Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 октября 2009 г. N Ф04-6646/2009
(извлечение)
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (Инспекции) государственного надзора по Кемеровской области, г. Кемерово, (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя У.Г.К., г. Кемерово, (далее - Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.07.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009, производство по делу прекращено в связи с неправильной квалификацией совершенного Предпринимателем правонарушения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования, указывая на несогласие с выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о неправильной квалификации действий Предпринимателя.
Отзыв на кассационную жалобу от Предпринимателя к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.06.2009 N 07-10/71 Отделом (Инспекцией) государственного надзора по Кемеровской области в период с 22.06.2009 по 23.06.2009 проведена проверка соблюдения Предпринимателем обязательных требований по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан при реализации изделий в магазине "Gala-мода", расположенном по адресу: г. Кемерово, ул. Весенняя, 19.
В ходе проверки было установлено нарушение Предпринимателем при продаже женских блузок и платьев пункта 1.3 ГОСТа 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", выразившееся в отсутствии на изделиях товарного ярлыка с полной информацией об изделии: наименование страны-изготовителя, обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие, информация о сертификации.
По результатам проверки составлены акт проверки от 23.06.2009 N 71, акт отбора образцов от 22.06.2009, протокол идентификации, технического осмотра от 23.06.2009, протокол об административном правонарушении от 23.06.2009 N 101.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд, прекратив производство по делу, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения определение арбитражного суда первой инстанции, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Предпринимателем совершено административное правонарушение при осуществлении розничной продажи населению товаров, не соответствующих требованиям ГОСТа.
Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" и называется "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений". Правонарушения, относящиеся к диспозиции части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и регулируемые главой 19 настоящего Кодекса, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления.
Исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов по качеству, комплектности и упаковке, установлена в части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, то есть предусмотрено что субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию продукции населению на потребительском рынке.
Объектом правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Статья 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях находится в главе 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Указанное правонарушение посягает на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности. В качестве субъектов правонарушения указаны граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Следовательно, совершенное Предпринимателем административное правонарушение подпадает под действие части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.
Из части 1 статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных в части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел по составу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 настоящего Кодекса, неподведомственно арбитражному суду.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6611/2008 (15042-А02-43), от 19.03.2009 N Ф04-943/2009 (706-А03-23), от 28.05.2009 N Ф04-3158/2009 (7488-А70-32).
В силу изложенного, оснований для отмены принятых по делу определения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.07.2009 о прекращении производства по делу и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А27-10007/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. N Ф04-6646/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании