Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Варм" (далее - ООО "Варм", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) от 22.07.2010 по делу N 88/129-10, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами при принятии судебных актов норм материального права, противоречие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и, не передовая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в действиях Общества присутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку правоустанавливающие документы на спорный земельный участок у юридического лица отсутствуют, каких-либо доказательств исполнения обязанности по оформлению указанных документов не представлено.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Департамента имущественных отношений администрации города Омска от 08.06.2010 N 09/18338 Управлением проведена проверка в отношении Общества с целью выявления наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
В ходе проверки было проведено обследование земельного участка, используемого ООО "Варм", расположенного в Центральном административном округе города Омска относительно 3-этажного здания прачечной, имеющего почтовый адрес: город Омск, ул. 10 лет Октября, д. 182, площадью 2201,00 кв.м.
По результатам обследования выявлено и отражено в акте обследования от 31.05.2010 N 133-ф, что земельный участок общей площадью 2201,00 кв.м. является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Обследуемый земельный участок не сформирован, в государственном кадастре недвижимости на учет не поставлен. Ранее постановлением главы администрации города Омска от 08.07.1993 N 593-п земельный участок, являющийся частью земельного участка площадью 28,94 га предоставлен АО "Сибшерсть" в бессрочное пользование. В центральной части обследуемого земельного участка расположено 3-этажное здание прачечной, принадлежащее ООО "Варм" на праве собственности.
С северной стороны к указанному зданию примыкает ограждение из сетки-рабица, образуя замкнутое пространство площадью 304 кв.м., используемое ООО "Варм" для производственных целей.
Правоустанавливающие документы на земельный участок площадью 304 кв.м. ООО "Варм" не представило.
По данному факту Управлением составлен в отношении Общества протокол от 12.07.2010 N 88/129-10 об административном правонарушении, на основании которого принято постановление от 22.07.2010 N 88/129-10 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество обратилось с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении вменяемого правонарушения.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ.
Судами на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что ООО "Варм" на праве собственности принадлежит нежилое здание прачечной, площадью 472,7 кв.м., литер М, этажность 3, расположенное по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 182.
Постановлением главы администрации города Омска от 08.07.1993 N 593-п акционерному обществу "Сибшерсть" в бессрочное пользование предоставлен фактически занимаемый земельный участок площадью 28,94 га на землях промышленной застройки города по ул. 10 лет Октября Куйбышевского района.
Судами также установлено, материалами дела подтверждается, что в целях оформления правоустанавливающих документов на спорный земельный участок 23.03.2010 между ООО "Варм" (заказчик) и ЗАО "АН-ТРАНС" (подрядчик) заключен договор подряда N 1-01/2196-10, по условиям которого заказчик поручает подрядчику, а подрядчик обязуется в установленный настоящим договором срок оформить землеустроительную документацию для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного относительно нежилого строения по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 182.
Следовательно, арбитражный апелляционный суд обоснованно указал, что на момент выявления административного правонарушения, Общество уже предпринимало необходимые действия по оформлению прав на используемый земельный участок.
Кроме того, из содержания писем от 06.09.2010 N 2195 и от 14.09.2010 N 2201, представленных Обществом в материалы дела, следует, что ЗАО "АН-ТРАНС" направляло в адрес Главного управления по земельным ресурсам Омской области межевой план по образованию земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности для согласования границ государственной собственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Арбитражные суды, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что Обществом были приняты меры по реализации своего права на оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, в связи с чем в действиях Общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Арбитражным апелляционным судом на основании материалов административного дела, в частности (акта обследования от 31.05.2010 N 133-ф, протокола от 12.07.2010 N 88/129-10 об административном правонарушении, оспариваемого постановления от 22.07.2010 установлено, что сведения, содержащиеся в акте обследования относительно обследованной площади земельного участка, противоречат сведениям, приведенным в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении относительно используемой ООО "Варм" части земельного участка.
При этом, объяснений относительно того, имеются ли правоустанавливающие документы у Общества на оставшуюся площадь спорного земельного участка (более 306 кв.м.) материалы административного дела не содержат, равно, как не содержат указания на доказательства того, что спорная часть земельного участка ранее не передавалась предыдущему собственнику объекта недвижимости на каком либо праве.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.10.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9929/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ.
...
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Арбитражные суды, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что Обществом были приняты меры по реализации своего права на оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, в связи с чем в действиях Общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2011 г. по делу N А46-9929/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6498/11
04.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6221/11
08.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-980/11
23.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-9929/2010
22.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9247/2010