимание вышеизложенное, с учетом характера и существа заявленного требования, разрешить спор в соответствии требованиями как материального, так и процессуального права, в том числе проверить процессуальное основание предъявления административного иска прокурором.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Боровского районного суда Калужской области от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 октября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Боровский районный суд Калужской области на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.