Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 декабря 2007 г. N Ф04-245/2007(277-А70-28)
(извлечение)
По данному делу см. также:
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2006 г. N Ф04-6592/2006(27225-А70-17),
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. N Ф04-1938/2006(31404-А75-39)
Общество с ограниченной ответственностью "Золотые луга" (далее - ООО "Золотые луга") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Тюменской области на основании пункта 4 статьи 81 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") с заявлением о возврате из федерального бюджета 424480 рублей исполнительского сбора в связи с отменой судебных актов, при исполнении которых он взыскан.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - УФССП по Тюменской области) возвратить излишне взысканный исполнительский сбор в сумме 138702 рублей 40 копеек.
Определением суда от 12.02.2007 третье лицо без самостоятельных требований - УФССП по Тюменской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением от 12.03.2007 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования с учетом их уточнения удовлетворены полностью, суд обязал УФССП по Тюменской области возвратить ООО "Золотые луга" за счет федерального бюджета 138702 рубля 40 копеек исполнительского сбора. Производство по делу в части обязании Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Тюменской области возвратить исполнительский сбор в сумме 138702 рублей 40 копеек прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением кассационной инстанции от 13.07.2007 решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суд привлек к участию в деле заинтересованное лицо - УФССП по Тюменской области в качестве ответчика.
Решением от 22.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. В части заявленных требований к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Тюменской области производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Золотые луга" просит принятый судебный акт отменить, как незаконный и вынесенный с нарушениями норм процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ООО "Золотые луга" считает, что суд недостаточно полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель указывает, что судом при рассмотрении дела нарушены пункт 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Золотые луга" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель УФССП по Тюменской области в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением от 13.12.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7916/2005 с ООО "Золотые луга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибинкор" (далее - ООО "Сибинкор") взыскано 512542 рубля 40 копеек. В удовлетворении иска в части взыскания 6064000 рублей убытков и 92257 рублей 60 копеек полученных доходов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2006 решение от 13.12.2005 отменено, с ООО "Золотые луга" в пользу истца взыскано 6064000 рублей убытков. Выдан исполнительный лист N 0059471 от 27.02.2006.
Судебным приставом-исполнителем районного отдела судебных приставов Ленинского административного округа города Тюмени (далее - судебный пристав-исполнитель) 01.03.2006 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 23858.
Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не были исполнены, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 13.03.2006 о взыскании с ООО "Золотые луга" 7% исполнительского сбора в размере 424480 рублей.
В связи с исполнением исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 11.04.2006 об окончании исполнительного производства N 23858.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 судебные акты Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7916/2005 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением от 03.11.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа с ООО "Золотые луга" в пользу ООО "Сибинкор" взыскано 4082542 рубля 40 копеек. В удовлетворении иска в части взыскания 92257 рублей 60 копеек убытков в виде неполученных доходов отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Золотые луга" в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из отсутствия оснований для возврата исполнительского сбора должнику, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указал на недоказанность заявителем факта отсутствия у ООО "Золотые луга" возможности во внесудебном порядке возвратить исполнительский сбор.
Суд кассационной инстанции считает выводы Арбитражного суда Тюменской области неправомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор возвращается должнику.
По смыслу названной нормы необходимыми условиями для возвращения исполнительского сбора являются отмена судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, и прекращение вследствие этого исполнительного производства.
Арбитражным судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.03.2006 исполнительное производство было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 27 и статьи 88 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Суд принял во внимание разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письмах от 22.10.2003 N 03-01-01/12-290 и от 13.04.2004 года N 3-12-20/2, однако, пришел к неправильному выводу о том, что возврат исполнительского сбора, перечисленного в доход федерального бюджета, осуществляется во внесудебном порядке.
Согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон о бюджетной классификации) Федеральная служба судебных приставов является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Из статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Аналогичный вывод содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, в котором разъяснено, что федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Закону о бюджетной классификации, при этом к функциям администратора, в том числе, относится возврат платежей из бюджетов всех уровней.
Обязанность по возврату суммы исполнительского сбора возлагается на территориальный орган Федеральной службы судебных приставов - управление, к которому относится судебный пристав-исполнитель, вынесший постановления о взыскании исполнительского сбора.
Федеральная служба судебных приставов, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление - получателем и распределителем средств федерального бюджета, самостоятельно урегулируют вопросы доходов и расходов в отношении выделенных средств федерального бюджета.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного в доход федерального бюджета, осуществляется со счетов, открытых службе судебных приставов на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций".
В соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2003 N 03-01-01/12-290 и от 13.04.2004 года N 3-12-20/2 возврат исполнительского сбора, осуществляется на основании исполнительного документа судебного органа.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда сделаны при неправильном толковании норм материального права, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения от 22.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9883/13-2006, и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении, суду следует устранить допущенные нарушения, дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения данного спора в соответствии с нормами материального и процессуального права, подлежащими применению в данном случае, после чего принять решение по спору, отвечающее требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9883/13-2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2007 г. N Ф04-245/2007(277-А70-28)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании