Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 июня 2009 г. N Ф04-3645/2009(9130-А27-46)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Альбион" (далее - Общество, ООО "Альбион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам города Новокузнецка Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.12.2008 N 404/1 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением от 16.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Альбион" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, просит решение от 13.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по данному делу отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Альбион" требований.
По мнению заявителя, Общество возложило обязанность по контролю за наличием надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, а также наличием федеральных специальных марок на алкогольной продукции на директора магазина М. А.М., то есть приняло все зависящие от него меры для того, чтобы соблюдались правила и нормы, регулирующие торговую деятельности, в частности, по выполнению норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом М. А.М., по вине которой были допущены нарушения указанного Закона, понесла административное и дисциплинарное взыскание, а в отношении Общества установление субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ, Инспекцией не проводилось.
Кроме этого, Общество также считает, что в протоколе об административном правонарушении от 05.12.2008 N 404/1 и в постановлении от 11.12.2008 N 404/1 о назначении ООО "Альбион" административного наказания не содержится конкретных указаний на обстоятельства дела, в которых выразилась вина Общества, и вопрос о виновности Общества исследовался налоговым органом и судами первой и апелляционной инстанций формально.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит решение от 13.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Альбион" и Инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, однако, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании поручения руководителя Инспекции от 03.12.2008 N 25 должностным лицом налогового органа проведена проверка соблюдения порядка реализации алкогольной продукции в магазине "Альбион", принадлежащем Обществу и расположенном по адресу: г. Новокузнецк, ул. 40 лет ВЛКСМ, 72.
В ходе проведенной проверки установлено отсутствие на момент проверки на одном образце алкогольной продукции, выставленной на витрине магазина, федеральной специальной марки, а также отсутствие на момент проверки торговой точки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а, именно, отсутствие товарно-транспортных накладных на два иных наименования алкогольной продукции, о чем составлен акт N 31 от 03.12.2008.
По результатам проверки должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Альбион" составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 N 404/1.
В дальнейшем по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено постановление от 11.12.2008 N 404/1 о назначении Обществу административного наказания по части 3 статьи 14.16. КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Альбион" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ.
Кроме этого, оценив имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции указал на наличие вины Общества в совершении административного правонарушения, выразившейся в отсутствие контроля за действиями своих работников, при этом суд отклонил довод заявителя о том, что ООО "Альбион" приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области оборота алкогольной продукции, поскольку обязанность по контролю за наличием надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, а также наличием федеральных специальных марок возложена на директора магазина М. А.М., так как, по мнению суда первой инстанции, ненадлежащее исполнение его работниками возложенных на них трудовых обязанностей не освобождает само Общество от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ, и у ООО "Альбион" имелась возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, однако, оно допустило к реализации продукцию с нарушением правил ее розничной продажи.
Суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что проверка проведена Инспекцией с нарушением положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", так как действие указанного Закона распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам, а в рассматриваемом случае налоговым органом проведена проверка соблюдения ООО "Альбион" законодательства в области производства, оборота и хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30000 руб. до 40000 руб., с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Закона.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
В соответствии с пунктом 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи товаров) не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
Согласно пункту 140 Правил продажи товаров перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Судом установлено и из материалов дела следует, что алкогольная продукция (водка "Маруся" емкостью 0,2 л., дата розлива 27.03.2007, содержание этилового спирта 40 %, по цене 83,9 руб.), выставленная на витрине торгового зала магазина "Альбион", не содержала федеральной специальной марки
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе, товарно-транспортной накладной.
Пунктом 1 статьи 26 данного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждено, что на алкогольную продукцию (вино виноградное натуральное красное полусладкое "Габрово"; бальзам "Старый Мариинск"), выставленную на витрине торгового зала магазина "Альбион", отсутствовали товарно-транспортные накладные.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод обеих судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции не примает довод ООО "Альбион" о том, что оно в данном случае не может нести ответственность, так как обязанность по контролю за наличием надлежаще оформленных товаросопроводительных документов, а также наличием федеральных специальных марок на алкогольной продукции была возложена им на директора магазина М. А.М., и Обществом предприняты исчерпывающие меры по соблюдению законодательства, при этом суд кассационной инстанции исходит из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.12.2003 N 10964/03, от 03.08.2004 N 6902/04, согласно которой все торговые операции, ведущиеся в торговой точке юридического лица, следует рассматривать как осуществляемые от его имени, в связи с чем, принимая на работу сотрудников, работодатель несет ответственность за нарушением ими Правил продажи товаров.
В связи с этим, суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что неисполнение ООО "Альбион" Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правил продажи товаров вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работниками не является обстоятельством, освобождающим Общество от ответственности.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 16.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-505/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. N Ф04-3645/2009(9130-А27-46)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании