Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Ивашининой П.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-615/2023 по кассационной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 8 февраля 2024 г. по административному исковому заявлению "звание" Самойлова Андрея Юрьевича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Самойлова о признании незаконным решения начальника "данные изъяты" ДЖО МО РФ об отказе в предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в целях реализации права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного для военнослужащих в воинском звании "звание".
В кассационной жалобе, поданной 16 мая 2024 г, административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он ссылается на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих возникшие по делу спорные правоотношения, в том числе на пункт 6 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих". Полагает, что наличие у него воинского звания "звание" дает ему право на получение дополнительной общей площади жилого помещения и связывает данное обстоятельство с необходимостью принятия его на жилищный учет в целях самостоятельной реализации данного права посредством доплаты жилищной субсидии дополнительно к предоставленному ранее в собственность жилому помещению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев в пределах доводов кассационной жалобы материалы административного дела, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Самойлов первый контракт о прохождении военной службы заключил после 1 января 1998 г.
В ДД.ММ.ГГГГ от военного ведомства Самойлову, достигшему общей продолжительности военной службы 20 лет и состоящему на жилищном учёте составом семьи "... " чел. (он и "члены семьи"), на основании его обращения в жилищный орган предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, общей площадью 73, 2 кв.м, в связи с чем он и члены его семьи сняты с жилищного учёта.
В ДД.ММ.ГГГГ Самойлову присвоено воинское звание "звание".
В мае 2023 г. Самойлов обратился к руководителю ДЖО МО РФ с заявлением о предоставлении ему дополнительной общей площади жилого помещения, предусмотренной для военнослужащих в воинском звании полковник, путем выплаты жилищной субсидии.
Оспариваемым решением начальника "данные изъяты" ДЖО МО РФ от 16 июня 2023 г. N "... " Самойлову отказано в предоставлении жилищной субсидии на том основании, что присвоение воинского звания не влечет за собой безусловного приобретения им права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Полагая свои права нарушенными, Самойлов в августе 2023 г. обратился в суд.
Разрешая при установленных обстоятельствах возникшие по делу спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив и верно истолковав положения статей 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), пришли к обоснованному выводу о том, что будучи обеспеченным от военного ведомства жилым помещением в собственность бесплатно по избранному месту жительства по установленным нормам и не находясь на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, Самойлов в связи с возникновением права на дополнительную общую площадь жилого помещения, права на предоставление жилищной субсидии в размере стоимости этой дополнительной площади не приобрел, ввиду отсутствия права на улучшение жилищных условий, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении его требований.
Так, в силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 этой же статьи военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), к категории которых относится административный истец, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу, при предоставлении жилого помещения имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу. Таким образом, право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения или жилищной субсидии и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения или жилищной субсидии (определения 20 июля 2023 г. N 2006-О, от 24 июня 2008 г. N 559-О-О, от 14 июля 2011 г. N 1021-О-О, от 24 марта 2015 г. N 667-О, от 27 октября 2015 г. N 2488-О, от 23 июня 2016 г. N 1379-О, от 29 сентября 2016 г. N 2097-О, от 26 октября 2017 г. N 2409-О, от 25 апреля 2019 г. N 998-О, от 26 февраля 2021 г. N 234-О и др.).
Самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в принятии на жилищный учет данное обстоятельство не является.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на нормы права, регулирующие правила использования накоплений военнослужащими, участниками НИС, признается судом кассационной инстанции несостоятельной, поскольку право на жилище такими военнослужащими реализуется в ином порядке, отличном от реализации этого права административным истцом.
При таких обстоятельствах доводы кассационного обращения по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2023 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 8 февраля 2024 г. по административному исковому заявлению Самойлова Андрея Юрьевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июля 2024 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Ю.А. Дубов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.