Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 г.
Индивидуальный предприниматель Т.А.В. 09.03.2010 обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Управление Роснедвижимости), уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки в сумме 9 379 235 рублей 23 копеек земельного участка площадью 1 717,34 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101015:968, расположенного по улице Западный проезд, 11-Б в городе Кемерово, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 461 рубля 49 копеек за 1 кв.метр.
Также заявитель просил признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Управления Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в сумме 9 379 235 рублей 23 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 461 рубля 49 за 1 кв.метр.
Кроме того, заявитель просил исключить данные сведения из государственного земельного кадастра.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Определением суда от 07.07.2010 произведена замена Управления Роснедвижимости на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 требования предпринимателя Т.А.В. удовлетворены.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверки органом кадастрового учета отчета оценщика.
Определением от 17.09.2010 Седьмой арбитражный апелляционный суд установил нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при принятии судебного акта о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, и перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", которое являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 решение суда первой инстанции отменено.
Вынесен новый судебный акт о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 1 717,34 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101015:968 в сумме 9 379 235 рублей 23 копеек, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости, а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 461 рубля 49 копеек за 1 кв.метр.
Суд апелляционной инстанции признал незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 717,34 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101015:968 в сумме 9 379 235 рублей 23 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 461 рубля 49 копеек за 1 кв.метр.
На Управление Росреестра возложена обязанность по исключению из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета, а также сделал вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя, связанных с уплатой земельного налога.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении требований предпринимателя Т.А.В.
Управление Росреестра считает, что не является надлежащим заинтересованным лицом по требованию заявителя о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, согласно Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" и Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель N 316, Управление Росреестра полагает, что права и интересы заявителя не могут быть нарушены.
Предприниматель Т.А.В. в отзыве возражает против отмены судебного акта, ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявитель по делу указал на отсутствие доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости данных о земельном участке, определенных с соблюдением Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и Методических указаний, утвержденных приказами Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, от 15.02.2007 N 39.
От ФГУП "ФКЦ "Земля" поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель Т.А.В. является собственником земельного участка площадью 1 717,34 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101015:968, расположенного по улице Западный проезд, 11-Б в городе Кемерово (свидетельство о государственной регистрации от 27.03.2003 серия 42 АА N 573366).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 08.02.2010 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 9 379 235 рублей 23 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.метра в размере 5 461 рубля 49 копеек.
Ссылаясь на отчет оценщика (ООО "Центр независимой оценки") от 26.02.2010 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 2 802 420 рублей, предприниматель Т.А.В. в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорил достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, акт о его проверке, действия Управления Росреестра по формированию и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
В отношении ранее учтенного земельного участка с кадастровым N 42:24:0101015:968 администрация Кемеровской области распоряжением от 31.10.2008 N 5095 изменила с пятого вида разрешенного использования на девятый (другие промышленные объекты - столярный цех).
Поэтому кадастровая стоимость земельного участка квартала N 42:24:0101015 была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель девятого вида разрешенного использования в размере 5 461 рубля 49 копеек, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
При указанных обстоятельствах, Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о нарушении в части организации работы по определению кадастровой стоимости земельного участка и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего индивидуальному предпринимателю Т.А.В. согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование заявителя в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка неправомерно удовлетворено судом первой инстанции, поскольку кадастровая оценка земельного участка утверждена нормативным актом, что исключает оспаривание достоверности результата государственной кадастровой оценки в арбитражном суде.
Кроме того, требование заявителя по делу в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм не устранены судом апелляционной инстанции.
Следовательно, неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Т.А.В., заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 по делу N А27-3397/2010 Арбитражного суда Кемеровской области отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Т.А.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении ранее учтенного земельного участка с кадастровым N 42:24:0101015:968 администрация Кемеровской области распоряжением от 31.10.2008 N 5095 изменила с пятого вида разрешенного использования на девятый (другие промышленные объекты - столярный цех).
Поэтому кадастровая стоимость земельного участка квартала N 42:24:0101015 была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель девятого вида разрешенного использования в размере 5 461 рубля 49 копеек, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
...
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
...
Принимая во внимание выяснение судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Т.А.В., заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2011 г. по делу N А27-3397/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7501/10
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9197/10
16.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9197/10
13.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4370/2011
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4370/11
18.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4370/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4370/11
03.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-3397/2010
15.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7501/10
17.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7501/10
04.08.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7501/10
09.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-3397/10